Кристоф Жоанбланк Orange Business Services
Кристоф Жоанбланк: «Потребители облачных сервисов стремятся сосредоточиться на своей основной деятельности, а не на администрировании ИТ-ресурсов»

Orange Business Services, подразделение группы France Telecom-Orange, являющееся одним из крупнейших международных операторов, предоставляющих широкий спектр телекоммуникационных и ИТ услуг, фокусируется в России исключительно на работе с корпоративными заказчиками. В дополнение к базовым телекоммуникационным сервисам компания предлагает новые виды услуг. Большое внимание уделяется облачным технологиям и развертыванию сервисов на их основе. Планируется, что доля ИТ-сервисов в российских доходах компании должна возрасти к 2015 году до 30%. Кристоф Жоанбланк, генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ, рассказал о глобальной стратегии Orange Business Services и о работе в нашей стране.

Облачные технологии открывают провайдерам телекоммуникационных услуг новые возможности для повышения доходов. Они строят собственные центры обработки данных, предоставляя услуги на их основе, или фокусируются на собственной сетевой инфраструктуре, используя ее для формирования частных и гибридных облаков заказчиков и взаимодействия с ними их конечных пользователей. Какая модель бизнеса является для Orange Business Services наиболее предпочтительной в этой области?

В Orange Business Services одинаково важными и перспективными считают оба эти направления деятельности. Мы являемся глобальным интегратором коммуникационных решений, работающим на корпоративном рынке, располагаем сетью высокопроизводительных центров обработки данных, а также телекоммуникационной инфраструктурой, способной обеспечить защищенный доступ к ИТ-ресурсам заказчиков компании. Функциональные возможности нашей инфраструктуры позволяют организовать в рамках единой сетевой среды поддержку корпоративных приложений предприятий, работающих в различных отраслях экономики. К таким приложениям относятся критически важные для бизнеса задачи, телефония, унифицированные коммуникации, включая видеоконференцсвязь. Как глобальный телекоммуникационный оператор, мы предоставляем каналы связи для передачи трафика Ethernet/L2, обеспечивающие взаимодействие центров обработки данных предприятий, обладаем продуктами, решениями и экспертизой, необходимыми для создания частных облачных сред, а также для их взаимодействия с публичными облаками.

Решения на стыке телекоммуникаций и информационных технологий всегда находились в фокусе Orange, а постоянно растущий интерес рынка к облачным средам стимулирует и активизирует развитие данного направления бизнеса. Одним из важнейших аспектов нашей глобальной пятилетней стратегии Conquests 2015 является повышение уровня доходов от облачных вычислений до полумиллиарда евро, в том числе за счет создания готовых к облачным сервисам сетей, предоставления в качестве услуги инфраструктуры, решений для совместной работы и коммуникаций. Это вполне достижимая цель, так как рост доходов Orange от облачных услуг измеряется десятками процентов в год.

Как в этом смысле можно расценивать соглашение о партнерстве с провайдером ИТ-сервисов GFI Informatique, заключенное в январе для совместного предоставления облачных сервисов?

Этот альянс, ориентированный пока на европейские страны, свидетельствует о дальнейшем развитии нашей облачной стратегии. Он позволит внедрять ERP-системы и другие бизнес-приложения на базе облачной инфраструктуры Orange Business Services, обеспечивая их максимальную доступность для заказчиков. В результате совместной работы двух компаний пользователи смогут выбирать приложения из имеющегося каталога и получать к ним доступ на основе модели «ПО как услуга». Использование сети Orange предоставит возможность осуществлять из единого центра управление качеством сервисов и мониторинг сетевой инфраструктуры.

Какими центрами обработки данных располагает Orange Business Services в Европе и других странах?

В мире насчитывается несколько десятков центров обработки данных, которые использует Orange Business Services, наиболее крупные из них расположены во Франции и Германии. Недавно мы заключили с компанией SITA, осуществляющей ИТ-поддержку аэротранспортной индустрии, соглашение о построении глобальной управляемой облачной инфраструктуры. Соглашение предусматривает создание ЦОД в Атланте, Франкфурте, Сингапуре, Австралии и на Африканском континенте, сертификация которых, согласно классификации Uptime Institute, соответствует требованиям Tier III и Tier IV. Связь между этими центрами обработки данных осуществляется посредством собственной высокопроизводительной сети MPLS, что позволяет предлагать широкий спектр услуг на основе сервисной модели. Наряду с собственными ЦОД имеются также аутсорсинговые центры. В Европе, в частности, они принадлежат компании Interxion и используются подразделением Orange Trading Solutions для обслуживания трейдинговых департаментов крупнейших банков мира.

А что у Orange есть в России?

В России Orange Business Services обладает ИТ-инфраструкторой, полностью обеспечивающей решение задач наших корпоративных заказчиков. В основном центре обработки данных, расположенном в Москве, размещено более трех сотен стоек. В результате недавней модернизации этот ЦОД соответствует большинству требований Tier III. Избыточность и резервирование оборудования позволяют сохранить работоспособность инфраструктуры и доступ к данным при возникновении нештатных ситуаций. В этом центре предусмотрена зона для стоек с клиентским оборудованием, установка которого в значительной степени связана с ростом интереса к облачным сервисам. Кроме того, мы являемся официальным партнером компании Data Space Partners, обладающей единственным в России коммерческим ЦОД, сертифицированным Uptime Institute по стандарту Tier III, и готовы, использовать его возможности вместе с нашей магистральной сетью для тех заказчиков, которым такая сертификация необходима. Наряду с этим Orange располагает в регионах почти двумя десятками серверных помещений, в некоторых из них располагаются точки обмена трафиком, предназначенные для установки оборудования заказчиков. Я бы хотел отметить также, что в московском ЦОД размещен основной центр управления сетью. Он работает в круглосуточном режиме и вместе с дополнительными центрами в Нижнем Новгороде и Новосибирске осуществляет мониторинг состояния сети, управление сетью, а также обеспечивает поддержку заказчиков во всех часовых поясах Российской Федерации.

Неоднократно утверждалось, что собственная российская сеть Orange Business Services дает компании определенные преимущества в нашей стране. Но ведь другие операторы, работающие здесь, также обладают принадлежащими им сетями, в ряде случаев превосходящими по масштабу инфраструктуру Orange….

Здесь я бы хотел внести небольшие уточнения. Речь идет о том, что Orange Business Services — единственный международный оператор, который имеет в России собственную сеть, обладает набором лицензий и является национальным оператором дальней связи. Однородная сеть IP MPLS с узлами связи, расположенными в крупнейших городах России, позволяет предоставлять телекоммуникационные услуги на территории всей страны. Наша собственная высокоскоростная магистральная сеть DWDM проходит через центральные регионы России, а на остальной территории мы располагаем разветвленной спутниковой инфраструктурой или арендованными резервированными каналами. Тысяча наземных станций VSAT и пять региональных телепортов позволяют строить для заказчиков высокопроизводительные VPN-сети даже в труднодоступных регионах страны. Я бы хотел подчеркнуть, что Orange, являясь международной компанией, обеспечивает эффективное взаимодействие центральных офисов и подразделений заказчиков, расположенных не только в России, но и за пределами страны, а также предоставляет услуги наших европейских центров обработки данных. Эти новые для России сервисы, включая облачные решения, уже введены в действие и протестированы нами за рубежом,

Итак, Orange обладает в нашей стране телекоммуникационной инфраструктурой и центром обработки данных. Есть ли эффект от их совместного использования?

Собственная телекоммуникационная инфраструктура позволяет предоставить максимально надежный доступ клиентов к оборудованию, приложениям и данным, размещенным в принадлежащем Orange центре обработки данных. Синергетический эффект от совместного использования наших телекоммуникационных и ИТ-ресурсов состоит в возможности заключения комплексного «сквозного» соглашения о качестве предоставляемых услуг, охватывающего все компоненты их формирования и доставки корпоративным заказчикам. Подписанный договор SLA не только регламентирует технические параметры, но и предусматривает нашу финансовую ответственность в случае отклонения от них. Обладая ИТ- и телекоммуникационной инфраструктурой, мы фактически реализуем принцип «единого окна», упрощающий решение проблем в случае их возникновения и исключающий многочисленные обращения к системному интегратору, оператору связи, владельцу ЦОД.

Orange предлагает предприятиям в России тот же уровень сервиса, который доступен нашим клиентам во всех странах мира. Мы постоянно следим за степенью удовлетворенности заказчиков и вводим сервисы, призванные повысить удобство их работы. В прошлом году, к примеру, мы предоставили в распоряжение корпоративных заказчиков клиентский портал, позволяющий оперативно осуществлять контроль качества услуг, получать помощь специалистов технической поддержки, доступ к бухгалтерским документам. Список его возможностей будет планомерно расширяться.

Облачные структуры и все, что связано с новой моделью предоставления ИТ-услуг, относятся к наиболее горячим и обсуждаемым темам. Каким образом, исходя из практического опыта работы Orange Business Services в нашей стране, вы оцениваете состояние российского рынка облачных сервисов?

Ситуацию на российском облачном рынке вкратце можно охарактеризовать так: он находится на стадии роста и преодолевает возникающие трудности. Еще два-три года назад многие аналитики, интеграторы и сервис-провайдеры возлагали на облака огромные надежды, однако, как оказалось, заказчики тогда еще не были готовы к внедрению облачных решений. Возможно, это связано с неправильным позиционированием облачных услуг, от которых ждали в первую очередь значительного снижения издержек и, как следствие, сокращения ИТ-бюджетов. Однако на практике на первом плане оказалась не финансовая экономия, а возможность создания более гибкой ИТ-инфраструктуры в условиях дефицита и дороговизны высококвалифицированных ИТ-специалистов, способных поддерживать и развивать собственные ИТ-системы предприятий. В то же время потребители облачных сервисов стремятся сосредоточиться на своей основной деятельности, а не на администрировании ИТ-ресурсов. Значительную часть наших заказчиков составляют предприятия крупного бизнеса, работающие в банковской сфере, добывающих отраслях, в промышленности. Они заинтересованы в максимальном контроле над своими ИТ-ресурсами, в создании собственных частных облаков, и здесь мы оказываем им полную поддержку. Согласно оценкам аналитиков, объем российского рынка частных облаков составит по итогам 2012 года около 1,3 млрд руб., а к концу текущего года он может увеличиться до 40%.

