Источник: Cisco

Любой пользователь системы видеоконференц-связи рано или поздно вынужден решать задачу обеспечения работы в ситуации, когда специализированное оборудование, предназначенное для этих целей, физически отсутствует. Очевидный выход в таком случае — использовать в качестве терминала ВКС персональный компьютер, оснащенный USB-камерой, звуковой картой, микрофоном и колонками. Но для связи еще понадобится программное решение и определенный бюджет, если речь идет о применении коммерческого продукта. Сам выбор и покупка такого продукта займут немало времени, а ведь обычно требуется внедрить замещающее решение немедленно. Именно поэтому знакомство с программными клиентами ВКС обычно начинается со свободно распространяемых версий.

Если речь идет о видеосоединении двух пользователей программных решений, все достаточно просто. Существует множество публичных сетевых сервисов с поддержкой видео. Самые известные их них – Skype и Apple Facetime. Проблемы начинаются, как только мы захотим привлечь к общению третьего абонента или подключить к конференции студийную видеосистему, а такая необходимость наверняка возникнет.

Дело в том, что свободные программные решения позволяют реализовать возможности именно персональной видеосвязи. Большой аудитории общаться с помощью ПК неудобно. Это связано прежде всего с используемыми камерами, обычно короткофокусными, без возможности позиционирования, зуммирования и подключения профессиональных микрофонов (а тем более нескольких) нормальной акустики. Программные реализации механизмов эхоподавления также обычно сильно уступают аппаратным решениям.

Встает и вопрос совместимости. Большинство свободных решений используют собственные, ни с чем не совместимые протоколы кодирования или сигнализации. Они могут работать исключительно в своей собственной сети, связываясь только с такими же программными клиентами. Расширить функционал подобных решений, используя имеющееся или то инфраструктурное оборудование, которое планируется приобрести, невозможно.

Конечно, есть проекты, поддерживаемые энтузиастами, такие, например, как Ekiga, Linphone, KPhone и др. Но применять их в интересах бизнеса рискованно. Ведь такое ПО, распространяемое «как есть», без гарантии работоспособности и поддержки, редко снабжается документами по развертыванию, руководствами для конечного пользователя и администратора. Совместимость с решениями известных производителей ограниченна. Как правило, свободные продукты реализованы только для одной ОС (обычно Linux или Windows) и функционируют до тех пор, пока в организации работает энтузиаст, продвигающий и поддерживающий бесплатную систему видеосвязи.

В профессиональных же программных решениях, которые предлагают известные производители ВКС, консолидирован многолетний опыт разработки подобных систем. Так, например, компания Tandberg представила первую версию программного клиента Movi в мае 2007 года. Первоначально Movi не требовал предварительной установки ПО на компьютер пользователя. Решение было построено на базе Linux-сервера и позволяло пользователю, зашедшему на веб-страницу сервера, совершать и принимать видеозвонки с помощью встроенного в страницу элемента управления Active X.

С приобретением Tandberg компанией Cisco переработанное и усовершенствованное решение Movi стало частью продуктовой линейки Cisco TelePresence, уже включавшей в себя несколько программных клиентов, поддерживающих видеосвязь.

Один из таких клиентов — Cisco Unified Video Advantage — работает совместно с обычными телефонами. Сотрудники компаний используют корпоративный телефон так же, как обычно, но с CUVA доступно и выполнение видеозвонков. При этом ПК служит только для приема-передачи видео, звук по-прежнему идет через телефон.

Другой универсальный клиент, IM Cisco WebEx Connect, с поддержкой облачных технологий расширяет возможности для организаций, не готовых к приобретению собственного серверного оборудования. WebEx Connect поддерживает видео и, кроме работы в облаке, позволяет дополнительно использовать преимущества корпоративной телефонии, основанной на CUCM.

Наконец, Cisco Unified Personal Communicator – универсальный клиент, рассчитанный на работу в корпоративном окружении совместно с серверами Cisco Unified Presence и Cisco Unified Communication Manager. Продук CUPC поддерживает отображение расширенного статуса присутствия (позволяет консолидировать информацию с телефонной станции, абонентских устройств, облака Webex, сервисов планирования и т. д.), IM, управляет настольным телефоном, содержит визуальные инструменты работы с голосовой почтой, поддерживает видео высокого качества, открытие аудио- и видеоконференций «по требованию», а также веб-конференций.

По мере совершенствования мобильных средств связи меняется видение современного инструмента делового человека. Мы постепенно переносим наше рабочее пространство с ПК на мобильные платформы — смартфоны и планшеты.

Мы можем выходить на связь, используя видеосистемы с обычными телефонами через шлюзы в телефонную сеть общего пользования. Но как только видео становится нашим повседневным инструментом общения, мы хотим видеть этот инструмент не только на ПК. Причем желательно, чтобы это был один и тот же клиент, со знакомым интерфейсом, личными настройками и одинаковыми возможностями и функционалом на всех поддерживаемых платформах.

