Иногда приходится признавать собственные ошибки. Это мучительный, но полезный процесс. Итак, нужно признать, что мой прогноз, опубликованный в октябрьском номере «Сетей» (статья «Привет из-за океана»), оказался ошибочным: более-менее благоприятного исхода не предвидится. И пусть нынешний кризис действительно импортирован из США, от этого нашей экономике не легче. Ее спекулятивный характер и уязвимость к внешним воздействиям доказана на практике. У зарубежных производителей сетевого и ИТ-оборудования все еще остается надежда на российский рынок; они по-прежнему открывают офисы в Москве и инвестируют в развитие каналов продаж. Но надолго ли хватит их энтузиазма?

То, что происходит с ИТ в корпоративном секторе, внешне выглядит как тяжелая депрессия, а внутренне — как нормальный процесс оздоровления и очищения «зерен от плевел». После кризиса останутся только те информационные системы и обслуживающие их специалисты, которые жизненно необходимы бизнесу. ИТ как дань моде возродятся, лишь когда прольется следующий нефтедолларовый дождь.

В телекоммуникационном секторе ситуация — менее однозначная. Во-первых, в последние годы операторы связи активно проводили политику диверсификации бизнеса, и у них значительно больше шансов пережить трудные времена, чем у коллег, сфокусировавшихся на каком-то одном направлении. Некоторые мультисервисные операторы уже заявили, что ждут 50-процентного падения доходов от работы с корпоративными клиентами, и вряд ли потери будут покрыты за счет услуг аутсорсинга — российский бизнес к этой модели отношений по-прежнему не готов.

Во-вторых, в «жирные годы» федеральные и региональные операторы почти завершили обновление инфраструктуры «последней мили», сделав ее независимой от прихотей местных монополистов. Теперь они рассчитывают окупить затраты, предложив частным пользователям невиданные скорости доступа к Internet, дешевую телефонию и IP-телевидение. Привыкнув к новым возможностям, абоненты уже не смогут от них отказаться, как случилось ранее с мобильными телефонами. Поэтому широкополосный Internet и сопутствующие услуги должны стать для операторов «страховкой», поддерживающей доходность их бизнеса на приемлемом уровне.

Логика в этих рассуждениях есть, но надежность «страховки» вызывает сомнения. В период сокращения зарплат и роста безработицы платежеспособность населения может резко упасть. А поскольку у поставщиков услуг ШПД имеются целые линейки тарифных планов, то многие выберут пакеты подешевле. И это — в лучшем случае. В худшем они просто перестанут платить за блага IP-коммуникаций и пополнят ряды потребителей социального пакета услуг. Следовательно, окупаемость инфраструктурных проектов в операторском секторе и финансовая состоятельность самих участников рынка окажется под большим вопросом.