В общественном сознании государство стойко ассоциируется с большой неповоротливой машиной. Смысл же электронного правительства, построением которого власти занимаются последние несколько лет, как раз в том, чтобы оставаться на гребне технологического прогресса. О том, удается ли ведомствам преодолеть себя и не отставать от времени, мы побеседовали с российскими интеграторами.

     "Государственные структуры наиболее консервативны в применении новых технологий, —  признает заместитель генерального директора "АМТ-ГРУП" Александр Гольцов. — Связано это с большой степенью ответственности, надежность таких решений должна быть очень высока. Требуется изучить опыт использования технологических новинок, что занимает длительное время. И пожалуй, самый важный аспект — это обеспечение необходимого уровня безопасности при хранении, обработке и передаче данных, а также вопросы легитимности использования новых технологий. В особенности это касается таких технологий, как виртуализация, облачные вычисления".

     Дело не только в природном консерватизме. Когда построение в России электронного государства набирало темпы, разразился экономический кризис. А это не могло не оказать охлаждающего воздействия на желание инвестировать бюджетные средства в технологические новации. "Финансовый кризис и последовавшие за ним изменения в финансировании модернизации и эксплуатации информационных систем госсектора, а также отстающая нормативно-правовая база отрицательно сказались на степени восприимчивости и готовности таких систем к масштабному использованию новшеств", — рассказала руководитель группы заказных разработок Центра программных решений компании "Инфосистемы Джет" Кристина Андреева.

     "Проблема с отсутствием у государственных учреждений собственных эксплуатационных служб и центров, средств на повсеместное внедрение новых форм сервисов и переобучение персонала работе с ними, а также необходимость обеспечить должный уровень информационной безопасности вынуждают чиновников по-прежнему делать основные ставки на имеющиеся разработки и проверенные временем технологии, — продложает она. — К сожалению, до сих пор очень часто политику развития информационных систем госсектора наиболее точно определяет фраза "не до жиру – быть бы живу",  так как основной задачей таких систем остается обеспечение стабильного функционирования основных регламентов работы ведомства и общения госслужащих с населением".

     И все же интеграторы отдают должное стараниям госструктур не оставаться на задворках современного мира ИТ. Руководитель бизнес-направления аппаратно-программных комплексов "Микротест" Игорь Литвинов критически видит настоящее, но полон оптимизма в отношении будущего: "Есть некоторое отставание, связанное с инерцией больших организаций и отсутствием квалифицированных специалистов в области виртуализации в госструктурах. Главная причина именно в специалистах, особенно в регионах. Тем не менее сейчас мы наблюдаем, что государственные заказчики начинают активно тестировать виртуализацию и облачные сервисы. Внедрение этих технологий закладывается в различные концепции и планы развития министерств и ведомств. Я думаю, что в будущем году мы увидим масштабные внедрения виртуализации в госсекторе".

     Коллега Литвинова, эксперт и продакт-менеджер направления вычислительных систем и систем хранения данных "Микротест" Георгий Гаджиев, не спешит называть сроки, но в целом  перспективы тоже считает положительными: "Сегодня трудно прогнозировать, как скоро платформы виртуализации и облачных вычислений появятся в госструктурах, — главным вопросом здесь являются нормативные акты и требования безопасности государственных учреждений. То же самое мы сейчас наблюдаем и в Европе: государства Евросоюза вовсю пытаются прийти к консенсусу о том, как правильно 'жить' в облаках и как правильно их строить. Однако, если мы говорим об экономической составляющей решения, то тут выгоды налицо, а следовательно, государство вполне может пролоббировать облачные технологии: если посмотреть на рынок ЦОД в России, он не развит. Наши власти найдут правильные методы, как его быстро и правильно развить и поставить под контроль".

     "Есть технологические тенденции, на которые государство активно обращает свое внимание, — добавляет еще одну позитивную нотку управляющий директор компании "Техносерв" Сергей Корнеев. —  Это стало особенно заметно в последние несколько лет — появились новые интернет-сервисы, порталы государственных служб и учреждений. По сути, это показывает, что государство занимает активную позицию в области информатизации, развития и внедрения информационных систем. На этом фоне, с учетом требований к госсистемам, наибольшую важность приобретают круглосуточная доступность услуг".

