В конце сентября в Москве состоялась первая конференция «Бизнес на платформе IP: телекоммуникационная инфраструктура современного предприятия», организованная издательством «Открытые системы» и компанией IDC.

Ежегодно эти партнеры проводят множество мероприятий, посвященных разным категориям информационных технологий и их использованию в интересах бизнеса, но данная конференция — первое их обращение к телекоммуникационной тематике.

По мнению Георгия Санадзе, при современном уровне развития телекоммуникаций, пребывание менеджеров в офисах часто лишено смысла

В последние годы IP-технологии стали стандартом де-факто при построении корпоративных систем связи. Сетевая инфраструктура, основанная на протоколе IP, открывает перед предприятием широкие возможности использования разных коммуникационных приложений — от IP-телефонии до видеоконференц-связи. Для территориально распределенных компаний развертывание IP-сети зачастую оказывается единственно возможным решением, обеспечивающим удовлетворение противоречивых запросов современного бизнеса.

IP-технологии позволяют объединить в корпоративную коммуникационную среду ИТ-инфраструктуру, систему голосовой связи, информационные корпоративные ресурсы и предоставить доступ к ним сотрудникам, бизнес-партнерам и заказчикам из любого места в любое время с помощью разных абонентских устройств. Другими словами, IP-технологии превратились в стержневой элемент корпоративных инфокоммуникационных систем.

Согласно оценкам IDC (их представил на конференции Джошуа Бадд, руководитель исследовательских «связных» программ IDC в регионе CEMA), в ближайшие пять лет в странах Центральной и Восточной Европы (CEE) объем трафика VoIP вырастет более чем в 15 раз. К 2010 году он приблизится к 16 млрд мин — и это на фоне постепенного снижения затрат абонентов на услуги традиционной телефонии (см. рисунок). Если на крупных предприятиях окажется весьма значительной доля внутрисетевого пакетного голосового трафика, то представители малого бизнеса по-прежнему будут пользоваться IP-телефонией для сокращения расходов на международную связь.

Трафик растет, затраты уменьшаются. Прогнозируемая динамика изменения объемов голосового трафика в странах Центральной и Восточной Европы

Как свидетельствуют результаты проведенного IDC опроса ИТ-менеджеров в регионе CEE и России, представители корпоративного сегмента весьма заинтересованы в функциональности, которую обеспечивает интеграция мобильной и фиксированной связи на базе протокола SIP. Важность переадресации вызовов с мобильных устройств на учрежденческую АТС отметили 54% респондентов. Меньшая часть участников опроса заинтересована в распространении части функций, поддерживаемых УАТС, на мобильные терминалы. Любопытно, что требования крупных (более 500 сотрудников) и средних (100– 499 сотрудников) предприятий к системам корпоративной телефонии практически совпадают, тогда как интересы небольших компаний (20–99 работников) иные.

Полномасштабно реализовать возможности, которые обеспечивают современные IP-технологии, нельзя без соответствующих вычислительных ресурсов. В этой связи вряд ли должно вызывать удивление пристальное внимание к рынку IP-коммуникаций корпорации Intel. Участникам конференции была представлена анонсированная в текущем году технология vPro. Ее отличительными признаками являются встроенные функции управления учетом, обновлением, диагностикой и восстановлением ресурсов, аппаратная поддержка упреждающей сетевой защиты, рост производительности при сниженном уровне энергопотребления.

Интригующую картину офиса будущего нарисовал в своем выступлении Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки российского представительства Avaya. При современном уровне развития телекоммуникаций пребывание менеджеров в офисных помещениях зачастую лишено смысла. Если учесть активное проникновение услуг широкополосного доступа, то работа в Internet, с корпоративной почтой и ведение переговоров по телефону вряд ли могут оправдать многочасовые простаивания в уличных пробках и загрязнение окружающей среды.

Это уже осознали в экономически развитых странах, где, согласно мировой статистике, 58% компаний в той или иной степени используют виртуальные рабочие места и только 9% сотрудников вынуждены ездить в офисы. Отметим: 89% из 100 крупнейших компаний США предлагают своим служащим возможность работать на дому, а в Германии и Англии свыше 60% сотрудников используют средства удаленного подключения к корпоративной сети. Недаром опрос CIO крупных фирм из разных стран, опубликованный Gartner в октябре 2005 года, показал, что в сегодняшней иерархии приоритетов ИТ-руководителей внедрение приложений для мобильных работников уверенно занимает третье место (после внедрения систем бизнес-аналитики и средств информационной защиты).

