фото IBM

Самым ярким из них стала кондитерская фабрика «СладкО», все менеджеры которой в ту пору работали вне офиса, и все-таки представленные описания проектов выглядели весьма экзотически.

В октябре 2007 года мы вновь обратились к этой теме, на сей раз на страницах «Сетей» (см. №13, 2007). Тематический спектр опубликованных тогда статей свидетельствовал о достаточной зрелости технологий мобильного предприятия. Однако последнее стало восприниматься как нечто обычное еще через несколько лет.

Зарубежные эксперты и аналитики подчеркивают, что в развитых странах поддержка мобильности сотрудников – одно из ключевых направлений развития ИТ. О нынешних возможностях аппаратного и прикладного ПО, средствах промежуточного слоя и управления, имеющих отношение к мобильности, три года назад нельзя было и мечтать.

По словам Павла Теплова, менеджера по развитию бизнеса компании Cisco, за последние три-четыре года сама концепция мобильного предприятия практически не изменилась, хотя ряд факторов способствовал общему прогрессу в этой сфере. Андрей Богачев, менеджер компании CompTek по решениям Avaya для телефонии, полагает, что основное изменение — это понимание клиентами необходимости интеграции мобильных терминалов в инфраструктуру корпоратинвых систем, а также возможности использования мобильными сотрудниками только действительно востребованного функционала.

В технологическом плане катализатором внедрения мобильных технологий в корпоративную среду стала повсеместная доступность и заметное удешевление услуг широкополосного доступа, включая сети мобильной связи. Николай Школьников, руководитель отдела маркетинга и продаж АТС российского представительства Panasonic, отмечает, что за последние годы заметно изменилась техническая база компаний и инфраструктура в целом. Как следствие, концепция мобильного предприятия стала более доступной и экономически выгодной. Развитие систем связи и передачи данных сделало возможной организацию удаленных рабочих мест в тех сферах, где раньше это казалось недостижимым.

Второй фактор – появление нового поколения мобильных терминалов: смартфонов и планшетных компьютеров. Огромная популярность продуктов Apple, появление и стремительное завоевание рынка платформой Android – яркие тому примеры. Согласно одному из последних отчетов компании iPass, 69% мобильных сотрудников используют смартфоны для работы, и уровень проникновения этих устройств здесь выше, чем в потребительском сегменте. Существенно, что продукцией ведущих производителей мобильных телефонов дело не ограничивается. Скажем, Avaya выпустила 13-дюймовый «планшетник» под Android, который, по словам Богачева, изначально настроен на работу из «внешней» сети и оснащен средствами видеосвязи, беспроводными интерфейсами, UC/SIP-клиентом.

Оба перечисленных фактора не имели бы такого влияния, не будь они дополнены поддержкой мобильности на уровне корпоративных приложений. В недавнем отчете Frost & Sullivan названы четыре категории наиболее востребованных корпоративных мобильных приложений: ПО управления мобильными сотрудниками и парком транспортных средств, мобильные офисные приложения, средства поддержки менеджеров по продажам. По мнению аналитиков, в 2015 году объем мирового рынка указанного ПО достигнет 10,9 млрд долл., тогда как в прошлом году он составлял 2,8 млрд долл.

Говоря о развитии технологий, стоит упомянуть также интеграцию мобильной связи в учрежденческие АТС, которая за последние годы реализована всеми производителями, развитие инфраструктуры виртуальных рабочих мест, появление новых инструментов вроде корпоративных социальных сетей.

Еще один фактор – развитие облачных вычислений в их проекции на мобильное предприятие. Одни программные агенты, установленные на мобильный терминал, обеспечивают доступ к находящимся в облаке приложениям, другие отвечают за синхронизацию документов между офисным компьютером и облачным репозиторием с последующим мобильным доступом к ним и за аналогичную синхронизацию папок Microsoft Exchange. Соответствующие решения сегодня предлагают, например, фирмы Soonr и Cemaphore Systems.

