Network World

За время, прошедшее после наших испытаний 2002 года, программные телефоны заметно изменились к лучшему. Сегодня они работают с высокоскоростными каналами связи, более производительными ЦПУ и последними версиями Windows, что позволило снизить задержки передачи до 60 мс и сделать эти продукты востребованными в корпоративном секторе. Немаловажен и финансовый аспект: типичные аппаратные телефоны бизнес-класса стоят 350–450 долл., тогда как программная версия обойдется в 50–60 долл. за рабочее место.

Многие решения такого типа используют преимущества высокопроизводительного компьютера и расширяют рабочую среду благодаря интеграции с популярными приложениями управления контактами или инициации звонков одним нажатием мыши. На экране компьютера программные телефоны выглядят как точные копии аппаратных аналогов либо имеют интерфейс компактной инструментальной панели.

Существенно улучшилась поддержка протокола SIP, что расширило спектр поддерживаемых продуктов. Так, программные телефоны независимых разработчиков способны взаимодействовать с любым коммуникационным сервером, поддерживающим SIP-клиентов. Телефоны на базе SIP появились и в сегменте программного обеспечения с открытым кодом. Наконец, программные телефоны выпускают практически все поставщики IP-УАТС.

Пожалуй, единственная проблема программных телефонов возникает тогда, когда мобильным пользователям приходится работать через Internet. В некоторых патентованных продуктах для ее решения предусмотрен ввод альтернативного телефонного номера (сотового или фиксированного) перед формированием голосового соединения с IP-УАТС и получением доступа к функциям обработки вызовов. В целом же программные телефоны постепенно расширяют сферу использования технологии VoIP и разрушают давнее представление о телефонном сервисе, привязанном к выделенной линии и аппарату на рабочем столе.

Программные телефоны с поддержкой SIP

Тестируя продукты независимых производителей, мы проверяли их способность взаимодействовать с разными коммуникационными SIP-серверами. Приглашение к участию в испытаниях было направлено всем фирмам, выпускающим программные телефоны, но откликнулись на него лишь CounterPath и DiamondWare, тогда как AdoreSoftphone и Mediaring отклонили наше предложение.

Два участника тестирования предлагают неплохие программные SIP-телефоны, поддерживающие базовые функции телефонии и обеспечивающие приемлемое качество голоса. Приложение Wi-Fone 0.9 компании DiamondWare представляет собой продукт с базовым функционалом. Он нацелен преимущественно на OEM-партнеров, которые могут добавить к его возможностям новые функции. Программа eyeBeam 1.5 фирмы CounterPath поддерживает практически все возможности протокола SIP, а также передачу видео, что позволило ей стать победителем.

Результаты тестирования
программных SIP-телефонов

Результаты тестирования программных SIP-телефонов
Примечание. Оценки выставлялись по пятибалльной шкале. Проценты в скобках соответствуют весовым коэффициентам отдельных критериев, которые учитывались при выведении итоговой оценки.

CounterPath eyeBeam

Инсталляция приложения не вызывает затруднений. Пользователю предлагается ответить на пять вопросов, а затем перезапустить Windows XP. Программное обеспечение может работать под управлением Windows 98, NT и 2000, хотя поддержка видео реализована только под Windows 2000 и XP.

Требования к аппаратной платформе минимальны. Производитель рекомендует иметь 30 Мбайт свободного дискового пространства, 128-Мбайт ОЗУ, процессор Pentium III с тактовой частотой 1,3 ГГц (либо 2-гигагерцовый Pentium 4 и 256 Мбайт памяти для поддержки видео) и звуковую карту. После запуска eyeBeam автоматически распознает наличие наушников, в том числе с интерфейсом Bluetooth, и определяет соответствующую конфигурацию как выбираемую по умолчанию.

Для регистрации продукта требуются пользовательская учетная запись и адрес SIP-сервера. Максимальное число поддерживаемых учетных записей — десять, а имитируемых телефонных линий — шесть. После регистрации вызовы могут совершаться на любые другие зарегистрированные SIP-устройства тестовой сети.

CounterPath поддерживает множество узкополосных аудиокодеков, включая DVI4, G.711u/a, G.729A, GSM, iLBC и Speex. Последний представляет собой кодек на основе открытого кода с частотами оцифровки 8, 16 и 32 кГц. С eyeBeam можно использовать и широкополосные аудиокодеки H.263, H.263+ и H.264.

Для шифрования потоков SIP-сообщений в сетевой среде могут использоваться протоколы Secure Real-time Transport Protocol (SRTP) и Transport Layer Security (TLS). Обновление конфигурации клиентов по защищенному соединению осуществляется путем принудительной передачи служебной информации (идентификатор SIP-сервера, IP-адрес, прокси-адрес) по протоколу HTTPS. Встроенные средства туннелирования помогают преобразовывать адреса по протоколу NAT при наличии брандмауэров, а специальный механизм Interactive Connectivity Establishment предназначен для установления одноранговых соединений. Предусмотрена также поддержка адресов IPv6 и просмотра таблиц DNS-серверов, работающих по протоколу IPv6.

