Поначалу распространение инновационной системы телевещания сдерживалось отсутствием недорогих экранов, способных воспроизводить улучшенное изображение. Теперь главным тормозом HDTV считается нехватка адаптированного контента.

Дело прошлое

Системы телевидения высокой четкости разрабатывались в 50-е годы прошлого века крупнейшими индустриальными державами (США, Японией) и панъевропейским консорциумом. СССР тогда держался в общем технологическом потоке. Более того, отечественные разработки телевизионной аппаратуры высокой четкости тогда на десятилетие опередили зарубежные. Регулярное вещание цветного телевидения началось в Советском Союзе 1 октября 1967 года, и это была настоящая революция. Но на 10 лет раньше специалисты Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) уже создали опытную систему военно-штабной связи «Трансформатор», позволявшую передавать изображения с разрешением 1125 строк (напомним, разрешающая способность современного стандарта HDTV составляет 1080 строк).

В 80-е годы советские ученые создали два детально проработанных стандарта HDTV, поддерживавших 1525 и 1250 строк (в режиме чересстрочной развертки). В эпоху перестройки исследовательские работы в этой области велись в тесном взаимодействии с европейскими коллегами. Для сравнения систем HDTV в 1990 году в МНИТИ был создан стенд отображения информации, который обеспечил воспроизведение сигналов высокой четкости на видеомониторах, телевизорах, средних (диагональ до 2,5 м) и больших (до 9 м) экранах. Перед Олимпийскими играми 1992 года инженеры МНИТИ при участии Thomson дооборудовали стенд, и на него принимались транслировавшиеся из Барселоны экспериментальные передачи высокой четкости. Это была самая удаленная телетрансляция такого типа в Европе. Однако из-за развала СССР и последующего краха экономики России отечественные разработки в области HDTV не получили практического воплощения.

Все эти годы за рубежом активно разрабатывались собственные варианты стандарта HDTV. Европейские научные центры при содействии Philips, Thomson, Bosh, Nokia и Grundig сконструировали действующую систему HD-MAC (проект «Эврика-95»). Она начала работать в 1988 году: с чемпионата Европы по футболу велись прямые передачи HDTV.

В Японии главным двигателем телевизионных технологий была (и по сей день остается) медиакорпорация NHK. Японцы весьма преуспели в разработке собственного стандарта HDTV, приступив к трансляциям в 1985 году. Примерно в то же время они создали полноценный набор устройств HDTV для потребительского рынка, в том числе телеприемники, камеры и проигрыватели. Правда, цена такого оборудования была заоблачной: телевизор стоил порядка 10 тыс. долл.

Эта система приказала долго жить после появления более совершенного и дешевого в реализации варианта HDTV 1080p, основная заслуга в разработке которого принадлежит американским инженерам. Заокеанская версия HDTV вкупе с ее разновидностью 1080i была принята Международным союзом электросвязи (МСЭ) в качестве отраслевого стандарта. Но это не дало возможности в одночасье решить главную проблему отрасли: как и в прежние годы, коммерческое вещание велось в ограниченных объемах из-за высокой стоимости телеприемников и другого пользовательского оборудования.

Долгожданный бум

Лишь в последние три-четыре года, благодаря технологическому прорыву в производстве жидкокристаллических и плазменных панелей и революционному снижению цен на них, потенциальная аудитория HDTV увеличилась до критической массы. Ее наличие позволяет организовать коммерчески оправданное телевещание высокой четкости.

Уже в 2006 году, по данным ABI Research, глобальный рынок потребительских HDTV-устройств (телевизионных панелей, медиапроигрывателей, приставок STB и игровых консолей) составил 25 млрд долл. Согласно октябрьскому отчету компании iSuppli, в нынешнем году мировые продажи пользовательских систем HDTV превысят объем поставок телевизионных систем со стандартным разрешением. Если в 2007 году на глобальном рынке было продано 114,8 млн устройств SDTV (Standard-Definition Television) и 97,1 млн телевизоров HDTV, то в 2008 году эти показатели составят 86,6 млн и 124,2 млн соответственно. А к 2012 году, по прогнозам iSuppli, телеприемников высокой четкости будет продано 241,2 млн — против 23,1 млн обычных.

В индустриально развитых странах новый телевизионный стандарт распространяется быстрее, чем в регионах с развивающейся экономикой. Исследования Leichtman Research показывают, что треть американских домохозяйств уже оснащены комплектами для просмотра HDTV (с 2006 года их число удвоилось); из них примерно 30% имеют два и более телеприемников HDTV. Примерно 22% американских семей приобрели новые системы HDTV в последние 12 месяцев, и из них 48% потратили на это более 1 тыс. долл.

А вот в Китае, по прогнозам In-Stat, HDTV станет распространяться медленно: к 2010 году такими системами будут владеть лишь 19,7 млн домохозяйств. К тому же времени число зрителей HDTV в стране составит скромную, по местным меркам, цифру 2 млн.

