В церемонии открытия СЦ приняли участие Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Владимир Степанов, генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков и другие официальные лица.

Подобные ситуационные центры должны появиться у всех российских операторов мобильной связи.

Основной задачей Ситуационного центра является взаимодействие оператора с оперативными дежурными МЧС, представителями Минкомсвязи и других ведомств при появлении угрозы или возникновении чрезвычайных ситуаций. Иными словами, для госструктур и компетентных органов СЦ должен выполнять роль единой точки входа и выхода информации из федеральной мобильной сети. Кроме того, на него возлагается задача по оповещению абонентов о чрезвычайных ситуациях, контроль и координация аварийно-восстановительных работ на объектах сети связи. Первый в стране мобильный СЦ развернут на базе действующего Федерального центра управления и мониторинга сетью "МегаФон".

В состав созданной "МегаФоном" структурной единицы входят: оперативный дежурный по федеральной сети, осуществляющий управление в режиме 24х7, а также два дежурных по федеральным сервисам и опорной магистральной сети оператора, соответственно. Эти дежурные контролируют работу старших дежурных по 7 филиалам "Мегафона", которые, в свою очередь, отвечают за круглосуточный мониторинг региональных фрагментов сети. В помощь им приданы 30 инженеров по оперативному управлению. Общий объем инвестиций в построение СЦ на начальном этапе проекта составил порядка 60 млн рублей. По словам представителей "МегаФона", на ближайшее время запланировано расширение функционала СЦ и масштабирование многих решений на все регионы страны, вследствие чего объем инвестиций до конца 2010 года удвоится.

Чтобы оценить масштабы контролируемой сетевой инфраструктуры, достаточно привести следующие данные: в федеральной сети "МегаФона" насчитывается почти 370 тыс. единиц активного оборудования, в час проходит 35 млн звонков, а за сутки обрабатывается 220 млн коротких текстовых сообщений. "Чрезвычайные происшествия, техногенные и экологические катастрофы могут случиться в любом регионе страны. В таких случаях людям особенно необходима надежная мобильная связь, чтобы быстро установить контакт с родными и близкими. Наши абоненты должны быть уверены: что бы ни произошло, они всегда останутся на связи", - подчеркнул генеральный директор «МегаФон» Сергей Солдатенков.

В режиме реального времени Ситуационный центр проводит круглосуточный мониторинг нештатных событий и изменений нагрузки в мобильной сети, которые могут явиться следствием чрезвычайных ситуаций. Эти данные поступают на пульт оперативного дежурного, который при необходимости оповещает государственные органы и региональные службы быстрого реагирования. В соответствии с принятыми нормативами специалисты "МегаФона" в любой момент готовы обеспечить объекты связи автономным электропитанием и временными мобильными решениями для восстановления работоспособности сети. За 2,5 месяца эксплутации в тестовом режиме Ситуационный центр "Мегафона" зафиксировал по стране 20 чрезвычайных событий, потребовавших принятия мер по экстренному реагированию. Среди них - теракты в московском метро и в дагестанском городе Кизляр, а также локальные проишествия, вызванные стихийными бедствиями.

В общем случае задача мобильного оператора формулируется так: обеспечить качественную и бесперебойную работу телекоммуникационного оборудования в любых условиях. Эта цель достигается как за счет превентивных мер (постоянного мониторинга ситуации и своевременного выявления возможных проблемных мест), так и поддержания сети в режиме "боевой готовности" (резервирование оборудования, запас пропускной способности, материальное обеспечение мобильных аварийно-восстановительных бригад).

Совместно с МЧС был разработан специальный регламент, регулирующий взаимодействие государственных структур и мобильного оператора в случае возникновения ЧС и на период ликвидации их последствий. Регламенты описывают порядок взаимодействия СЦ оператора с госструктурами в лице Минкомсвязи и МЧС РФ с одной стороны и с филиалами самой компании - с другой стороны. В частности, говорится о том, что "МегаФон" способен проводить информирование абонентов мобильной связи о действиях, которые необходимо предпринять в кризисных ситуациях, а также о номерах телефонов «горячих линий». Почему в официальных документах используется довольно обтекаемый термин "способен", вместо четкого и однозначного "обязан", не совсем понятно и служит, видимо, для создания эффекта независимости и добровольности принимаемых оператором решений. 

