Михаил Шамолин считает, что МТС практически справилась с задачей построения монобрендовой розницы.Падение общей выручки группы компаний МТС в 2009 году составило в долларовом исчислении 17% (с 11,9 до 9,8 млрд долл.) - на 3% больше, чем у ее ближайшего конкурента "ВымпелКома" (14%). Это объясняется тем, что МТС оказалась уязвимее в период кризиса: у нее изначально отмечался больший процент "тяжелых" (корпоративных) абонентов, которые сильнее других сократили свои расходы на местную связь, роуминг и междугородные/международные переговоры.

Судя по опубликованному финансовому отчету, пик падения оборотов пришелся на I квартал прошедшего года (получено 2,12 млрд долл. выручки). Затем началось планомерное повышение доходов, которые за IV квартал достигли 2,7 млрд долл. За счет изменения курса рубля по отношению к доллару и довольно хороших темпов восстановления рынка в России финансовые показатели МТС, номинированные в национальной валюте, смотрятся куда лучше. Общая выручка российской бизнес-единицы в 2009 году увеличилась на 8% (с 235,6 до 253,4 млрд руб.). В этих цифрах уже консолидирована финансовая отчетность группы "Комстар-ОТС", которая сегодня на 61,97% принадлежит МТС. Собственно, сам мобильный бизнес подразделения "МТС-Россия" прирос на 7% и составил по итогам года 209,3 млрд руб.

OIBDA по России уменьшилась за отчетный период на 2%, маржа OIBDA - на 4,6 процентных пункта. Президент МТС Михаил Шамолин объяснил снижение этих ключевых параметров доходности бизнеса инвестициями в развитие собственной розничной сети. Без учета ритейлового направления маржинальность по OIBDA составила бы 51,4%, то есть осталась бы практически на уровне 2008 года.

Средняя выручка с одного абонента уменьшилась на 5% (с 261 до 247 руб.). Вместе с тем количество минут разговора на одного абонента увеличилось на 2%. Кроме того, сама абонентская база "МТС-Россия" пополнилась более чем на 600 тыс. человек. В целом по группе прирост числа абонентов составил ровно 1%.

"Что же касается развития розничной сети МТС, ее пришлось строить почти с нуля, и задачи ее развития по большей части выполнены", - заявил Шамолин. На конец 2009 года число монобрендовых салонов МТС перевалило за 2 тыс. Продажи телефонов через собственную сеть увеличились со 142 тыс. штук в I квартале до 1030 тыс. в последней четверти года. Еще динамичнее развивались продажи модемов "МТС Коннект" (в IV квартале было продано 476 тыс. комплектов). "По доле рынка сотового ритейла мы сегодня конкурируем с "Евросетью" и "Связным", - отметил глава МТС. Но самое главное достижение заключается не в количестве продаваемых устройств, а в том, что "качество" абонентов, подключаемых МТС через собственные салоны, - гораздо выше, чем "качество" пользователей, приходящих от других дилеров. Например, активная жизнь купленной таким клиентом SIM-карты продолжается на 35-40% дольше, да и его ARPU в среднем гораздо выше.

Значительную долю выручки розничной сети МТС обеспечили брендированные телефоны, которые поддерживают работу как в GSM-, так и в 3G-сетях. Оператор продолжит практику их продаж и планирует во второй половине 2010 года вывести на рынок смартфон на платформе Vodafone 360. По возможностям программных приложений, уверяют в компании, он не будет уступать знаменитому iPhone.

Отдельного внимания заслуживает величина капитальных затрат оператора. В то время как уже упомянутый "ВымпелКом" урезал CAPEX примерно втрое, его главный рыночный оппонент сохранил объем капзатрат на уровне 23,7% выручки. В абсолютных значениях это на 250 млн долл. меньше, чем в 2008 году, но в процентном отношении к выручке - на 2% больше. На первый взгляд, такое расточительство в эпоху кризиса противоречит здравому смыслу. Однако компании, накопившей некоторые свободные денежные средства, нужно было позаботиться о том, чтобы они не "сгорели" из-за резких курсовых колебаний. А что может быть лучше, чем вложить их в инфраструктуру, которую так или иначе предстоит строить и модернизировать при внедрении технологий 3G! Дополнительную потребность в капитальных инвестициях обусловила интеграция с "Комстаром". По данным МТС, только за минувший год было списано устаревшего оборудования на 86 млн долл.

Прогноз на 2010 год по-прежнему увязан со сложной макроэкономической ситуацией в стране и регионе. Рост выручки группы компаний ожидается на уровне 5-10%, причем основными локомотивами доходности в большинстве стран присутствия МТС должны стать услуги передачи данных. Маржа OIBDA будет близка к значениям 2009 финансового года или чуть снизится - все зависит от объемов розничных продаж, которые характеризуются значительно меньшей маржинальностью, чем услуги связи. CAPEX также сохранится на отметке 22-24% совокупной выручки. Эти средства планируется направлять на строительство магистральных сетей, модернизацию сетей доступа в Москве и регионах, развитие инфраструктуры 3G и замену устаревающего оборудования.

Максимальная скорость передачи данных в сетях 3G МТС сейчас составляет 7,2 Мбит/c на базовую станцию, но уже весной благодаря модернизации программного обеспечения пиковая производительность сети вырастет до 14,4 Мбит/c. А к концу года, по словам Шамолина, на рынке появятся коммерческие решения стандарта HSPA+, поддерживающие скорости до 85 Мбит/c в расчете на БС. Такие значения сопоставимы с производительностью сетей LTE при той же ширине канала, доступной оператору. Таким образом, целесообразность перехода от 3G к LTE ставится под сомнение: не проще ли дождаться появления технологии LTE Advanced, которая обеспечивает эффективную работу по всему распределенному спектру, то есть там, где у оператора уже имеются частотные присвоения?