Похожая ситуация наблюдается и в России, которая только начинает свой путь в мир цифрового телевидения. Здесь доля телеприемников с поддержкой известных форматов HD оценивается на уровне статистической погрешности (2–3% общего числа телеприемников). Правда, в Москве эта доля составляет, по некоторым данным, 17% (оптимисты говорят даже о 30%). Ситуация, более или менее схожая со столичной, характерна для Санкт-Петербурга и некоторых крупных региональных центров, где продажи телевизоров с поддержкой HD до недавнего времени росли на 30–40% в год.

Так или иначе, нынешний уровень проникновения пользовательского оборудования HDTV провайдеры считают достаточным для запуска коммерческих телеканалов и услуг, поскольку только за 2007 год в стране было продано 1,8 млн телевизоров с поддержкой высокой четкости. Таким образом, на рынке наметилась очевидная диспропорция: количество владельцев HD-телевизоров многократно превышает число фактических абонентов сетей HDTV. Это соотношение характерно как для России, так и для остального мира.

Отечественные первопроходцы

По данным IMS Research, более 45 млн домохозяйств во всем мире уже получают сигнал HDTV по кабельным (включая IP) и спутниковым сетям. Примерно такое же количество абонентов насчитывается у провайдеров эфирного цифрового наземного телевидения (Digital Terrestrial Television). Как прогнозирует IMS Research, к концу 2013 года в мире будет уже 255 млн подписчиков на услуги HDTV, из которых 97 млн составят абонентскую базу спутниковых сетей прямого вещания DTH (Direct-to-Home).

В России именно спутниковые операторы проложили первые коммерческие тракты на рынок телевидения высокого разрешения. 1 декабря 2006 года компания «НТВ-Плюс» начала тестовое HDTV-вещание со спутника Eutelsat W4. В мае 2007 года открылась платная подписка на пакет из трех телеканалов — «HD Кино», «HD Спорт» и HD Life. С 1 августа текущего года к ним прибавились еще два канала, Eurosport HD и Discovery HD.

Российский проект Platforma HD также подразумевает вещание через спутниковую сеть Eutelsat. Пакет, состоящий из четырех каналов разной тематики, транслируется в формате Full HD на европейскую часть России. Выбор, как видим, невелик. Впрочем, имея современный ресивер и антенну, в нашей стране можно принимать со спутников около двух десятков неадаптированных и бесплатных зарубежных HD-телеканалов.

В последнее время отечественные спутниковые телевизионные сети практически без боя уступили инициативу в области HDTV наземным кабельным операторам. Коммерческие HD-проекты развивают крупнейшие телекоммуникационные холдинги России, каждый из которых использует в качестве базовой собственную технологию «последней мили».

Добавка к ARPU

Отечественные операторы связи всерьез рассматривают телевидение высокой четкости как перспективную «добавку к ARPU», но пока преимущественно на московском рынке. Так, 30 сентября компания «Акадо-Столица» объявила о запуске услуг телевидения высокой четкости во всей ее сети, которая охватывает в Москве и ближайшем Подмосковье более 2,8 млн домохозяйств. Свои сети «Акадо» построила на базе технологии передачи данных по телевизионным кабельным сетям DOCSIS. Оператор рассчитывает сформировать массовый спрос на услуги HDTV благодаря привлекательной цене «входного билета» для абонентов. Комплект «Акадо», включающий в себя кабельный HD-тюнер, подключение и месячное предоставление услуг, обходится примерно в 10 раз дешевле, чем покупка одного спутникового HD-тюнера без оплаты подключения и услуг.

Глобальные продажи телеприемников с поддержкой HDTV, млн шт. Данные: iSuppli

С 1 сентября в сети «Акадо» действовала специальная страница предварительного заказа, где можно было оставить заявку на подключение услуг HDTV. Всего за месяц заявки на этой странице оставили более 12 тыс. человек, из которых 4 тыс. были подключены в первый месяц работы сервиса, а еще 8 тыс. планируется подключить к концу года. Через год оператор намерен обслуживать до 50 тыс. абонентов HDTV.

Эти планы имеют под собой реальные обоснования. Проведенные накануне запуска новой услуги исследования показали, что порядка 20% жителей Москвы осмысленно желают подключиться к телевидению высокой четкости. Еще 20% хотели бы это сделать, но пока точно не знают, что оно собой представляет. Для подключения услуги HDTV абонентам «Акадо» нужно поменять телевизионную приставку на более современную (производства Kaon).

Столичный сервис-провайдер «Комстар-Директ» (торговая марка «Стрим») приступил к технологической подготовке запуска HDTV в начале 2008 года. В коммерческую эксплуатацию услуга была введена 1 октября. Сейчас возможность смотреть HDTV имеют те пользователи, которые уже подключены к модернизированной сети компании. Речь идет о проекте модернизации «последней мили» МГТС: оптоволоконные линии связи «доводятся» до активных распределительных шкафов, где устанавливается оборудование ASDL2+.

