Виталий Слизень: «Мы не собираемся конкурировать с операторами магистральных сетей и заниматься связью как таковой. Если бы можно было обойтись арендой, то, естественно, отказались бы от строительства собственной сети».
Виталий Слизень: «Мы не собираемся конкурировать с операторами магистральных сетей и заниматься связью как таковой. Если бы можно было обойтись арендой, то, естественно, отказались бы от строительства собственной сети».

Этот центр построен в Судогодском районе Владимирской области в рамках объявленной год назад программы, предусматривающей создание всероссийского ИТ-оператора, предоставляющего облачные сервисы (см. «Inoventica: облако над SMB», Computerworld Россия №14, 2011). Виталий Слизень, генеральный директор управляющей компании «Коммуникации для инноваций», рассказал о состоянии отечественного облачного рынка и стратегии группы.

— Как вы оцениваете современное состояние российского рынка облачных сервисов и место группы Inoventica на нем?

Облачные сервисы относятся сегодня к наиболее привлекательным ИТ-услугам, прежде всего из-за высоких показателей роста. Объем этого рынка пока мал, согласно оценкам IDC, он составлял 10 млн долл. в 2009 году, но темпы роста достигают полутора, а в отдельных сегментах — нескольких раз в год. В рамках выбранной стратегии группа Inoventica ориентируется на предоставление массовых облачных услуг SMB-компаниям, а также клиентам сегмента SOHO/SME. Если хочешь завоевать этот рынок и войти в состав тройки его лидеров, нужно решить два основных вопроса — цены и качества услуг. Все остальное далеко позади. Исходя из того что качество смогут обеспечить и другие игроки, мы сконцентрировались не только на этом, но и на вопросе цены.

— Каким образом вы намерены добиваться снижения цены предоставляемых сервисов?

Важнейшим фактором, определяющим цену услуг, является их себестоимость. После детального анализа структуры затрат стало ясно, что в ней очень велика доля ЦОД, где размещаются серверы и системы хранения, — около 35%. Здесь наибольшее значение имеют стоимость квадратного метра оборудованных помещений и суммарные расходы на электроснабжение. Вторая очень существенная составляющая — оплата труда персонала, обеспечивающего предоставление сервисов. При строительстве первого ЦОД Inoventica удалось достичь оптимальной структуры капитальных вложений за счет использования таких инновационных технологических решений, как применение системы удаленного мониторинга и управления инфраструктурой, а также использование автоматической системы управления сервисами. Мы также постарались минимизировать затраты на ЦОД путем его интеграции в рекреационно-оздоровительный комплекс. В результате значительно снижена по сравненению со среднерыночной стоимость такой востребованной услуги, как аренда выделенного сервера.

— Перед принятием решения о предоставлении облачных сервисов вы как-то анализировали рынок, где будете работать?

Для оценки ситуации мы ориентировались на уже существующие исследования. Рынок очень сегментирован, облачные услуги предоставляют в нашей стране сейчас почти две сотни компаний, десятки из них работают в области SaaS. Наиболее массовые сервисы — предоставление виртуальных машин. Крупных игроков практически не видно, годовой оборот большинства компаний исчисляется всего лишь миллионами рублей.

— Можно ли говорить о заметных различиях рынков предоставления облачных сервисов и более знакомых вам рынках телекоммуникационных услуг?

Законы массового рынка одинаковы: у кого больше «проходимость», тот больше продает. Не вижу также особых различий и в продвижении — услуги есть услуги. Важно вот что: облачные сервисы инфраструктурно независимы. Это значит, что они адресованы всем желающим и их предоставление не зависит от принадлежности инфраструктуры доступа тому или иному оператору связи, чего нельзя сказать об услугах телекоммуникационных. Однако в нашей стране не регламентируется принцип сетевой нейтральности, определяющий независимость контента и сетей, по которым контент передается. Поэтому, даже если услуга технологически не связана с инфраструктурой, любой игрок рынка, которому инфраструктура принадлежит и который не заинтересован в том, чтобы эту услугу получали его подписчики, имеет возможность ограничивать полосу пропускания, снижать качество обслуживания, чинить другие препятствия. Таким образом, могут возникнуть проблемы при передаче трафика между абонентом и точкой предоставления облачных сервисов. Единственной не зависящей от инфраструктуры телекоммуникационной услугой является в России дальняя связь, где реально работает принцип сетевой нейтральности. После набора «восьмерки» ваш трафик всегда будет передаваться в конечном итоге сетью МТТ. Это пока исключение, оставляющее место для дальнейшего законодательного регулирования.