Вы объявляли о развертывании в России сервисов на базе облачных решений, созданных в рамках глобального альянса Flexible 4 Business. Насколько востребованы эти услуги?

Работая в России, мы ориентируемся на опыт наших французских и европейских коллег и адаптируем разработанные ими продукты и решения для российских пользователей. К таким решениям относятся единый во всех странах мира комплекс облачных сервисов, созданных на базе инфраструктурных комплексов Vblock. Провайдером этих сервисов является Orange Business Services (cм. «Облачный альянс взялся за Россию», Computerworld Россия, № 24, 2011). На основе таких «строительных блоков» создаются частные облака заказчиков, инфраструктура которых размещается как в центрах обработки данных Orange, так и на объектах заказчиков. Использование заранее протестированных и сконфигурированных систем, содержащих серверы, СХД и ПО виртуализации, существенно упрощает решение интеграционных задач, которыми занимаются специалисты Orange Business Services в процессе реализации проектов предоставления управляемых услуг в области центров обработки данных и хостинга.

Однако, адаптируя европейский опыт, мы всегда учитываем специфику местного рынка. Многие клиенты Orange, работающие в России, ограничены при выборе продуктов корпоративными стандартами, регламентирующими применение ИТ-оборудования определенных производителей, а также имеют собственные предпочтения. Идя им навстречу, мы приняли решение расширить портфель предложений для построения частных облаков, добавив к Cisco UCS серверы других вендоров, включая HP и IBM. В настоящее время ведутся переговоры с рядом заказчиков, работающих в области финансов, логистики, продажи автомобилей, о создании вычислительных комплексов на базе частных облачных сред с использованием в их составе наших высокопроизводительных каналов IP VPN. К осени, возможно, будут сделаны первые объявления.

Какую роль в вашем российском бизнесе играют SMB-организации и какие сервисы для них пользуются наибольшим спросом?

В России, где деятельность Orange фокусируется на сегменте B2B, мы работаем как с крупными корпоративными заказчиками, так и с предприятиями малого и среднего бизнеса. Два года назад, к примеру, мы предложили небольшим предприятиям «телекоммуникационный комбайн» на базе интегрированного устройства доступа Business LiveBox, обеспечивающий телефонную связь, доступ в Интернет, развертывание офисной локальной и беспроводной сети наряду с технической поддержкой Orange и возможностью нашего удаленного управления. Этот сервис уже используется в сотнях офисных центров, а в 2013 году планируется почти 40-процентное увеличение клиентской базы. Месяц назад мы представили решение унифицированной защиты от сетевых угроз Unified Defense, предназначенное для средних компаний и предприятий с многочисленными филиалами. Его сервисы базируются на устройстве Fortinet, которое поддерживается специалистами Orange. Мы рассматриваем SMB-компании в качестве наиболее перспективных потенциальных российских пользователей публичных облачных сервисов, поскольку в большинстве случаев они не связаны ограничениями в этой области, характерными для крупных корпоративных заказчиков. Orange планирует распространить на российские SMB-компании публичные облачные сервисы, которые в настоящее время доступны таким организациям во Франции и других странах, используя для этого свою панъевропейскую ИТ-инфраструктуру.

Планирует ли Orange Business Services предоставлять услуги Network as a Service? Насколько это актуально для России?

Суть NaaS заключается в том, чтобы удовлетворить потребности заказчика в ситуации кратковременного взрывного роста трафика. Это одна из нестандартных опций тарификации в рамках услуги передачи данных Internet Direct, оказываемой Orange в том числе и в России. При запросе заказчика на данную услугу мы готовы обеспечить канал с заведомо большей пропускной способностью, рассчитанный на предельную нагрузку, но клиент оплачивает только ту ее часть, которую он реально использует. В случае пиковых нагрузок, когда, к примеру, организуется крупномасштабная видеоконференция, заказчик может выйти за пределы стандартно используемой полосы, дополнительно оплатив расширение. Таким образом, реализуется типичная облачная концепция – «плати за то, что используешь». Но это — сегодня. В дальнейшем, с развитием технологий программно-конфигурируемых сетей, сервис-провадерам станут доступны средства виртуализации телекоммуникационных ресурсов. Появится возможность динамического изменения производительности каналов, в том числе по требованию и в режиме самообслуживания, используемых для взаимодействия ЦОД и в облачных инфраструктурах, а также многое другое, что способно радикально изменить представление о сетевой инфраструктуре. Однако для реализации подобных сценариев потребуется определенное время.