Во многих развитых странах рынок дисковых систем уже давно остается практически неизменным в денежном выражении, несмотря на постоянно растущие потребности компаний. Это обусловлено стремительным снижением стоимости хранения данных. Достаточно сказать, что в России на рынке внешних СХД по итогам второго квартала 2011 года этот показатель опустился до 4,2 долл. за гигабайт в сегменте наиболее производительных систем; в сегменте систем среднего уровня он составил 2,5 долл. за гигабайт и 1,7 долл. за гигабайт — у оборудования начального уровня. Для сравнения: в 2005 году эти показатели достигали 36, 22 и 12 долл. соответственно. Несмотря на это отечественный рынок СХД быстро растет и в денежном выражении. Годовой рост составил почти 48% в прошлом году. В нынешнем он превысит 30%.

Российских потребителей все больше интересуют СХД с интерфейсами Fibre Channel производительностью 8 Гбит/c, SAS-2, iSCSI и 10 Gigabit Ethernet. Увеличивается доля иерархических СХД с применением SSD и виртуализованных инфраструктур. Системы хранения, поддерживающие одновременную работу по нескольким протоколам и обеспеченные средствами репликации данных, также все более востребованы. Несколько укрепились позиции NAS-систем. В целом это соответствует общемировым тенденциям.

Здесь, однако, следует сделать существенную оговорку. В то время как спрос на недорогие модели и системы среднего уровня еще далек от насыщения (в первую очередь из-за довольно скудных ИТ-бюджетов, имеющихся в распряжении большинства заказчиков из сегмента SMB), наиболее производительные СХД емкостью в десятки и даже сотни терабайтов по-прежнему интересны крайне незначительному числу заказчиков, список которых практически не меняется. Это компании нефтегазового сектора, крупнейшие банки (главным образом государственные), транспортные монополии и большие телекоммуникационные корпорации.

Рентабельность и технологические аспекты зачастую играют весьма незначительную роль при выборе той или иной инфраструктуры хранения. Уровень утилизации СХД в нашей стране, как правило, не превышает 20%. При этом на огромные объемы неструктурированных данных, бесчисленные копии и никогда не используемые архивы обычно приходится более 90% задействованной емкости дисковых массивов. Понятно, что это общая проблема для компаний и организаций во всем мире, но именно у нас, с учетом дефицита квалифицированных кадров, коррупции и отсутствия реальной конкуренции, неэффективное использование ИТ-ресурсов крупными заказчиками обычно служит наглядным примером того, как не надо работать с данными.

Хотя, как уже было сказано, все основные мировые тенденции, характерные для отрасли СХД, так или иначе прослеживаются и в России, весьма заметна еще одна составляющая отечественной специфики. Обращает на себя внимание тот факт, что корреляция между среднегодовыми ценами на энергоносители и объемами поставок СХД корпоративного уровня уже много лет остается очень высокой. Это свидетельствует о крайне незначительной диверсификации национальной экономики.

Целые отрасли — R&D, производство, интернет-бизнес — в России находятся в удручающем состоянии, в то время как в развитых странах более половины инсталляций мощных СХД связано с развитием именно этих направлений.

Весьма вероятно, что потребители из сегмента SMB все чаще будут переносить обработку и хранение данных в облако. И если существующие тенденции сохранятся, по всей видимости, это будут зарубежные облачные сервисы. В то же время поставки наиболее мощных — и дорогостоящих — СХД крупным отечественным корпорациям продолжатся, а динамика этих поставок будет практически полностью зависеть от того, в красной или зеленой зоне будет торговаться черное золото.

Александр Загнетко,
руководитель программы исследований
«Корпоративные системы» компании IDC