Дальнейшее распространение IP-технологий обещает сделать переход на схему удаленного труда повсеместным. Это означает отказ от закрепления выделенного рабочего места за каждым служащим и создание виртуальных рабочих мест, доступных любому сотруднику или посетителю. Кроме того, развиваются сети перехватывающих офисов, которые расположены недалеко от спальных районов и предоставляют всем желающим доступ к полному арсеналу современных коммуникационных средств и офисного оборудования. Что же касается организаций, переход на новую схему приводит к сокращению необходимых площадей, снижению расходов на компьютерную и офисную технику, а также на оплату услуг связи.

Впрочем, эта революция вряд ли пройдет гладко. Основные проблемы переместятся из технологической в управленческую и социальную плоскости. В новых условиях исчезнут возможности ежеминутного контроля над присутствием сотрудника на рабочем месте, его неожиданного вызова «на ковер» и даже приятного времяпрепровождения в «курилках». Однако, по мнению Санадзе, экономическая целесообразность неизбежно одержит верх — это не более чем вопрос времени.

Новая организация работы сотрудников когда-нибудь получит прописку и в России. Но, как показала завершившая конференцию открытая дискуссия, развитие IP-коммуникаций в нашей стране по-прежнему сдерживается неразвитостью инфраструктуры. Операторы рапортуют о прокладке очередных сотен и тысяч километров волоконно-оптических линий, но во многих случаях промышленные компании, размещающие производственные мощности вдали от городов-миллионников, лишены простейшего доступа к глобальным сетям передачи данных.

Линии связи, даже если они проложены, практически никогда не резервированы, а коэффициент их доступности не превышает 99%, что не может удовлетворить потребности корпоративных клиентов. В результате заказчику нередко приходится самостоятельно заботиться о резервировании линий (например, использовать спутниковые каналы связи). Как отмечали участники конференции, при отсутствии здоровой конкуренции операторы не стесняются запрашивать за прокладку линий связи к заказчику такую цену, которая на порядок превышает их реальные затраты. Другими словами, на периферии получение доступа к современной IP-инфраструктуре обходится клиентам в копеечку, а потому о ведении бизнеса на платформе IP многим из них пока остается только мечтать.


Провода России не нужны

Руководитель программ исследований по системам связи IDC в регионе CEMA Джошуа Бадд поделился своими взглядами на современные тенденции развития сетей и систем связи. По его мнению, тенденции на других региональных рынках во многом схожи с российскими. По мере того как технологии широкополосного доступа становятся все более распространенными, предприятия начинают вкладывать в них деньги и подключаться к Internet по xDSL.

Однако миграция к IP-технологиям происходит постепенно. В сегменте малых и средних предприятий она осуществляется преимущественно благодаря открытию новых офисов, в которых приходится строить сетевую инфраструктуру «с нуля». В этом случае IP-технологии дают надежный недорогой способ объединения нескольких офисов в IP-сеть.

Еще одним преимуществом IP-технологий является большое количество дополнительных услуг, реализуемых в пакетных сетях. С точки зрения малых и средних предприятий эти технологии могут быть привлекательной альтернативой более традиционных решений, поскольку они обеспечивают конвергенцию разных платформ передачи трафика. В частности, предприятию не нужно строить и поддерживать отдельные инфраструктуры для передачи голоса, данных и видеоинформации.

Если в Восточной Европе отмечается бурный рост числа пользователей ADSL, который связан с насыщенностью городов кабельной инфраструктурой, то в России хорошие перспективы открываются у операторов беспроводных сетей передачи данных. «Мобильная версия стандарта WiMAX при определенных условиях может успешно конкурировать с мобильными сетями третьего поколения, — говорит Бадд. — Однако я думаю, что акцент в операторском бизнесе будет ставиться не на используемых технологиях, а на услугах. Поэтому мобильные операторы, оценив перспективность WiMAX, станут развивать партнерство с беспроводными операторами и предлагать абонентам пакетные сервисы передачи голоса и данных».

Преимущества разных видов фиксированного широкополосного доступа проявляются в плотно заселенных районах и мегаполисах с развитой кабельной инфраструктурой. Там Ethernet, наряду с ADSL, уже стал у домашних пользователей популярной технологией доступа. Беспроводные сети, напротив, имеют хорошие перспективы в труднодоступных районах с низкой плотностью населения. Они позволяют организовать качественный Internet-доступ без существенных инвестиций в строительство базовой инфраструктуры. «Однако нельзя упускать из виду, что дополнительными факторами риска для операторов и пользователей являются организация защиты данных, передаваемых по беспроводным каналам, а также некоторые сложности с совместимостью оборудования», — отметил Джошуа Бадд.

