Еще не остыли страсти по гигантским расходам телекоммуникационных компаний на развертывание инфраструктур 3G, как пионеры индустрии заявили, что стандартный UMTS — вчерашний день, а будущее принадлежит технологиям HSPA. Дескать, именно благодаря им пользователи почувствуют, что такое настоящий мобильный Internet. Но тут пришла очередь фиксированных операторов, которые сказали: истинным спросом будут пользоваться только услуги, основанные на передаче видео высокой четкости (HDTV), поэтому скорость абонентских подключений надо поднимать до 100 Мбит/c, а лучше — до 1 Гбит/c.

Мобильная отрасль в долгу не осталась и приступила к разработке стандартов 4-го поколения (LTE), призванных вывести на аналогичный уровень производительность беспроводных сетей. И хотя до коммерческой готовности решений LTE еще далеко, некоторые участники рынка уже вовсю используют эту аббревиатуру для зарабатывания пиар-дивидендов. Производители, как водится, советуют быстрее заключать контракты на развертывание новых сетей, гарантирующих операторам конкурентные преимущества. Операторы же, анонсируя планы создания инфраструктуры LTE, пытаются повысить лояльность клиентов и сыграть на спекулятивных ожиданиях фондовых инвесторов.

Впрочем, за громкими заявлениями европейских и американских компаний кроется не столько желание поднять пиар-шумиху, сколько необходимость подготовить общественность и государство к очередному качественному скачку в развитии мобильной связи. Неважно, случится ли он через год или три, — альтернативы LTE у индустрии нет. Да и у пользователей сетей 3G к тому времени сформируется потребность в увеличении скорости подключения, основанная на предыдущем опыте работы с мобильными сервисами.

Вызывает удивление то, что в «калашной ряд» стремятся попасть и некоторые российские операторы, причем не самые крупные. К примеру, поволжский СМАРТС недавно сообщил, что собирается подать заявку в Минкомсвязи РФ на получение лицензии 4G/LTE для работы в диапазоне 900/1800 МГц. Руководство компании не смущает отсутствие опыта предоставления услуг третьего поколения и эксплуатации сетей, ориентированных на мобильную передачу данных. Главное — произвести впечатление. Только, как говорил Станиславский, не верю! Даже если допустить, что каким-то чудом лицензия 4G будет получена, для небольшого регионального оператора этот прыжок через поколение станет самоубийственным.