Ни для кого не секрет, что аренда ПО через Internet дает ряд финансовых и технологических преимуществ, таких как небольшие начальные инвестиции, низкая совокупная стоимость владения, возможность использования решений, ранее недоступных из-за высокой цены. А особенно важно для компаний из сегмента SMB то, что при использовании ПО в режиме Software+Services (S+S) техническую поддержку осуществляет провайдер. По словам Юрия Ларичева, директора департамента по работе с малыми и средними организациями «Майкрософт Рус», преимущественно на этот бизнес-сектор и нацелена концепция Microsoft S+S.

Одной из инициатив Microsoft стало создание Центров развития S+S. В мире работают уже 20 таких Центров, а в России первый из них создан на базе сервис-провайдера Parking.ru (юридическое лицо — «Гарант-Парк-Интернет»), имеющего более чем 10-летний опыт поддержки корпоративных систем на платформе Windows Server. «Мы располагаем развитой инфраструктурой, двумя дата-центрами, связанными оптоволоконным каналом, и штатом квалифицированных специалистов, — сообщил генеральный директор «Гарант-Парк-Интернет» Игорь Федотченко. — Кроме того, компания обладает технологиями автоматических развертывания услуг, биллинга и тарификации ресурсов».

Игорь Федотченко: «Пока мы оказываем услуги лишь тем, кто понимает, а таковых немного»Основная задача Центра — оказание консультационных услуг по бизнес-аспектам, техническим вопросам разработки и использования ПО в рамках модели S+S. Прежде всего, подразумевается помощь при оценке соответствия решений требованиям этой модели, при выстраивании ценовой политики и разработке соглашений SLA. «Зачастую ISV-партнеры с трудом могут сформулировать свою ценовую политику, которая предусматривает не продажу лицензий, а их аренду», — утверждает Федотченко. Также Parking.ru предоставит собственную инфраструктуру для развертывания и тестирования решений S+S.

По мнению Ларичева, модель S+S откроет новые возможности более чем 1 тыс. российских ISV-партнеров Microsoft, которые испытывают проблемы с продажей своих решений. «Стоимость владения решениями, основанными на хостинге, — гораздо ниже, и клиентам намного выгоднее работать по подписке. Они ежемесячно выплачивают небольшие деньги за каждого пользователя системы, получая высокий уровень безопасности, современную инфраструктуру и возможность предоставлять разным пользователям уникальные права доступа к бизнес-приложениям», — отметил он.

По оценкам IDC, к 2011 году до 25% новых бизнес-приложений в США будут выходить на рынок как онлайновые услуги, а рынок SaaS (приложений как сервисов) будет расти вдвое быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Правда, в России, подчеркнул Ларичев, пока широко распространен лишь традиционный хостинг площадок для Web-сайтов. Из 400–500 хостинг-провайдеров аренду приложений предлагают не более 15. Это объясняется тем, что в России только недавно появилась возможность оказывать такие услуги. Прежде стоимость сетевого трафика была столь велика, что зачастую она превышала цену самой услуги. «Мы находимся на том рубеже, после которого услуги S+S в России становятся экономически оправданными», — подчеркнул Федотченко. Предложением его компании уже воспользовались DocsVision и «Медичейс».

Система DocsVision 4.0, реализованная на базе платформы Microsoft .NET и технологии Web Services, пока работает в демо-режиме. Из 600 клиентов, протестировавших сервисный вариант DocsVision, примерно 15 проявили к ней коммерческий интерес.

К сожалению, развитие концепции S+S в России по-прежнему связано с проблемами. По словам Федотченко, речь идет о «заторможенности» независимых разработчиков и клиентов. «Тяжело перевести на другую модель людей, которые из года в год продавали лицензии. Некоторые независимые разработчики даже не верят, что на этом можно зарабатывать. Пока мы оказываем услуги лишь тем, кто понимает, а таковых немного», — заявил он.

И все же специалисты Microsoft отметили, что в России растет спрос на бизнес-ПО для малых и средних предприятий, а также интерес небольших компаний к модели SaaS. Кроме того, согласно проведенному корпорацией исследованию, уровень знаний о хостинг-услугах в России оказался выше, чем в Великобритании.