Экранный интерфейс продукта вполне логичен и содержит кнопки для активизации стандартных функций (переадресация и удержание вызова, запись разговора, автоответчик, конференц-связь, «не беспокоить» и др.). В соответствующем окне выводятся данные о состоянии программного телефона и текущего вызова, а также сведения о вызывающем абоненте. Предусмотрены изображение стандартной тастатуры, средства контроля над громкостью наушников и чувствительностью микрофона, отключение звука, громкая связь и повторный набор номера.

Все описанные возможности обеспечивались при работе с обеими тестовыми IP-УАТС. Нам пришлось немного повозиться с функцией переадресации вызова, поскольку соответствующую кнопку требуется нажимать дважды — до и после ввода номера. Сейчас программа поддерживает только неинтеллектуальную переадресацию.

Экранные ярлычки по обе стороны от телефонного дисплея могут быть настроены на определенную информацию. В правой части выводятся контакты и список прошлых вызовов, а левая предназначена для видео. Контакты можно вводить непосредственно либо импортировать из MS Outlook, MS Outlook Express, CSV-файлов и виртуальных визитных карточек. Информация о присутствии абонента передается другим пользователям системы по протоколу SIP.

Качество воспроизведения голоса оказалось отличным — как при использовании наушников, так и без них. Перевод звонков на другие оконечные устройства и программные телефоны не вызвал заметного снижения качества. Во всех случаях задержка передачи не превышала 100 мс.

DiamondWare

Приложение Wi-Fone 0.9 этой компании, несмотря на номер версии, является полноценным продуктом, который появился на рынке в ноябре прошлого года. По словам производителя, DiamondWare с самого начала ориентировалась на создание продукта среднего уровня. Уникальность процедуры инсталляции заключается в том, что сначала в онлайновом режиме предлагается ввести служебные данные: имя пользователя, пароль, входящий номер, IP-адрес SIP-сервера, NAT, IP-адрес прокси-сервера, IP-адрес сервера STUN (Simple Traversal of UDP through NAT). Затем с Web-сайта производителя можно скачать программное обеспечение в конфигурации, уже настроенной под вашу среду. После инсталляции приложение автоматически соединяется с УАТС и регистрируется в ней на основе введенных ранее сведений.

Wi-Fone работает в среде Windows XP на компьютерах с очень скромной конфигурацией. Приложению достаточно 5 Мбайт дискового пространства, 128 Мбайт оперативной памяти и процессора Pentium III. Есть версия и под Windows Mobile. При первом запуске приложение выявляет все инсталлированные наушники, в том числе подключаемые через Bluetooth.

Архитектура Wi-Fone включает в себя изменяемые оболочки, так что разработчики могут создавать для продукта настраиваемые графические интерфейсы. Оболочка, используемая по умолчанию, содержит стандартные телефонные кнопки: отключение звука, «не беспокоить», удержание вызова, подключение третьего абонента в режиме конференц-связи, контроль над громкостью наушников и чувствительностью микрофона. Параметры предыдущих вызовов можно посмотреть в появляющемся меню. Адресная книга выводится в отдельном окне и пополняется контактной информацией из MS Outlook.

Для организации конференц-связи более чем с тремя участниками компания рекомендует использовать продукт DiamondWare Platform. Он позволяет наделить УАТС функциями контроля над присутствием, пейджинговой связи, мгновенного обмена сообщениями, записи разговора и конференц-связи. Трехмерный графический интерфейс клиентского модуля дает возможность «рассадить» абонентов, подключающихся к сеансу конференц-связи, вокруг виртуального круглого стола. Затем программа настраивает правый и левый каналы аудиопотока с учетом расположения собеседников за этим «столом».

Как и при использовании eyeBeam, качество связи было великолепным вне зависимости от применения наушников. При взаимодействии с тестовыми IP-УАТС обеспечивались все функции, а задержка передачи не превышала 100 мс.

Уникальной возможностью Wi-Fone является применение кнопки выбора кода страны, которая позволяет пользователю задать свое географическое местонахождение. А вот онлайновая процедура настройки конфигурации имеет и обратную сторону: чтобы изменить IP-адрес хотя бы одного сервера, указанную процедуру придется пройти вновь.