Сегодня на смартфонах доступны приложения для IM, передачи файлов, работы с почтой. Самые продвинутые пользователи научились подключать смартфоны к корпоративной SIP-телефонии (правда, сложность в настройке и интеграции в корпоративное окружение, нестабильность в работе делают этот функционал малополезным). Несмотря на то что производительность мобильных устройств, уже ставших неотъемлемой частью нашей жизни, сравнима с производительностью ПК трех-пятилетней давности и достаточна для работы с документами и кодирования видео высокого качества, ее все еще не хватает для одновременной работы с несколькими ресурсоемкими приложениями. Назрела необходимость в совершенно новом классе программного клиента, клиента многофункционального и кроссплатформенного.

Cisco Jabber вобрал в себя функционал созданных в компании программных клиентов. Этот продукт построен на базе движка Cisco Precision Video Engine, соединившего в себе компоненты с открытым кодом и проприетарные решения Cisco; основа CPVE – доработанный код Movi. Поддержка Windows, Mac, iOS, Android, BlackBerry и Symbian позволяет использовать Jabber там, где он необходим. Существуют планы выпуска приложения и на других платформах (например, Linux). Для разработчиков выпущены библиотеки для встраивания Cisco Jabber в веб-приложения – Jabber SDK.

Компания планирует реализовать весь функционал и особенности программных клиентов Cisco на базе единого приложения – Cisco Jabber. Не на всех платформах видео появится в первых версиях продукта, пока оно реализовано только под Windows, Mac OS, iOS и Android, но в следующих версиях ПО разработчики Cisco добавят этот функционал там, где это возможно.

Сегодня любой прошедший простую процедуру регистрации может получить учетную запись, ссылку для скачивания ПО и совершать с его помощью интернет-звонки как внутри организации, использующей стандартные системы ВКС, так и внешним пользователям. То есть Cisco предлагает кроме ПО еще и бесплатный сервис. Запущенный в конце февраля 2012 года, этот сервис уже завоевал популярность. Менее чем за месяц на сайте зарегистрировалось 20 тыс. пользователей, сделавших более 50 тыс. видеовызовов. Видео становится не привилегией избранных, а массовым и востребованным инструментом общения.

Сергей Юцайтис — инженер-консультант по системам телеприсутствия и видеосвязи Cisco Systems

Время перемен

Как меняется бизнес-модель производителей решений для видеоконференций в связи с наступлением эры мобильности? Комментирует Сергей Хомяков, генеральный менеджер Polycom, Россия и СНГ:

Мобильность действительно является одной из основных тенденций развития видеоконференц-связи во всем мире. В настоящее время мобильные технологии организации видеоконференций находятся на пороге значительного роста, обусловленного спросом на средства общения по видео, повышением мобильности рабочей силы и объединением технических достижений в разных областях. Сегодня многие компании реализуют географически распределенный виртуализованный подход к организации своей деятельности — во всем мире сейчас работают более миллиарда удаленных сотрудников. В то же время технологические достижения стимулируют развитие мобильной видеосвязи, что подтверждается стремительным ростом популярности мобильных планшетных компьютеров со встроенной видеокамерой и коммуникаторов, сетей 3G, 4G и Wi-Fi, а также технологий облачных вычислений. Компания Gartner оптимистично оценивает рынок планшетных компьютеров, прогнозируя более 320 млн проданных устройств в 2015 году. Ожидается, что к 2015 году количество людей, пользующихся видеосвязью, увеличится в 14 раз и достигнет 140 млн.

Наши заказчики заинтересованы в применении мобильных технологий и планшетных компьютеров для повышения производительности труда в своих компаниях. Доступность мобильных приложений – одно из основных требований, которое клиенты сейчас предъявляют к системам ВКС. Кроме того, они хотят быть уверенными, что получат изображение и звук в высоком качестве. Благо практически все современные мобильные средства поддерживают качество HD.

Polycom расширяет свой портфель решениями, созданными специально для мобильных устройств – планшетов и смартфонов, и планирует все большее и большее количество своих продуктов выпускать в софтверном варианте. Помимо давно существующих программных продуктов для ноутбуков, осенью 2011 года компания выпустила новое видеоприложение для планшетных компьютеров под названием Polycom RealPresence Mobile, а в январе 2012 объявила о доступности этого приложения и для смартфонов IPhone 4S, в ближайшем будущем оно будет доступно для платформы Android. Приложение это бесплатно, его можно загрузить на Apple App Store и Android Market.

Компания Polycom продолжит развитие в рамках анонсированной стратегии, направленной на то, чтобы сделать общение по видео простым и доступным каждому пользователю. Оснащение мобильных платформ средствами видеосвязи Polycom — один из ключевых компонентов данной стратегии. Это позволяет компании предоставлять технологии совместной работы на основе видеосвязи высокого разрешения для широкого применения в самых разных областях — в коммерческой деятельности, видео- и мобильных приложениях, в социальных сетях.