Специалисты Nemertes Research опросили 90 руководителей ИТ-отделов и пришли к выводу, что ощутимая экономия достижима, но на это требуется определенное время. Один из ключевых выводов исследования заключается в том, что по сравнению с прошлым годом компании стали тратить больше времени и средств на планирование, установку оборудования и отладку корпоративных систем IP-телефонии. Причина – в том, что VoIP все чаще становится частью общекорпоративного проекта, нацеленного на объединение коммуникационных систем.

Другой важный вывод Nemertes Research таков: оборудования VoIP приближается по стоимости к традиционным TDM-решениям (без учета цены телефонных аппаратов).

Плата за планирование

С 2004 года среднее время планирования проектов, подразумевающих внедрение VoIP, увеличилось в четыре раза. На этот, подготовительный, этап участники опроса тратят больше всего времени, стараясь определить стадии реализации проекта, в том числе степень подготовки сетевой инфраструктуры. Вероятно, на них повлияли рассказы коллег о тех кошмарах внедрения, к которым приводит плохое планирование.

На этапе планирования заказчики должны провести аудит сети. Обычно компании тратят 3 тыс. долл. на исследование каждого сетевого узла при малых масштабах проекта (не более пяти объектов) и 63,5 тыс. долл. – при глубоком анализе многозвенной структуры. Стоимость полного обследования инфраструктуры составляет 12–150 тыс. долл.

С ростом числа подразделений, охваченных проектом модернизации телефонной сети, и количества абонентских терминалов продолжительность инсталляции и настройки оборудования увеличивается. Также удлиняется этап начального запуска системы, то есть период после ее установки и до перевода в режим промышленной эксплуатации. Вот три основных фактора увеличения времени начального запуска и, соответственно, стоимости проекта.

Во-первых, организации стали более серьезно воспринимать влияние VoIP-проектов на бизнес. Развертыванием конвергентной сети теперь занимаются множество специалистов в области коммуникационных приложений, информационной безопасности и построения сетей. В 2004 году опрашиваемые компании выделяли на проекты конвергенции голоса и данных в среднем 12 сотрудников, а в конце 2005 года – 27.

Во-вторых, увеличилась заработная плата ИТ-специалистов, работающих в области конвергенции сетей. С 2004 года по сегодняшний день ее средний уровень вырос с 96,77 до 98,62 тыс. долл. в год.

В-третьих, заказчики стали выделять больше средств на консультационные услуги, связанные с архитектурой и реализацией системы. Усредненные затраты на консалтинг составляют 23,12 тыс. долл. (с разбросом от 500 до 2 млн долл.).

Управление и обучение

Инструменты управления часто становятся незапланированными затратами, но их использование – и ключевой фактор успеха при внедрении VoIP. Только 15% организаций заранее предусматривают в бюджете приобретение соответствующих средств, а более половины начинают подыскивать специализированные инструменты спустя год (и даже больше) со старта проекта. В прошлом году объем средств, выделенных на покупку инструментов управления единой сетью, заметно увеличился, что отразилось и на общей стоимости проектов.

Еще одним, зачастую игнорируемым этапом реализации VoIP-проектов является обучение персонала. Системные интеграторы, оказывающие услуги внедрения голосовых систем, да и производители часто включают обучение в общую стоимость договоров.

По сравнению с 2004 годом затраты на обучение сотрудников работе с VoIP-технологиями снизились. К примеру, в 2004 году небольшие компании США тратили на каждого специалиста около 2,5 тыс. долл., а в минувшем – только около 2 тыс. долл.

Статьи экономии

При внедрении технологий VoIP предприятия обычно сохраняют средства (или увеличивают размер прибыли) по нескольким основным направлениям. Среди них – оплата труда, текущее управление и администрирование, организация аудио- и видео­конференций по IP (с уменьшением числа командировок), создание единой кабельной инфраструктуры в новых зданиях, повышение производительности труда.