У кого-то может сложиться впечатление, что мобильным предприятиям во всех отношениях дан зеленый свет, а их повсеместное распространение – вопрос времени. В действительности все не так просто. Как отмечает Теплов, развертывание мобильных предприятий еще не стало массовым явлением, хотя нельзя утверждать, что их вообще не существует. Сегодня почти в каждом крупном и среднем офисе используются элементы мобильной работы, они присутствуют практически у всех партнеров Cisco Systems, а сама компания просто функционирует как мобильное предприятие: сотрудники имеют доступ к корпоративным ресурсам независимо от своего физического местонахождения.

Отдельный вопрос – специфика внедрения. По мнению Богачева, говорить о полноценных проектах мобильного предприятия, сопоставимых с другими ИТ-инициативами, было бы неверно. Поддержка мобильности и унифицированных коммуникаций может быть органично интегрирована в бизнес-логику предприятия без какой-либо специальной подстройки. Клиент получает мобильность как интегрированный ресурс, а не как результат выполнения самостоятельного проекта, требующего значительных инвестиций в надежде на последующую отдачу. Компании, полностью перешедшие на мобильные офисы, можно буквально пересчитать по пальцам, но не из-за их неспособности реализовать данную концепцию, а потому, что они не испытывают в этом острой необходимости. Как правило, в среднестатистической компании большинство задач удобнее решать со стационарного рабочего места, а мобильный функционал предоставляется сотрудникам, которым он нужен в силу специфики выполняемой работы. Организации, в которых этот функционал так или иначе присутствует, встречаются повсеместно.

В отчете Frost & Sullivan отмечается, впрочем, что главным барьером на пути к использованию мобильных приложений остается необходимость первоначальных затрат на приобретение или обновление мобильных терминалов, интеграцию мобильных решений с ИТ-системами внутренных служб, настройку приложений под требования бизнеса. Определенную роль играет тарифная политика сотовых операторов и провайдеров услуг доступа.

Другое препятствие связано с проблемами контроля, снижения издержек, обеспечения информационной безопасности. Огромное разнообразие мобильных терминалов, используемых сотрудниками, приводит к тому, что управление расширившимся периметром корпоративной среды становится настоящим кошмаром, не говоря уже о росте затрат на интеграцию и администрирование. В этих условиях некоторые ИТ-подразделения стремятся внедрить в своих организациях жесткие стандарты на устройства, которыми имеют право пользоваться сотрудники. Более прогрессивные фирмы (а таких, по данным iPass, сегодня не более трети) избегают запретительных мер, позволяя пользователям выстраивать для себя наиболее комфортную рабочую среду. Надо ли говорить, что задачу надежной защиты корпоративных данных при этом никто не отменял. Примером существующих здесь решений может служить программный клиент Junos Pulse от Juniper Networks, поддерживающий мобильное подключение к корпоративным ресурсам по VPN.

Наконец, не следует забывать о человеческом факторе. Далеко не каждый стремится переходить на мобильную работу, поскольку, предоставляя дополнительные степени свободы, она требует куда более высокой организованности. Это касается как непосредственно мобильных сотрудников, так и их топ-менеджеров, которым приходится решать новые организационные вопросы. По мнению Школьникова, проблема кроется в нежелании руководства вкладывать средства в поддержку мобильности. Российский заказчик очень консервативен и очень долго привыкает к новым методам ведения бизнеса и организации бизнес-процессов, и в этом отношении за последние три года ситуация радикально не изменилась.

Многие предприятия по сей день не видят реальных преимуществ, которые сулит мобильность сотрудников. Хочется надеяться, что в этом им поможет пример других компаний. И все-таки, говорит Теплов, зачастую пользователи сами не замечают, что стали мобильными: они обращаются к корпоративной почте через смартфон, работают из дома в случае болезни, отвечают на сообщения во время отпуска. Такова реальная жизнь большинства корпоративных сотрудников.