Но сегодня Интернет вещей успешно проникает и на предприятия, а руководителям ИТ-служб пора задуматься о том, какое влияние новая концепция окажет на корпоративные сети.

«Товары и услуги, ранее не имевшие никакого отношения к Интернету вещей, теперь подпадают под его юрисдикцию», – указал Дэниел Кастро, старший аналитик образовательного и исследовательского института Information Technology and Innovation Foundation.

Итак, что же собой представляют устройства, из которых Интернет вещей и состоит?

По словам Кастро, компании все чаще располагаются в «умных" зданиях, они оборудованы передовыми системами отопления, вентиляции и кондиционирования, подключенными к корпоративной сети.

Многие коммунальные предприятия намерены установить у клиентов интеллектуальные датчики, чтобы осуществлять удаленный мониторинг ситуации.

Компании увязывают свою физическую безопасность с безопасностью сети, и данные, поступающие с камер наблюдения и устройств аутентификации, обрабатываются с помощью корпоративных ИТ-систем.

«Торговые сети WalMart, Target и Best Buy уже сейчас используют технологию RFID и другие средства слежения для управления логистическими цепочками, – указал Майкл Фосетт, аналитик IDC. – И Интернет вещей – следующий естественный шаг в этом направлении».

«Активы предприятий (оборудование, автотранспорт, железнодорожные вагоны и даже оборудование, предназначенное для мониторинга состояния пациентов) в процессе эволюции производственных процессов становятся сетевыми устройствами, – отметил вице-президент Gartner по исследованиям Хун Ле Хон. – Все эти устройства подключены к Интернету. И даже если управление ими осуществляется в полевых или клинических условиях, они все равно представляют собой оконечные узлы корпоративной сети, так же как смартфоны или планшетные компьютеры».

Другим примером новых производственных процессов являются торговые автоматы, которые подключены к Интернету и автоматически отправляют сигналы на склад по мере того, как запасы заканчиваются. Эти устройства становятся частью сетевого мира и все чаще встречаются в корпоративных сетях.

Еще одна область, где мы видим присутствие Интернета вещей, – так называемые цифровые цепочки поставок. В этом случае конечная продукция (например, бытовая электроника) или оборудование подключаются к Интернету, после чего производитель может осуществлять контроль за устройствами, составляя расписание их технического обслуживания.

«Цифровые цепочки поставок продолжают работать и после того, как товар доставлен заказчику, – указал Ле Хон. – Сегодня такими функциями оснащаются все больше дорогостоящих товаров».

Интернет вещей активно проявляет себя в потребительской сфере при автоматизации жилища или в интеллектуальных энергосетях. Руководителям ИТ-служб коммунальных предприятий, поставляющих газ и электричество, нужно быть в курсе современных разработок и понимать, каким образом интеллектуальные датчики и другие источники данных стыкуются с корпоративными сетями и ИТ-системами.

И наконец, Интернет вещей бурными темпами развивается в «интеллектуальных городах», где все виды устройств и оборудования – светофоры, датчики парковки, мусорные машины – постепенно подключаются к Интернету. Руководителям муниципальных ИТ-служб следует знать, как эти устройства подключаются к сети.

Слияние ИТ и производственных процессов

По всей вероятности, нас ждет слияние производственных процессов и ИТ. «Поскольку машины все глубже проникают в корпоративные сети, ИТ-директору и директору по операциям следует задуматься о том времени, когда ресурсы, традиционно относившиеся к ИТ или производству, окажутся в одной сети, – указал Ле Хон. – Возникает, к примеру, вопрос, кто будет отвечать за обеспечение безопасности. И если в ИТ-службе есть опытные специалисты, уже давно занимающиеся такими вопросами, то для операционного персонала это явно не первоочередная задача. Понадобится некая кооперация».

Руководителям ИТ-служб нужно готовить себя к ситуациям, когда торговый автомат, подключенный к сети, самостоятельно будет создавать заказы на пополнение израсходованных запасов, обращаясь к приложению ERP.

Если торговый автомат создает заказ на пополнение запасов, должна ли у него быть пользовательская лицензия ERP-приложения? Руководителям ИТ-служб нужно четко понимать это. Даже если они не собираются приобретать торговые автоматы, им все равно необходимо заранее продумать такие моменты. Именно это мы и понимаем под слиянием. Производственные процессы и ИТ существуют не в отдельных мирах. Необходимо заранее начинать обсуждать вопросы управления, безопасности, лицензирования программного обеспечения и технической поддержки.

Происходящие перемены оказывают серьезное влияние на сетевые технологии и стратегии предприятий. Согласно отчету о тенденциях развития Интернета вещей, опубликованному компанией Gartner в 2012 году, устройства не всегда будут подключаться привычными сегодня компаниям путями.

«С беспроводными технологиями Wi-Fi, 3G/4G, сотовой связи и Bluetooth все мы уже знакомы, но это не единственный способ подключения к Интернету», – говорится в отчете.

Эти сетевые технологии и протоколы потребляют много электроэнергии и предназначены для приложений, требующих высокой пропускной способности. А между тем многим устройствам (например, датчикам температуры и влажности, установленным на удаленных сельскохозяйственных объектах) высокая пропускная способность не нужна, но зато повышенные требования предъявляются к их дальности действия и энергопотреблению.

Устройства должны иметь свой адрес. Каждый компьютер, смартфон и планшет, подключенный к Интернету, прямо или косвенно адресуется по протоколу IP. Очевидно, устройства тоже должны быть адресуемыми, с тем чтобы иметь возможность взаимодействовать через Интернет с другими устройствами, приложениями и людьми.

Хотя не каждое устройство будет иметь IP-адрес, все они должны поддерживать адресацию.

Большие Данные

Теперь пора перейти к вопросам, связанным с управлением данными. Для извлечения из Интернета вещей максимальной пользы нужна возможность управления данными и получения необходимой информации путем их анализа.

Если любое устройство будет генерировать свои потоки данных, компаниям понадобятся технологии для управления этими данными, их хранения и анализа. Возможно, отдельным организациям вполне достаточно окажется и существующих средств управления, но другим потребуются новые технологии, предназначенные для выполнения операций в режиме реального времени и учитывающие масштабы Интернета вещей.

Последние тенденции развития — переход в облако и внедрение Больших Данных и аналитических механизмов, скорее всего, тоже найдут свое отражение в Интернете вещей.

Собираетесь ли вы использовать облачные сервисы для подключения новых промышленных устройств и оборудования к корпоративным сетям? Этот вопрос касается не только облака, но и управления оконечными узлами и архитектурой. Представьте, что у вас имеется реактивный двигатель или насос на нефтяной вышке, который ежедневно генерирует терабайт данных. Это очень большой объем.

С точки зрения архитектуры, ИТ и операций необходимо решить, где будут размещаться данные: непосредственно на месте, в облаке или в корпоративном хранилище.

«В ближайшие пять лет рост Интернета вещей будет, пожалуй, наиболее заметен в области отслеживания запасов и управления цепочками поставок, – подчеркнул Кастро. – Но с учетом направления развития технологий весьма вероятно, что Интернет вещей проникнет и во многие другие аспекты бизнеса».