Олег Седов, «Директор информационной службы»


Какие основные мотивы перехода российских предприятий на технологии IP-коммуникаций вы могли бы назвать сегодня?

Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки компании Avaya:

Все очень просто. Это экономия при построении и эксплуатации распределенных инфраструктур. Первый мотив — классический, и состоит в возможности обойтись без междугородных и международных звонков через сети традиционных операторов. Второй, который раньше «цеплял» заказчиков в меньшей степени, — возможность экономии за счет централизации управления и обслуживания сетевой инфраструктуры. Если у клиента имеется множество малых офисов, то благодаря внедрению IP-платформы изменения настроек оборудования и реакция на события происходят быстрее, а эта скорость косвенно выливается в деньги. Руководители крупных компаний постепенно осознают, что эксплуатировать единую конвергентную сеть выгоднее, чем несколько разобщенных систем.

Перейдя на IP-технологии, заказчик значительно повышает гибкость конфигурирования коммуникационных систем. Клиенту достаточно купить необходимое количество пользовательских лицензий, а саму систему он может установить где угодно. Например, сегодня агенты его Call-центра работают в трех городах страны, а завтра ему потребуется увеличить или уменьшить количество точек размещения, и для этого не нужно будет докупать другое решение. Возможность «перекраивать» сервисы по мере изменения текущих потребностей становится одним из решающих аргументов предприятий в пользу IP-систем.

Юрий Кочубеев, менеджер по проектам представительства Allied Telesis в России и СНГ:

В первую очередь я бы отметил унификацию инфраструктуры и повышение прозрачности управления. Сейчас в российском бизнесе наступил период консолидации активов, поскольку многие компании собираются выйти на IPO. Но для этого им нужно пройти международный ИТ-аудит, а чтобы его пройти, корпоративная сеть должна удовлетворять самым современным стандартам.

Далее идет экономия расходов. Если учитывать только экономию на трафике, то срок окупаемости внедряемых решений составит 3-4 года и даже больше, в зависимости от темпов снижения тарифов на связь традиционными операторами. Но многие компании, покупая производственные активы, приобретают и унаследованные УАТС, которые нужно менять. Встает вопрос, что покупать — на традиционные TDM-станции или конвергентные IP-платформы. Разница в цене сегодня составляет не более 20%, но эта переплата открывает клиентам доступ к широкому набору сервисных функций, позволяющих реорганизовать бизнес-процессы.

Возьмем крупную компанию, оказывающую сервисные услуги от Калининграда до Владивостока. В этом случае создание распределенного Call-центра, «привязанного» к разным часовым поясам, позволяет ввести круглосуточный режим обслуживания клиентов без необходимости оплачивать работу операторов по двойному тарифу за ночную смену. Без IP-телефонии строить системы такого масштаба практически невозможно.

Вадим Плесский, директор департамента ProCurve Networking компании Hewlett-Packard:

Долгое время сдерживающим фактором перевода голосовых приложений на IP являлась высокая стоимость оборудования IP-УАТС, а также схема лицензирования продуктов, предусматривающая оплату пользовательских лицензий, в придачу к IP-телефонам. Однако многие ведущие производители стали предоставлять 100%-ную скидку на пользовательские лицензий, благодаря чему суммарная стоимость IP-решений снизилась до конкурентоспособного уровня.

Ценовой фактор играет очень важную роль при выборе технологии. Основной сферой применения IP-коммуникаций в нашей стране остается дальняя связь. При этом минимальная стоимость IP-УАТС на 20-30 абонентов составляет всего 4-5 тыс. долл. С одной стороны, 200 долл. на одного абонента — довольно много. Но с другой стороны, если компания ежемесячно расходует на междугородные и международные переговоры порядка 500 долл., то при полном переходе на IP-телефонию она окупит первоначальные инвестиции за 10 месяцев.

Что касается дополнительных сервисов на базе VoIP, то я считаю, что отечественный рынок до них еще не созрел. Более перспективной мне представляется технология мгновенного обмена сообщениями на платформе Java. Сейчас меньше 1% компаний в мире используют корпоративные службы обмена сообщениями, но, как прогнозируют эксперты, спустя несколько лет через них будет передаваться до 50% корпоративной информации. К слову, HP является крупнейшим пользователем системы Jabber; она установлена на 140 тыс. рабочих мест сотрудников.