Таким образом, продукты независимых производителей реализуют базовые возможности телефонной связи. Для компаний, предпочитающих не класть все яйца в одну корзину, готовых довольствоваться умеренным набором функций и располагающих специалистами по интеграции программных телефонов с коммуникационными SIP-серверами, такие приложения могут стать отличной альтернативой патентованным решениям. Но стоит иметь в виду, что практически каждый поставщик IP-УАТС предлагает собственные программные телефоны, степень интеграции которых с коммуникационными серверами не идет ни в какое сравнение с продуктами независимых производителей.

Расширение возможностей IP-УАТС

Наличие патентованных решений ограничивает совместимость продуктов разных производителей и сужает круг независимых разработчиков программных телефонов для IP-УАТС конкретных поставщиков. Неизбежно возникает вопрос: что же получает пользователь патентованного решения? В поисках ответа мы протестировали два программных телефона, которые Alcatel-Lucent предлагает для своей корпоративной IP-УАТС OmniPCX. Один из них, My IP Touch (нам досталась версия 1.0.0.3), является графическим представлением аппарата IP Touch 4068 и инсталлируется на ПК с MS Windows. В свою очередь, My Phone (тестировалась версия 3.295.30) представляет собой компонент большого коммуникационного решения OmniTouch Unified Communicator.

Основное преимущество патентованных продуктов — получение доступа ко всему богатству функций, реализованных в соответствующих IP-УАТС. Функциональность программных телефонов, основанных на стандартах, ограничена возможностями используемых протоколов. Другое преимущество состоит в простоте использования: программный телефон работает точно так же, как его аппаратный аналог, поэтому пользователям не придется переучиваться.

Программа My IP Touch требует чуть менее 50 Мбайт свободного дискового пространства и работает на простейших ПК. Стоимость лицензии начисляется за каждую инсталлированную копию. После установки пользователь регистрируется на OmniPCX Enterprise, получает внутренний номер и доступ более чем к 500 телефонным функциям, реализованным на коммуникационном сервере. Для вызова достаточно кликнуть по экранному изображению телефона и выбрать телефонный номер из списка. На монитор выводятся средства управления громкостью, индикатор наличия непрочитанных голосовых сообщений и полноценная клавиатура, с помощью которой можно осуществлять поиск в телефонном справочнике или отправлять сообщения абонентам.

Есть и другое экранное представление телефона: приложение занимает минимум экранного пространства при сохранении всего спектра доступных функций. Как в случае с любым программным телефоном, производительность определяется преимущественно конфигурацией самого ПК. Для получения оптимальной производительности и высокого качества звука изготовитель рекомендует использовать специальную гарнитуру, хотя даже встроенный микрофон и динамики ноутбука обеспечивают приемлемое качество связи, а задержка не превышает 100 мс.

Приложение My Phone допускает установку на «тонком» клиенте (версия программного телефона 4980) либо может быть доступно через Web-страницу, запускаемую на коммуникационном сервере OmniTouch компании Alcatel-Lucent. При инсталляции на высокопроизводительном ПК возможна интеграция с MS Outlook, Outlook Web Access, Lotus Notes и Lotus Web Access. В результате пользователь получает доступ к телефонным функциям через программу — клиент электронной почты.

Использование Web-клиента My Phone через защищенное SSL-соединение требует установки небольшого встраиваемого программного модуля. Web-клиент может запускаться самостоятельно или работать на странице корпоративного портала. Он поддерживает передачу пользователям других программных телефонов Alcatel-Lucent сведений о присутствии абонента. Web-клиент автоматически выгружается при выходе из Web-браузера, поэтому им можно пользоваться при подключении к Internet в общественных местах, не опасаясь несанкционированного проникновения в корпоративную сеть. Абонент имеет возможность выбрать путь передачи голосового трафика — на обычный ПК, на домашний или мобильный телефон.

Примером тесной интеграции My Phone с коммуникационным сервером является возможность активизации графического представления аппаратного телефона. Пользователь может самостоятельно приписать отдельным клавишам аппарата наиболее востребованные функции, включая ускоренный набор номеров, а затем распространить эти настройки на программный телефон. Верно и обратное: изменения, сделанные через Web-интерфейс (например, перевод звонка), отображаются на аппаратном телефоне и на «толстом» клиенте. Такой клиент позволяет в процессе разговора изменять пути маршрутизации вызовов, например переадресовывать их на телефон, подключенный к ТфОП, либо на мобильный терминал. Пользователь может также запрограммировать альтернативный номер, на который OmniPCX Enterprise будет переводить поступающие звонки.

Программные телефоны на базе открытого кода

Тестируя бесплатные программные SIP-телефоны PostSIP и Phoner, мы изучали их способность регистрироваться на Asterisk 1.2 и Zultys MX 250 Enterprise Media Exchange и совершать звонки через эти свободно распространяемые IP-УАТС.