Регламент взаимодействия с МЧС предусматривает возможность оповещения населения при ЧС с помощью широковещательной технологии Cell Broadcast по всей стране, начиная с III квартала 2010 года. А с IV квартала нынешнего года "МегаФон" сможет осуществлять подобные рассылки и по каналам SMS.

Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, выступая на открытии СЦ "МегаФона", подчеркнул, что операторы должны обеспечивать бесперебойную работу сети при чрезвычайных ситуациях и предоставлять возможность использования средств мобильной связи для оповещения граждан. Министр выразил надежду, что подобные центры вскоре появятся и у остальных игроков рынка мобильной связи.

Между тем пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая заявила, что в сети этой компании такая функциональность уже реализована. "На сети МТС действует Центр управления сетью, который обеспечивает мониторинг и управление сетью на всей территории России. При Центре управления в 2007 году создана единая дежурная диспетчерская служба, которая при возникновении чрезвычайных ситуаций взаимодействует с МЧС и другими организациями. Центр управления проводит технические мероприятия, необходимые для обеспечения работоспособности сети и предоставления связи населению и сотрудникам госструктур", - сообщила Осадчая.

Для повышения оперативности при ЧС в МТС отработано взаимодействие на уровне регионов с местными органами управления и МЧС. Между МТС и МЧС РФ отработан регламент проведения оповещения населения на базе технологии Interactive Cell Broadcast (ICB). Вместе с тем, специалисты этого оператора связи видят в различных технологиях массового оповещения свои достоинства и недостатки. Идеального решения, судя по всему, на текущий момент не существует в природе.

Среди безусловных плюсов ICB – оперативность, возможность одновременного оповещения большого количества пользователей, локализация рассылок по географическому признаку. Однако, как отмечают в пресс-службе МТС, нужно учитывать, что при использовании ICB-канала отсутствует звуковое сопровождение сообщения (т.е. сообщение может остаться незамеченным) и возможность его сохранения в памяти телефона. Но главная трудность: абонент должен предварительно заменить свою обычную SIM-карту на новую, со специальным апплетом. "В настоящее время, мы продаем SIM-карты со специальным ICB-апплетом практически всем новым абонентам", - отметили в пресс-службе. 

SMS-информирование сопровождается сигналом или вибровызовом, позволяет абоненту сохранить сообщение на телефоне, однако имеет серьезное ограничение по емкости. Технически невозможно одновременно отправить сообщения большому количеству пользователей. По опыту МТС массовая рассылка, информирующая абонентов о результатах выборов, проводится в несколько этапов в течение нескольких дней. Поэтому оптимальный инструмент рассылки экстренных сообщений определяется всякий раз индивидуально, исходя из конкретных задач. К примеру, 29 марта, в день терактов в метрополитене Москвы МТС проводила информирование абонентов по технологии Cell Broadcast. Рассылку с информацией об организации работы городского транспорта в районах станций метро "Лубянка" и "Парк культуры" получали абоненты, имеющие на SIM-карте специальный апплет и подключенные к услуге «МТС Новости». Контент для мобильной рассылки предоставляло РИА "Новости", у которого есть договор с МЧС о взаимодействии при чрезвычайных ситуациях.

Сейчас МТС находится в процессе организации закупки мультимодовой платформы для развертывания сервисов мобильной рекламы, которая теоретически может пригодиться и для массового оповещения абонентов. К преимуществам такой платформы можно отнести доступность множества интерфейсов (SMS, MMS, Wap, ICB и др.), благодаря чему можно охватить рассылкой в кратчайшие сроки практически всю абонентскую базу компании. В зависимости от текущих потребностей, рассылку можно ранжировать как по географическому местоположению, так и по номерам телефонов пользователей.