В рамках этой программы в Москве уже установлено более 200 распределительных шкафов. Каждый обслуживает от одного до четырех домов (в зависимости от количества квартир в доме). Пользователи модернизированной сети могут подключиться к каналам передачи данных производительностью до 20 Мбит/с. Такая скорость обеспечивает бесперебойную передачу телесигнала высокой четкости. Предполагается, что к концу 2009 года подключение к HDTV будет доступно 80% абонентов «Комстар-ОТС».

Для компрессии сигнала по стандарту MPEG-4 «Комстар-Директ» использует платформу Tandberg Television. В качестве абонентских приставок фигурируют устройства Amino A130, но компания рассматривает и другие варианты. Услуги подключаются бесплатно, необходимо лишь арендовать ADSL-модем и ТВ-декодер (стоимость аренды — 80 руб. в месяц). Абонентская плата за пакет HDTV в сети «Стрим» составляет 200 руб. в месяц.

Услуги HDTV в Москве развивает и перешедшая под контроль «ВымпелКома» компания «Корбина Телеком». В качестве транспорта она использует оптические линии, проложенные к жилым объектам (FTTB), и медную разводку до квартир абонентов. Услуга HDTV реализована с помощью технологии IPTV на базе решения Microsoft TV.

О намерении начать HDTV-вещание в своей сети QWERTY заявлял и «Центральный Телеграф». С технической точки зрения сеть этой компании подготовлена для трансляции каналов HDTV, но до дела пока не дошло.

В отличие от большинства рыночных игроков, НКС (брэнд «ОнЛайм») предоставляет услуги HDTV не только в Москве, но и в других городах России. Представители компании подчеркивают, что внедрение HDTV не было для нее обособленным процессом. Напротив, при строительстве и модернизации сетей инженеры НКС изначально предусматривали техническую возможность передачи любых сигналов — аналоговых и цифровых, со стандартным и HD-качеством. НКС транслирует каналы HDTV везде, где уже обновлена ее кабельная инфраструктура: в Санкт-Петербурге — с апреля 2008 года, в Екатеринбурге — с августа, в Москве — с ноября. Инфраструктура для предоставления телевизионных услуг построена с использованием оборудования Harmonic, Appear TV, Scientific Antlanta. Технология защиты контента основана на системах Nagra Vision (Москва) и Conax v.7 (Санкт-Петербург и Екатеринбург). При трансляции поддерживается качественное изображение в формате 720p.

Было бы что смотреть!

Спутниковые сети все еще сохраняют практически монопольное положение в области HDTV на региональных рынках, зато в столице России сформировалось достаточно привлекательное и технически проработанное предложение для абонентов фиксированных сетей. Правда, большинство сервисов HDTV запущены в Москве совсем недавно, и говорить о коммерческих результатах пока рано. Очевидно одно: эти результаты будут напрямую зависеть от объема доступного контента высокой четкости.

Самый большой отечественный HDTV-ассортимент, предлагаемый «Акадо», состоит всего из шести каналов, в том числе зарубежных National Geographic HD, VOOM HD, MelodyZen HD, Luxe TV HD и российских HD Media и «Кинопоказ HD». По модернизированным участкам сети МГТС можно транслировать десятки каналов высокой четкости, но в HD-пакет «Комстара» входят лишь три  — уже упоминавшиеся MelodyZen, Voom TV и Luxe TV. Подписчикам «Корбины» доступны два телеканала высокой четкости — те же HD Media и Luxe TV. В российских спутниковых телесетях выбор HD-контента тоже ограничен несколькими каналами.

Для сравнения: американская телесеть DirectTV предлагает пакет из 103 каналов высокой четкости за 10 долл. в месяц, а за дополнительную плату можно подключить еще более 30 каналов. Число HD-каналов в сети другого провайдера США, Dish Network, к концу года достигнет 150. Словом, отечественным представителям медиаиндустрии по-прежнему есть к чему стремиться. А провайдерам следует иметь в виду технологические перспективы цифрового телевидения.

Со временем программное обеспечение компрессии и декомпрессии мультимедийных данных станет еще совершеннее, благодаря чему понизятся требования к полосе пропускания, необходимой для трансляции HDTV в сетях разных типов. Не стоит на месте и само цифровое телевидение — аналитики прогнозируют переход в течение ближайших 5–10 лет к системам второго поколения DVB, в прессе широко дискутируются эксперименты в области трехмерного стереоскопического телевидения. А японская NHK снова поразила мир, опубликовав основные сведения о перспективном формате Ultra HD, разрешение которого в 16 раз выше теперешнего — 7680x4320 точек. По расчетам, для трансляции контента в формате Ultra HD потребуется полоса пропускания порядка 640 Мбит/c, а часовой видеофильм займет около 12 Тбайт дискового пространства. Значит, провайдерам и поставщикам телевизионного контента предстоит штурмовать новые вершины высокой четкости.