Изменение длительности различных этапов VoIP-проектов

Когда организации переходят на VoIP, они начинают экономить на кадровом обеспечении и привлечении внешних консультантов. Правда, в нескольких компаниях (5%) при внедрении VoIP-приложений штат увеличился на несколько человек. Показатели средней экономии на персонале выросли по сравнению с 2004 годом, когда организациям удавалось перераспределять или сокращать в среднем 0,74 штатных единиц (экономия – 77 тыс. долл. в год). В нынешнем году среднестатистическая экономия на персонале составила 0,76 штатных единиц (81 тыс. долл. в год). Треть опрошенных «сэкономили» примерно 1,46 штатных единиц (192,5 тыс. долл. ежегодно). Обычно при интеграции коммуникационных систем сотрудников перераспределяют на другие участки работы, а не увольняют.

Проанализируем, каким бывает объем работ, выполняемых сотрудниками ИТ-департаментов, и сколько времени они тратят на обслуживание голосовой сети. Как выяснилось, они не чувствуют разницы между обслуживанием сети и устранением неисправностей. В любом случае все их вмешательства сводятся к управлению голосовой сетью. К их обязанностям относятся отслеживание установки последних обновлений для IP-УАТС, телефонных аппаратов и программных телефонов, устранение проблем недостаточной производительности сети или внезапных отключений, перенос, добавления и изменения на MAC-уровне, мониторинг общей производительности коммуникационной системы. Некоторые организации (как правило, из сферы SMB) начинают передавать управление VoIP-системами на аутсорсинг.

Экономия за счет автоматизации MAC-настроек – один из основных способов покрытия издержек на внедрение систем VoIP. Раньше респонденты тратили на одну MAC-операцию в среднем 124 долл., причем в расчет брались работы, выполняемые как внутренними, так и внешними исполнителями. В абсолютном выражении себестоимость таких операций составляла от 29 до 450 долл.

Усредненные капитальные затраты

Количество выполняемых ИТ-персоналом MAC-операций увеличивается вместе с размерами фирмы, что неудивительно. Однако интенсивность MAC-операций (она вычисляется как отношение числа изменений сетевых адресов к общему количеству сотрудников) не очень зависит от масштабов предприятия. В прошедшем году организации выполняли примерно 1,28 MAC-операций в расчете на каждого сотрудника. То, что происходит с изменением настроек на MAC-уровне, напоминает цепную реакцию. Если компанию покидает один человек, необходимы 3–5 MAC-операций: для самого увольняющегося, для сотрудника, намеренного занять его место (и для нацелившегося на очередное освободившееся место), для вновь принятого работника.

С переходом на VoIP MAC-операция становится очень простой. Время ее выполнения в рамках традиционной TDM-телефонии составляет 30–90 мин, а в сети IP – не более 10 мин. Общая экономия затрат, в зависимости от количества исполняемых MAC-преобразований, может оказаться значительной.

Организация видео- и аудиоконференций также позволяет сократить корпоративные расходы. Срок окупаемости проекта, подразумевающего замену системы конференц-связи на базе ISDN системой IP, составляет 6–12 мес. Обычно компании тратят 200–300 долл. в час на видеоконференции на основе ISDN и около 2 тыс. долл. – на международные звонки. При организации аудиоконференций требуются 6–12 центов за минуту сеанса.

Ряд организаций отметили, что используют аудио- и видеоконференции на основе IP для внутренних коммуникаций между сотрудниками и отделами. В зависимости от отрасли потребность в них составляет 10–75% общего числа организуемых телеконференций. На основе средних показателей, полученных в ходе исследования Nemertes, можно подсчитать, что переход от видеоконференций на базе ISDN к IP-технологиям окупается за один-три года. То же исследование показывает, что период окупаемости систем аудиоконференц-связи составляет всего полтора месяца.

Экономия на обслуживании сети достигает 50% – за счет объединения каналов доступа и консолидации неиспользуемых ресурсов пропускной способности. В новых помещениях стоимость прокладки кабеля снижается на 40–50%, поскольку к каждому рабочему месту теперь нет необходимости подводить 3–4 провода. Вместо этого компании используют для подключения рабочего места один–два кабеля, снижая расходы на материалы и, что более важно, трудозатраты.

Хотя это трудно оценить объективно, предприятия отмечают повышение производительности труда сотрудников при внедрении VoIP и сопутствующих приложений для организации совместной работы.

Робин Гэрейсс (robin@nemertes.com) – исполнительный вице-президент и финансовый директор компании Nemertes Research