— Таким образом, независимо от технологических факторов и регулятивных норм, сложивших на рынке отношений и практики взаимодействия операторов, речь идет в первую очередь о доступности канала между подписчиком облачной услуги и узлом ее предоставления...

Безусловно. Прежде всего необходимо обеспечить в таком канале определенные параметры качества обслуживания, которые определяются тремя основными показателями. Возвратно-круговая задержка (round-trip delay) характеризует время прохождения пакета и получения отклика. Снижение девиации задержки свидетельствует о стабильности канала, а сокращение до минимума потери пакетов в процессе их передачи – о качестве его работы. Проблемы качества стоят очень остро при использовании публичного Интернета для доставки облачных сервисов и во всем мире, и особенно в нашей стране. Дело в том, что у нас никто и никогда не говорил, что российский Интернет ориентирован на задачи бизнеса. Он создавался в основном для доступа к сайтам и передачи почты. О качестве никто не задумывался, главное — чтобы открывались страницы. Характерно, что задержка передачи данных между одними и теми же двумя узлами может различаться у нас в сотню раз из-за прохождения пакетов по различным маршрутам. Вот так устроен наш Интернет, который является основной коммуникационной средой для массовых сервисов.

— Тем не менее вы хотите быть национальным оператором облачных услуг, работать в масштабах всей страны и предоставлять в сложившихся условиях сервисы необходимого качества. Как этого можно добиться?

Для этого нужно приблизить ЦОД к клиентам и иметь собственную магистральную инфраструктуру. Мы взяли за основу рекомендации Microsoft, согласно которым возвратно-круговая задержка должна варьироваться в пределах от 6 до 10 миллисекунд. Если говорить о выделенных каналах, то этим показателям соответствует удаление клиентов от ЦОД в любом направлении приблизительно на 900 км. Это в идеальном случае, а с учетом технологических реалий данное расстояние лучше уменьшить до 500 км. Таким образом, если разместить центры обработки данных на расстоянии около тысячи километров друг от друга, то, даже если один из них выйдет из строя, время задержки при обслуживании всех клиентов другим не превысит приемлемых пределов.

Чтобы определить места размещения ЦОД, их зоны обслуживания, нужно не только разделить страну на области с шагом в тысячу километров, но и учесть плотность населения. Если, например, очертить два круга радиусом 500 км с центрами в Казани и Уфе, то мы получим пространство, где проживает почти 60% населения нашей страны. Итак, взяв за основу рекомендации Microsoft и ориентируясь на распределение населения, мы пришли к пониманию того, что нужно построить шесть ЦОД, и определили, где они будут размещаться с учетом охвата облачными сервисами 70-80% жителей нашей страны.

— Вы начали с ввода в действие ЦОД с мощностью потребления 0,5 МВт. Не слишком ли этого мало, учитывая, что в России создаются ЦОД на порядок и даже на два порядка мощнее?

Ошибки в определении производительности и мощности потребления могут стоить очень дорого. Еще в прошлом году стоимость подключения электроэнергии в Москве составляла 90 млн рублей за мегаватт. Прокладка кабеля между распределительной и трансформаторной подстанциями тоже обходится очень недешево плюс оплата гарантированной запрошенной мощности. В Москве ресурсы ЦОД всегда будут востребованы, а в регионах затраты на избыточную мощность не вернешь.

Для определения производительности подсчитали число потенциальных клиентов. В России, исходя из коэффициента семейственности, равного 2,5, максимальное число потенциальных пользователей услуг широкополосного доступа составляет не более 60 млн. Из них приблизительно треть — наша целевая аудитория. Таким образом, на каждый ЦОД придется со временем немногим более 3 млн клиентов. Типичными задачами таких центров являются: требующее выделения постоянных ресурсов предоставление в аренду виртуальных машин, а также сервисы SaaS, потребление ресурсов которыми варьируется в зависимости от запросов.

