Борис Попов: Начиная с первых демонстраций сеансов видеосвязи, осуществляемых с помощью систем telepresence, не утихают споры о том, что же это такое и чем данная разновидность коммуникаций отличается от уже привычной видеоконференц-связи. На первый взгляд, расхождение в формулировках и терминологические тонкости не влияют на появление новых видов решений. Однако успешное продвижение продукта на рынке во многом зависит от его точного позиционирования, которое невозможно без корректного и, по возможности, однозначного определения. К сожалению, сейчас имеется множество толкований понятия telepresence, что запутывает не только потенциальных заказчиков, но и специалистов в области ВКС.

Компания Tandberg совместно с ее дистрибьютором CompTek провели "круглый стол", в ходе которого была предпринята очередная попытка позиционировать системы telepresence и видеоконференц-связи друг относительно друга. Занятие это сколь нужное, столь и сложное, ведь, по справедливому замечанию директора по развитию бизнеса Tandberg Бориса Попова, "все telepresence - родом из ВКС".

В чем же тогда состоят различия между двумя разновидностями видеосвязи? Они - скорее эргономические, чем технологические. Среди особенностей telepresence называют улучшенный визуальный контакт, великолепное качество звука, возможности манипулирования удаленными объектами и общения с несколькими абонентами одновременно, простоту использования систем. Эти характеристики полностью соответствуют действительности, но ведь еще десяток лет назад примерно так же расписывали преимущества классических систем ВКС.

Впрочем, различия между двумя вариантами технологии все же имеются, особенно если сравнивать качество сеансов связи. Решение Tandberg telepresence, имеющее индекс Т3, по своим качественным показателям заметно отличается не только от привычных систем ВКС (даже с поддержкой HD), но и от реализаций telepresence других производителей. При его использовании существенно лучше проявляется эффект телеприсутствия, который поставщики решений ставят во главу угла. Конечно, это - еще не трехмерное изображение, но комбинация "высоких" технических параметров работы оборудования, широкополосного канала связи (в данном случае сигнал требует полосы пропускания порядка 12 Мбит/с), цветового оформления студии и правильной постановки освещения дает неплохой эффект объемной картинки.

Решения класса telepresence стоят существенно дороже привычных систем ВКС, которые, в свою очередь, тоже не относятся к категории ширпотреба. Методики расчетов экономической эффективности внедрения систем телеприсутствия вряд ли могут охватить все нюансы их применения. Сейчас в этих методиках основной упор делается на экономии корпоративных бюджетов из-за сокращения числа деловых поездок. По оценке Gartner Group, широкое распространение систем telepresence больно ударит по индустрии авиаперевозок. Ожидается, что в ближайшие два-три года она будет ежегодно терять по 3,5 млрд долл. Системы telepresence каждый год станут заменять собой 2,1 млн пассажирских мест на авиамаршрутах.

Помимо вполне осязаемых цифр экономии расходов не стоит забывать и про повышение эффективности использования рабочего времени, рассматривая видеосвязь как один из инструментов унифицированных коммуникаций. Но если появление и развитие мобильной телефонной связи кардинально изменило жизнь людей на работе и в быту, то вряд ли такого же прорыва стоит ожидать от видеосвязи, особенно систем telepresence. Это технологическое направление еще долго останется элитарным, подчеркивающим статус его пользователя.

Сам факт многочисленных дискуссий вокруг тематики видеосвязи и ВКС свидетельствует о высоком потенциальном интересе пользователей к таким коммуникациям. По оценке Игоря Чижа, руководителя отдела ВКС компании CompTek, по объему этот рынок оборудования и проектных услуг сопоставим с рынком учрежденческих телефонных станций. В тоже время, считает Чиж, в России ощущается дефицит системных интеграторов, которые могли бы предложить квалифицированные услуги построения хотя бы простых систем ВКС. Поэтому еще минимум несколько лет  данный сегмент рынка корпоративных ИТ-решений будет привлекательным как по уровню маржи (до 25% на оборудовании), так и по динамике роста объемов продаж.