     "С одной стороны, решить вопрос можно посредством облачных технологий, — добавляет он. — Это позволило бы устранить многие проблемы и обеспечило предоставление полномасштабных и непрерывных услуг государственным учреждениям и населению в рамках единого федерального облака. С другой стороны, как правило, госструктуры используют специальное, нестандартное программное обеспечение, и в этом смысле его портирование в облако представляется довольно непростой задачей. Кроме того, использование облачной технологии в госсистемах сдерживается требованиями безопасности, все-таки системы работают с важной персональной информацией. Решением может быть частное облако и виртуализация. По опыту работы "Техносерва", виртуализацию уже достаточно давно и активно используют практически все наши государственные заказчики, например ФМС, силовые ведомства, Росреестр, Росгидромет, РЖД".

     Возможности использования государством публичных облаков пока менее определенны. "Казалось бы, при развитии индустрии электронного правительства как альтернативного, а в будущем и основного канала общения граждан с государством наиболее уместно их широкое применение, — говорит Андреева. — И в качестве пилотных и опытных разработок такие сервисы уже используются некоторыми регионами. Однако отсутствие четких решений по защите персональных данных в облаках, подкрепленных прежде всего законодательной базой, отсутствие развитой инфраструктуры доступа в регионах, отсутствие регламентов эксплуатации подобных сервисов делают перспективу ближайшего использования облачных технологий госсектором призрачной".

     Заместитель технического директора по работе с заказчиками компании "Открытые технологии" Денис Андриков и вовсе считает, что с учетом быстрого устаревания технологий госведомствам не обязательно стремиться к внедрению всех технологических новшеств. "Сам факт внедрения 'передовой' технологии не дает компании конкурентного преимущества как такового. Секрет не в погоне за новомодной технологией, а в комплексной взаимосвязи текущей инфраструктуры, поставленных перед ИТ-департаментом задач и текущих планов развития, — говорит он. — Широкое внедрение виртуализации в госсекторе действительно отстает от коммерческого блока, но причина кроется не в инерционности госслужащих или косности системы (надо сказать, что в последние годы уровень компетенции в профильных подразделениях госструктур значительно вырос), а в существующих регламентах обеспечения безопасности и режима. В настоящее время уровень использования передовых решений в госсекторе достаточно высокий — не хватает, на мой взгляд, интеграционной составляющей, которая объединила бы отдельные системы и позволила  повысить эффективность использования ИТ".

МНЕНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРА

На вопросы редакции отвечает Василий Селюминов, исполнительный директор компании Landata

Какая специфическая поддержка требуется от дистрибьютора участникам канала, работающим по проектам, связанным с построением электронного правительства: консультативная, организационно-правовая и т. п?

     Я не думаю, что участникам канала, которые работают по проектам, связанным с построением электронного правительства, требуется именно специфическая поддержка. Первичная задача дистрибьютора — это прежде всего обеспечение дилера нужным составом оборудования и консультации по вопросам применения и использования данного оборудования в проектах. Мы не оказываем партнерам юридических и консультационных услуг, но это и не задача дистрибьютора. В нашем случае идет речь о стандартных схемах поддержки: предоставление демооборудования, тестирование оборудования в полевых условиях, информационная поддержка партнеров и возможность отсрочки платежа по проектам. И это действительно важно нашим партнерам. Отдельный момент — это оборудование, применяемое при работе с государственной тайной, и оборудование, применяемое при работе с персональными данными. Здесь необходимо обеспечить партнера полным комплектом документов, отвечающим всем необходимым требованиям по работе с подобными решениями.

Влияет ли развертывание этих проектов на спрос в канале и по каким товарным группам?
     Безусловно влияет. Всегда существуют тренды, ведущие рынок за собой. И одним из этих трендов является как раз система организации электронного документооборота. Он провоцирует спрос на множество сегментов ИТ-рынка: серверы и системы хранения данных, программные продукты, сетевое оборудование. В России основным локомотивом, тянущим за собой развитие всего ИТ-рынка, всегда являлось государство, и так или иначе организация системы электронного правительства затрагивает практически все сегменты ИТ-продукции. Вообще электронное правительство рассматривается многими игроками рынка как один заказчик, имеющий ярко выраженные характеристики и особенности. Сейчас многие участники рынка готовы разрабатывать стандартные решения для электронного правительства, и здесь очень важен опыт именно дистрибьюторов, которые совместно с производителем могут предоставлять несколько вариантов решения одной задачи, учитывая множество факторов: опыт работы с разными системными интеграторами, меняющуюся конъюнктуру рынка и изменение модельного ряда ИТ-оборудования.