С учетом всех этих факторов решили, что в среднем нам хватит около мегаватта на ЦОД. Начали с половины, запас есть. Нужно ли будет больше? Посмотрим, время покажет.

— С качеством понятно. Однако создание собственной, проходящей через всю страну магистральной сети и ее эксплуатация требуют значительных затрат, которые должны повышать стоимость сервисов...

Мы вынуждены, помимо ЦОД, построить собственную транспортную инфраструктуру. Если бы можно было обойтись арендой, то, естественно, отказались бы от строительства. Но возникает слишком много проблем со сквозным прохождением трафика, вопросов, связанных с интерфейсами между сетями различных операторов, эксплуатацией, надежностью, да и, что скрывать, операторскими войнами. Вполне возможно, что точка взаимодействия между различными российскими сетями находится не здесь, а где-нибудь на «нейтральной земле» в Амстердаме или во Франкфурте.

В то же время мы говорим заказчикам: забудьте о цене транспорта. Эти расходы покрываются выручкой от услуг по предоставлению в аренду операторам связи части каналов, принадлежащих группе Inoventica. И, хотя пропускная способность собственной магистральной сети составляет 8 Тбит/с, мы не собираемся конкурировать с операторами магистральных сетей и заниматься связью как таковой. Годовой оборот российского рынка аренды каналов связи оценивается в 60 млрд руб. Нам же для компенсации затрат связанных с инфраструктурой, требуется выручка от аренды каналов в 250-300 млн руб. в год. Эти цифры несоизмеримы. Дополнительным преимуществом сдачи каналов в аренду является непосредственная связанность в регионах с инфраструктурой провайдеров услуг широкополосного доступа.

— Насколько российские SMB-компании готовы к потреблению облачных сервисов, которые вы им намерены предлагать?

Пользователи готовы, им нужны недорогие сервисы, дешевый и качественный доступ к ним. Инфраструктура широкополосного доступа повсеместно развивается. Основная проблема — резервирование каналов доступа, от работоспособности которых зависит в конечном итоге ИТ-поддержка бизнеса небольших компаний. Очень важно иметь резервный канал, лучше беспроводной, с учетом мобильности малых предприятий. Существующие сети 2G/3G не отличаются качеством и пропускной способностью, остаются провайдеры WiMAX/LTE, но их немного, услуги дорогие. Если операторы мобильной связи могли бы предложить специальный тариф, предусматривающий возможность неограниченного пропуска трафика облачных сервисов Inoventica в течение двух-трех суток в месяц, скажем, рублей за 100, то положение могло бы заметно улучшиться. В то же время у таких операторов могли бы появиться десятки, а может быть, и сотни тысяч новых подключений.

— А как обстоит дело с преодолением недоверия клиентов? Это недоверие может быть обусловлено нежеланием отдавать свои данные в чужие руки, защитой их конфиденциальности, психологическими проблемами?

На массовом рынке вопрос прежде всего в цене услуг. Если разница небольшая, то можно сравнивать, что лучше: развертывать собственную ИТ-инфраструктуру или получать сервисы из облаков. Если значительная — все сомнения отпадают. С крупными корпоративными заказчиками все обстоит по-другому, но они не относятся к массовому рынку. Мы же ориентируемся на организации, использующие не более трех-четырех десятков рабочих мест.

— Однако в ваших расчетах вы учитывали не компании сегментов SMB и SOHO, а практически все население страны...

Действительно, таких компаний меньше, чем домовладений. Но, мы считаем, что в течение нескольких лет многие люди поймут, что не следует покупать и периодически обновлять дорогие компьютеры. Их вполне смогут заменить тонкие бездисковые домашние клиенты с широкополосным доступом к дешевым арендованным виртуальным машинам.

— Когда вы планируете ввести в действие следующий ЦОД?

Думаю, что к концу года все работы по строительству помещения ЦОД в Татарстане и его инженерным системам будут закончены. В конце марта начал предоставлять услуги владимирский ЦОД, в течение лета проведем исследования его температурных режимов. В настоящее время наши специалисты разрабатывают собственную распределенную систему хранения данных со множественным дублированием блоков, которая будет использоваться для резервирования ресурсов географически распределенных ЦОД.