В свете нарастающих кризисных явлений в экономике и увеличения уровня безработицы снова хочу обратиться к застарелой проблеме дефицита квалифицированных кадров для ИТ-отрасли. Еще полгода назад высказывались опасения, что нехватка таких специалистов станет тормозом развития для многих предприятий — настолько прочно их бизнес сплелся с ИТ-процессами. Но стоило аккордам мирового кризиса прозвучать на российской земле, и сайты рекрутинговых агентств буквально наводнились предложениями соискателей.

Под первую волну сокращений в отечественных компаниях попали сотрудники отделов маркетинга и общественных связей, помощники и ассистенты руководителей, водители и курьеры, а также «айтишники». Закономерность очевидна: секвестр персонала начался с тех сотрудников, которые ассоциируются у топ-менеджмента с расходными статьями и напрямую не влияют на зарабатывание денег (на языке современного бизнеса это называется «резать косты»). С точки зрения житейской логики — дело ясное, не продавцов же и финансистов сокращать. Но тогда напрашивается вывод, что «айтишники» так и не сумели доказать свою первостепенную значимость для работодателей, хотя на протяжении многих лет последним навязывалась идея о необходимости участия ИТ-департаментов в управлении бизнесом.

Первые увольнения практически не коснулись ИТ-директоров (не считая виновников совсем уж неудачных проектов). Они продолжают участвовать в совещаниях руководства и вносить предложения по выводу предприятий из кризиса. Беда — лишь в том, что почти все эти предложения заключаются в просьбе выделить средства на внедрение дополнительной системы или ИТ-сервиса, которые через какое-то время окупятся за счет повышения производительности труда и конкурентоспособности бизнеса. Такие рецепты нынче не проходят, ведь эффект от принятых мер нужен немедленный. Зато быстрый эффект обеспечит сокращение бюджетов, выделяемых на приобретение решений и зарплату сотрудников корпоративных ИТ-отделов. Если же CIO вынесет на обсуждение совета директоров идею перевода ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг, то результат окажется аналогичным: неизбежно увольнение лишних кадров, которых не захочет принимать на свой баланс сервис-провайдер.

Ряды безработных в сфере ИТ будут пополняться не только из-за сокращения персонала корпоративных департаментов, но и по причине банкротств производителей. На Западе жертвой кризиса уже стала Nortel, а в России «информированные источники» говорят о возможном банкротстве «Росбизнесконсалтинга». Под угрозой закрытия находятся многие отечественные разработчики, не успевшие накопить финансовую «подушку» для смягчения удара. Так что не было бы счастья, да несчастье помогло: тему кадрового голода в ИТ-индустрии можно отложить до лучших времен.