С распространением таких «умных» мобильных устройств, как планшеты и смартфоны, новый импульс развития получил m-learning — один из видов дистанционного обучения. По оценкам аналитиков IDC, мировые продажи смартфонов в 2010 году по сравнению с 2009 годом вырастут на 55%, а всего за 2010 год в мире будет продано почти 270 млн устройств.

О преимуществах и перспективах мобильного обучения заговорили несколько лет назад, с появлением карманных компьютеров и коммуникаторов. Теперь же, с развитием мобильных сетей и расширением возможностей в сфере передачи данных (в особенности видео), мобильное обучение становится одним из самых удобных и перспективных способов получения знаний.

Достоинства m-learning очевидны: это быстрое получение знаний в любом месте и в любое удобное для пользователя время. Мобильные технологии обучения могут применяться как в средних и высших учебных заведениях, так и для корпоративного обучения. В последнем случае этот метод получения информации может быть особенно ценен и полезен, поскольку смартфоны и планшеты активно используют сотрудники многих компаний. Однако они не всегда могут позволить себе традиционные способы повышения квалификации, поскольку те подразумевают отрыв от основной работы на достаточно продолжительное время.

Сейчас развитию m-learning мешает сразу несколько факторов. Во-первых, это необходимость оптимизировать учебные модули и программы под разные платформы: Android, Apple, Windows 7 Phone и т. д. Во-вторых, большинство мобильных устройств имеют маленькие экраны и не оснащены клавиатурой, что также накладывает ограничения на подготовку и воспроизведение учебного контента. И в-третьих, использование m-learning вызывает определенные методологические трудности, в первую очередь в отслеживании и анализе качества обучения.

В настоящий момент технологии m-learning активно развиваются на Западе, и в первую очередь в таких странах, как США, Англия и Италия. В России этот метод обучения пока воспринимается с осторожностью, хотя некоторые элементы мобильного обучения внедрять планируется. К примеру, компания «Ситроникс ИТ» в рамках построения единой информационной системы в школах предлагает внедрить систему отслеживания посещения школы с уведомлением родителей посредством SMS. Создаются также учебные модули для школьников, преимущественно это тесты, оптимизированные для мобильных устройств. Кроме того, в России набирает популярность метод удаленного обучения иностранному языку, когда общение с преподавателем происходит по Skype.

В 2010 году свое решение для профессионального мобильного обучения представила компания Cisco. Решение, получившее название Cisco M-learning, предназначено для желающих получить сертификаты Cisco CCENTTM (сертифицированный компанией Cisco сетевой техник начального уровня) и CCNA (сертифицированный компанией Cisco сетевой специалист). Обучение осуществляется посредством бесплатного мобильного видеоплеера M-Learning, который можно загрузить через Интернет, и модулей мобильного обучения с видеоматериалами и графическими пояснениями продолжительностью до 30 минут каждый; стоимость одного модуля составляет около 5 долл. В настоящее время решение Cisco M-Learning совместимо с устройствами Apple и BlackBerry, в будущем будет добавлена поддержка других платформ и расширено количество учебных модулей.

Компания Solincom предлагает российским пользователям приложение Radvision m-Learning. С его помощью организуется доступ к занятиям и сессиям обучения с мобильного терминала, персонального компьютера или любого видеоустройства, обеспечивается взаимодействие между учащимися и преподавателем в режиме реального времени и контроль последнего над действиями студентов. Во время лекции может быть организован просмотр видеоконтента – обучающего фильма или презентации с видеопортала.

Вместе с тем активного внедрения в компаниях методов мобильного обучения сотрудников, как отмечает специалист по работе с клиентами компании Websoft Дмитрий Косарев, пока не наблюдается. Сегодня Websoft специализируется на создании систем дистанционного обучения и электронных учебных курсов, предназначенных исключительно для запуска на настольных компьютерах или ноутбуках. Однако, подчеркнул Косарев, при появлении заметного интереса корпоративных заказчиков к технологиям m-learning компания готова перевести свои продукты на новые, мобильные платформы.