Сегодня в Internet доступны еще несколько программных телефонов с открытым кодом. Набор реализованных в них функций, как правило, заметно уступает таковому у коммерческих SIP-телефонов независимых разработчиков, не говоря уже о продуктах производителей УАТС. Однако если базовая функциональность вас устраивает и в компании есть кому поддерживать эти приложения, они могут оказаться наилучшим решением. Наш выбор был продиктован положительными отзывами об PostSIP и Phoner в Internet, а также возможностью использовать данные программы для работы через IP-УАТС.

PostSIP — вариант гибридного программного телефона с открытым кодом. Сам он предлагается бесплатно, причем с того же сайта можно скачать инструментарий разработчика (SDK) и образец исходного кода. Однако в результате вы сможете совершать звонки длительностью не более трех минут. Для того чтобы вести более продолжительные разговоры и настраивать пользовательский интерфейс, придется купить полную версию SDK и подписаться на платную техническую поддержку.

Приложение PostSIP работает в средах Windows 98, 2000, 2003 и XP. Его инсталляция и регистрация на обеих тестовых IP-УАТС не вызвали затруднений. Приложение способно имитировать до пяти телефонных линий, но набор доступных функций невелик: удержание и перевод звонка, конференц-связь с тремя участниками, «не беспокоить», автоответчик и повторный набор номера. Предусмотрена запись разговора в локальный WAV-файл. Поддерживаются стандартные кодеки (G.711, GSM, iLBC, G.723.1 и G.729), стандарты передачи видео H.263 и H.264.

Качество звука соответствовало таковому у других протестированных программных телефонов, хотя для работы с наушниками нам пришлось вручную вносить изменения в конфигурацию продукта. Задержка передачи в тестовой среде всякий раз была меньшей 100 мс. Инициация вызовов на другие программные и аппаратные SIP-телефоны, зарегистрированные на тестовых IP-УАТС, не вызвала нареканий. PostSIP можно рассматривать как хороший программный телефон с базовыми возможностями.

Программный телефон Phoner версии 1.96, которую мы тестировали, лишен каких-либо излишеств и отличается простейшим интерфейсом. Правда, его возможности побогаче, чем у PostSIP. Он наделен всеми базовыми функциями коммерческих разработок. Инсталляция и регистрация в системах Zultys и Asterisk прошли без сучка и задоринки. Продукт поддерживает аудиокодеки G.711, G.726, GSM, iLBC и Speex, а также подавление эхо.

Нас приятно удивила функция шифрования аудиопотоков по протоколу SRTP. Интерфейс предоставляет доступ к средствам удержания и перевода звонка, конференц-связи с тремя участниками и локальной записи разговора. Пользователи Phoner могут создать собственную телефонную книгу и импортировать в нее контактную информацию из Outlook. Имеются также встроенный автоответчик и средства регистрации вызовов. В коммерческих продуктах подобные функции обычно интегрированы в систему голосовой почты, а разработчики Phoner реализовали их автономно. Наконец, нам не к чему было придраться в плане качества звука и инициации вызовов на другие SIP-телефоны.


Программные SIP-телефоны: «за» и «против»


Процедура тестирования

Каждый из программных телефонов был установлен на двух ноутбуках Latitude D610 компании Dell с 1,7-Ггц процессорами Pentium M, 1 Гбайт оперативной памяти, ОС Windows XP SP2, встроенным микрофоном и звуковой картой. При настройке конфигурации мы задавали имя телефона и пользователя, пароль, имя абонента для авторизации и IP-адрес для идентификации коммуникационного сервера. В ходе тестирования каждый телефон инициировал несколько SIP-вызовов между двумя ноутбуками, а также генерировал вызовы на аппаратные SIP-телефоны производства Polycom, Snom и Grandstream. Для оценки четкости воспроизведения речи и качества связи использовались гарнитура Plantronics DSP-400 с интерфейсом USB, стандартный микрофон и встроенные динамики.

Тестовая среда состояла из двух IP-УАТС с поддержкой протокола SIP. Это Zultys MX 250 Enterprise Media Exchange со стандартными средствами контроля над параметрами VoIP-вызовов по протоколу SIP и Asterisk 1.2 с открытым кодом, в котором управление вызовами осуществляется по протоколам SIP и IAX. Для проверки совместимости по протоколу SIP каждый из телефонов подключался к обеим IP-УАТС.

В ходе тестирования были сформированы две подсети, имитировавшие штаб-квартиру и филиал компании. Их связывали коммутаторы второго и третьего уровней производства Extreme Networks. Учетная запись для программного телефона, подключенного к соответствующей IP-УАТС, содержала стандартную для SIP-устройства информацию о ящике для голосовых сообщений, параметрах конференц-связи, о переадресации вызовов, удержании звонков, временном игнорировании входящих вызовов и имитации нескольких телефонных линий.