Конечно, без сетей еще одного нового поколения — никуда: аналитики, консультанты и, конечно, вендоры твердят об этом день и ночь. Но с развертыванием таких сетей хлопот не оберешься, а к тому же никому не известно, насколько быстро вернутся инвестиции и вернутся ли вообще.

То ли дело роуминг! Тарифы наших сотовых операторов на роуминг давно стали притчей во языцех, особенно на фоне западноевропейской практики. Но одно дело — Европа, а другое — Россия. Как говорится, две большие и четыре маленькие роуминговые разницы.

На фоне ценовых войн между операторами и текущих расценок на сотовую связь в домашней сети положение дел с роумингом в России не могло не вызвать нареканий как абонентов, так и регуляторов рынка. Год назад на «круглом столе» в «РИА Новости» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин обнародовал неутешительные результаты анализа тарифов на роуминг, устанавливаемых нашими операторами. Цифры говорят сами за себя: стоимость входящих звонков для абонента «большой тройки», угодившего в Европу, находилась в диапазоне 1,37—1,68 евро/мин, причем самый высокий тариф был у «ВымпелКома». Исходящие вызовы в Россию стоили от 1,68 до 2,1 евро/мин, а в другие страны — от 2,9 до 3,15 евро. В последнем случае максимальная цена была у МТС и «ВымпелКома». Со Штатами — и того хуже: входящие звонки стоили 2,44—3,63 евро/мин (дороже всех у МТС), а исходящие у «МегаФона» — аж 3,8 евро/мин. При тогдашнем курсе евро абонент должен был выложить за минуту разговора с Россией из-за океана 5,7 «зеленых», или примерно 190 руб.! А ведь у операторов Евросоюза максимальный предельный тариф на исходящее роуминговое соединение по направлениям Западная и Восточная Европа в переводе на наши деньги составляет примерно 18 руб. за минуту.

Конечно, дешевую IP-телефонию и бесплатный Skype никто не отменял, но, судя по всему, объявив пакетную телефонию мировым злом, наши операторы не очень-то спешили бороться с ним путем снижения тарифов на роуминг. Более того, несмотря на различия в тарифах операторов-партнеров, предоставляющих услуги мобильной связи в странах пребывания абонентов, наши сотовики устанавливают для последних единые роуминговые тарифы. В этой связи в привычных госчиновникам терминах ФАС заговорила о перекрестном субсидировании услуг в пределах отдельных тарифных зон и стран. Лично я сомневаюсь, что операторы «большой тройки» когда-либо предоставляли услуги роуминга себе в убыток. Правильнее было бы говорить об умеренных или неумеренных аппетитах наших сотовиков — особенно в свете того, что тарифы операторов-партнеров, входящих в одну телекоммуникационную группу с российским оператором, могут быть в 2—3,7 раза ниже, чем у неаффилированных компаний. На роуминговых тарифах для конечных абонентов эта разница, конечно же, не сказывается.

ФАС отметила любопытное обстоятельство: межоператорские расчеты ведутся на посекундной основе, а с абонентами операторы предпочитают рассчитываться поминутно. Это — еще одна золотая жила, особенно при российских расценках на роуминг.

Словно вняв критике «сверху», в декабре прошлого года МТС и «ВымпелКом» ввели специальные тарифные планы на исходящие соединения в странах, где у них имеются аффилированные операторы-партнеры. Скажем, у «ВымпелКома» стоимость исходящего вызова может составлять «всего» 0,48 евро, у МТС — 0,61 евро (правда, только за первую минуту разговора). При отсутствии аффилированного оператора-партнера тарифы — в 2,5 раза выше. Выходит, для значительного снижения стоимости роуминга резервы налицо.

Возможно, именно поэтому в марте текущего года ФАС инициировала дело в отношении сотовых операторов, установивших запредельные тарифы на роуминг. Анатолий Голомолзин настоятельно посоветовал операторам подумать об уменьшении цен на роуминг хотя бы в странах СНГ, что, в принципе, повторяет подход властей Евросоюза, которые предписали существенно снизить тарифы на звонки в пределах стран ЕС. Правда, после этого несколько европейских операторов подняли расценки на роуминг в прочих государствах. Не сомневаюсь, что если планы по поводу СНГ реализуются, наши операторы не преминут отыграться повышением тарифов на других направлениях. Вот только куда их еще повышать!

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru