Неожиданные для многих экспертов достижения отечественных операторов предопределили новую тональность оценок рынка широкополосного беспроводного доступа. Исполненные оптимизма прогнозы прозвучали на второй региональной конференции, прошедшей в Москве при поддержке международного консорциума WiMAX Forum.

Положение вещей

Выступивший с обзорным докладом региональный директор WiMAX Forum в России и СНГ Сергей Портной отметил, что в мире технология внедряется нарастающими темпами. Создано 504 сети в 145 странах, причем 15 новых сетей построены только за август текущего года. По регионам мира сети распределены так: 109 — в Африке, 102 — в Центральной и Латинской Америке, по 79 сетей действуют в Азии и Восточной Европе, еще 68 приходятся на Западную Европу, а Северная Америка и Ближний Восток построили 49 и 18 сетей соответственно. Вместе с ростом числа сетей стремительно растут и объемы предоставляемых услуг WiMAX. Так, малазийская компания Packet One Networks довольно быстро нарастила абонентскую базу до 80 тыс. пользователей. Операторы Clear, Sprint и Comcast также предпринимают масштабные усилия по росту абонентской базы и расширению зон обслуживания. Японский провайдер UQ Communications планирует в декабре покрыть территорию, на которой проживает более половины населения Страны Восходящего Солнца.

В России рынок мобильного WiMAX еще в конце 2008 года находился в зачаточном состоянии, но с середины 2009 года на нем начался настоящий бум. Количество действующих секторов базовых станций уже превышает 4,5 тыс., что сопоставимо со всеми сетями фиксированного ШБД за весь период их развития. До недавних пор самым активным игроком отечественного рынка была компания «Энфорта», развивающая сети в регионах России на основе спецификаций фиксированного WiMAX и preWiMAX в диапазонах 3,5 и 5 ГГц. К началу осени «Энфорта», имеющая около 48 тыс. клиентов, безоговорочно уступила лидерство «Скартелу» (бренд Yota), добившемуся феноменальных успехов. Доклад генерального директора Yota Дениса Свердлова, раскрывший нюансы ведения бизнеса в области мобильного WiMAX, стал центральным событием конференции.

True Success Story

Как сообщил Денис Свердлов, компании имеет более 220 тыс. активных клиентов в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. Ежемесячно число подписчиков увеличивается примерно на 70 тыс. Недавно оператор зафиксировал очередной рекорд: как только Yota запустила в тестовом режиме услуги в Краснодаре, за один день к сети подключились 6200 клиентов. В ближайшее время сети в Краснодаре и Сочи будут переведены в режим коммерческой эксплуатации. Зона покрытия сети охватит территорию, на которой проживают 23 млн человек. Предполагается, что к 2012 году сети Yota будут действовать в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей. Для этого у компании есть необходимый частотный ресурс в диапазоне 2,5 ГГц — от 30 до 40 МГц (в зависимости от региона).

Бизнес-модель, которую реализует Yota, предполагает постоянное расширение спектра услуг. Условно продуктовый портфель компании можно разделить на два блока — коммуникационные услуги и развлечения. Базовым предложением первой категории является безлимитный доступ к Internet. «Всего треть наших сотрудников сосредоточена на обеспечении собственно коммуникационных сервисов, — отметил Денис Свердлов. — Остальные сфокусированы на разработке и продвижении медиа-сервисов и агрегации контента». Данная стратегия связана с тем, что рано или поздно у клиентов появится масса возможностей тем или иным способом подключаться к Internet. И для того, чтобы в будущем сохранить коммерческую привлекательность, оператору нужно сформировать большой пул сопутствующих услуг.

Yota с самого начала работы внедрила музыкальный сервис с доступом к 700 тыс. лицензионных композиций ведущих мировых и российских исполнителей. В ближайшее время на рынок будет выведен ряд новых развлекательных продуктов, а наиболее важным событием станет запуск собственного видеосервиса. Компания уже заключила соглашения на приобретение большого количества фильмов и других развлекательных ресурсов с крупнейшими правообладателями, включая Sony Entertainment, Universal, Warner Brothers и др. В конце текущего либо начале следующего года Yota предложит абонентам приставки STB для просмотра видеоконтента на домашних телеприемниках.

Что же касается коммуникационных продуктов, Yota тоже готовит долгожданную премьеру. Большинство операторов WiMAX все еще раздумывают, стоит ли предлагать услугу IP-телефонии, поскольку скептически оценивают ее коммерческий потенциал. К тому же на рынке почти не найти пользовательских терминалов, обеспечивающих телефонный сервис в сетях WiMAX (за исключением дорогостоящей модели HTC MAX 4G). Yota решительно взялась за исправление ситуации. Компания обещает вскоре ввести в строй услуги VoIP, предложив пользователям доступный смартфон на платформе Android, который может работать в сетях и GSM, и Mobile WiMAX. Таким образом, в зоне действия сети Yota клиенты получат возможность бесплатно общаться через Skype с абонентами по всему миру, одновременно располагая привычным средством голосовой мобильной связи стандарта GSM.

Практика показывает

Краеугольным камнем стратегии Yota является нацеленность на обслуживание большого количества пользователей и создание эффективной сетевой инфраструктуры, поэтому ее сети изначально проектировались с большим запасом производительности. Сейчас пропускная способность транспортных участков столичного сегмента сети составляет 180 Гбит/с. Среднемесячный абонентский трафик «Скартела» уже превысил 12,7 Гбайт. А общий трафик в минувшем октябре составил более 2290 Тбайт, что примерно на 30% больше сентябрьских показателей.

Свердлов уверен, что мобильные сети WiMAX могут принести экономическую отдачу только на территориях с высокой плотностью населения и не подходят для организации доступа в сельской местности. Предположения о том, что одна базовая станция в условиях городской застройки может обеспечить услугами приемлемого качества клиентов в радиусе 5 км, также не выдерживает критики. Опыт развертывания сети Yota показывает: для того чтобы обеспечить качественное покрытие мегаполиса типа Москвы, нужно установить примерно 3 тыс. базовых станций. В центре столицы базовые станции мобильного WiMAX необходимо размещать через каждые 200—300 м.

«Мобильный WiMAX — решение не для малых операторов, и чтобы сделать бизнес на этой технологии, нужны огромные инвестиции», — подытоживает Свердлов. Общие инвестиции в российскую часть проекта Yota только до конца 2009 года составят 500 млн долл. По расчетам компании, уже сделанные и планируемые вложения окупятся через пять лет. Поймав волну успеха, Yota смело шагнула за пределы России. В ближайшее время компания готовится приступить к экспансии еще минимум в трех странах. В Беларуси оператор получил в свое распоряжение полосу шириной 60 МГц в диапазоне 2,5 ГГЦ на всей территории республики. У наших ближайших соседей сеть будет запущена во II квартале 2010 года. Такими же ресурсами Yota располагает в Никарагуа, где планируется начать эксплуатацию сети еще до Нового года. А в III квартале следующего года сеть будет введена в строй в Перу, где Yota получила 40 МГц в диапазоне 2,5 ГГц. На развитие зарубежных проектов также решено потратить около 500 млн долл.

Почти решенный вопрос

Важнейшая составляющая стратегии Yota — насыщение рынка терминалами. Совместные усилия самого оператора, корпорации Intel и производителей переносных ПК (Acer, Asus, Lenovo, MSI, Samsung, Toshiba) позволили решить в целом проблему выпуска терминалов. Российским пользователям доступны 65 моделей ноутбуков со встроенными модулями WiMAX. Для лэптопов или настольных ПК, не оснащенных такими адаптерами, Yota предлагает USB- и PC Express-модемы. В начале 2010 года компания предложит пользователям новую, более дешевую модель USB-адаптера.

Вопрос обеспечения потребителей терминалами неоднократно поднимался на конференции, но в совершенно ином ключе, чем прежде. Если в прошлом году докладчики говорили о том, что доступные пользовательские устройства вот-вот появятся на рынке, то теперь характеризовали ситуацию как «имеется большой выбор». Если прежде они сетовали на дороговизну, то сейчас сообщали о доступных ценах, которые продолжают снижаться. «Наметился тренд падения стоимости USB-модемов с поддержкой WiMAX с 70 до 50 долл за штуку. Всего через год рынок будет насыщен недорогими терминалами самого разного формата», — заявил на форуме Ханг Сонг, вице-президент группы глобального маркетинга отделения телекоммуникационных систем Samsung Electronics. «В списке сертифицированных продуктов WiMAX числятся 154 изделия разных компаний. В следующем году будут сертифицированы 290, а в 2011-ом — 430 моделей», — уточнил Портной.

И снова борьба

Еще одна тема, которую на конференции не могли обойти стороной, — начавшаяся конкуренция с сетями 3G и возможное противостояние с LTE в будущем. Некоторые эксперты убеждены, что поставщики услуг третьего поколения не смогут эффективно конкурировать с сетями мобильного WiMAX в отношении ШБД. Главный аргумент таков: фактический объем трафика данных в одной только сети Yota почти в 100 раз превышает суммарный трафик российских сетей GPRS/EDGE/3G. Кроме того, отечественные сотовые компании серьезно запаздывают с развертыванием сервисов 3G, а стоимость последних остается неприемлемо высокой (по сравнению с предложениями Yota или «Комстара»). Правда, чаша весов может склониться в другую сторону при развертывании мобильных сетей стандарта LTE, но в лагере WiMAX уже запаслись таблеткой от этой напасти.

По словам Портного, члены организации WiMAX Forum (операторы и производители оборудования) полны решимости создавать системы, поддерживающие второй релиз WiMAX, который основан на стандарте IEEE 802.16m. Этот стандарт повысит пропускную способность до 300 Мбит/с, что является существенным шагом вперед по сравнению с нынешней ситуацией. Сеть Yota и ее инфраструктурный поставщик Samsung Electronics уже приступили к тестированию имеющихся технологических наработок стандарта 802.16m.  


Таблица. Ключевые игроки росссийского рынка мобильного WiMAX