Андрей Зузенко: «Получив гарантированную полосу пропускания каналов связи, мы можем планировать сроки выхода готовящегося материала»Телерадиокомпания «Петербург — Пятый канал» при помощи системного интегратора «Оранж Систем» внедрила систему Cisco Unified Communications, которая позволила повысить производительность работы сотрудников и оперативность обмена информацией с региональными подразделениями. Благодаря унифицированным коммуникациям корреспонденты получили возможность передавать отснятые материалы напрямую в технологические сети вещания из любой точки мира.

Получив в октябре 2006 года лицензию на федеральное вещание по всей территории России, ТРК «Пятый канал» кардинально изменила свой статус. В результате значительно расширилась география присутствия журналистов и других сотрудников телерадиокомпании. За полтора года создана региональная корсеть, которая включает в себя 11 открытых студий и несколько десятков корреспондентских пунктов. Эфирным вещанием «Пятого канала» охвачены все города-миллионники России и большая часть городов с населением свыше 200 тыс. человек. Для 3 млн зрителей в 18 городах телесигнал транслируется через сетевых партнеров. В течение нынешнего года планируется организовать вещание «Пятого канала» еще в 300 городах страны с численностью населения менее 200 тыс. человек. Продолжится увеличение числа сетевых партнеров.

Изменения статуса ТРК привело к тому, что количество входящих звонков центрального офиса возросло в сотни раз, появилась необходимость в аудио- и видеоконференциях, а также в высокопроизводительной сети передачи данных для трансляции видеосигнала (в будущем — сигнала высокого разрешения, HDTV). Морально устаревшие телефонная станция и система коммуникаций не могли удовлетворять возросшие потребности телерадиокомпании.

Верность производителю

Прежде всего, было необходимо модернизировать локальную сеть «Пятого канала». Специалисты заказчика вместе с представителями «Оранж Систем» (исполнителя проекта) решили осуществить ее апгрейд с помощью оборудования Cisco. Этот выбор был обусловлен несколькими факторами, основным из которых является то, что локальная сеть была построена на базе продуктов той же компании.

Модернизация при «сохранении верности» производителю происходит значительно проще, чем при замене на инфраструктурные решения другого поставщика. К тому же Cisco предлагает апгрейд по схеме полной замены старого оборудования с вычетом его остаточной стоимости из цены нового оборудования. Еще одним важным фактором выбора стало обеспечение необходимого уровня конфиденциальности информации внутри сети без дополнительной закупки специального оборудования.

«Наверное, можно было найти и другой вариант реализации проекта, например — собрать сеть, как конструктор, из компонентов разных производителей. Однако тогда проект потребовал бы значительно больших времени, человеческих ресурсов и, скорее всего, финансирования», — заверяет Андрей Зузенко, начальник управления координации и развития информационных систем и сетей распространения телепрограмм ТРК «Петербург — Пятый канал». Процесс модернизации сети технически не представлял собой никакой сложности. По сути, требовалось лишь вынуть определенные процессорные платы и вставить на их место другие.

Созданная локальная сеть представляет собой кольцо, в узлах которого установлены коммутаторы серии Cisco Catalyst 6500. Безопасную передачу данных внутри этой сети с автоматической шифровкой и дешифровкой информации обеспечивает использование технологии VPN.

Параллельная телефония

Несмотря на значительную функциональность IP-телефонов Cisco, сотрудники ТРК пользуются в основном базовыми возможностями телефонииНемного сложнее проходило внедрение системы унифицированных коммуникаций. Поскольку сеть базировалась на оборудовании Cisco, то для достижения больших надежности и совместимости выбрали решение той же компании, то есть Cisco Unified Communications. Однако некоторые усилия по интеграции софта и отладке маршрутизаторов все же пришлось предпринять.

В числе прочего понадобилось состыковать новую систему унифицированных коммуникаций с телефонной сетью, которая работала под управлением УАТС Alcatel и от которой заказчик не был намерен отказываться. «Создав IP-сеть, было бы неразумно не использовать ее для экономии на многочисленных междугородних переговорах, — отметил Зузенко. — Но мы решили сохранить и традиционную телефонию. Поэтому сейчас параллельно развиваются две телефонные системы».

Такое дублирование создает дополнительные удобства для пользователей и повышает надежность связи. В то же время проблемы с IP-телефонией возникали лишь в процессе ее внедрения. Когда отладка завершилась, в течение нескольких месяцев не было зафиксировано ни одного сбоя системы.

Клиентское оборудование (IP-телефоны) и программные приложения для системы IP-телефонии тоже поставила Cisco. Весь функционал, связанный с автоответчиками, переадресацией вызовов и прочим обеспечивает программно-аппаратный комплекс Cisco Call Manager. Однако сотрудники ТРК пользуются преимущественно базовыми возможностями телефонии. Дополнительный функционал IP-телефонии, с учетом специфики их работы, чаще всего не требуется.

Большее значение имеют наличие у всех абонентов внутрикорпоративной телефонной сети трехзначных номеров и экономия на междугородних переговорах. Снижение текущих затрат стало одной из задач реализованного проекта, но отнюдь не главной. Ключевой задачей внедрения унифицированных коммуникаций было повышение оперативности работы сотрудников. Для «Пятого канала», который вышел на один конкурентный уровень с мощными устоявшимися федеральными телеканалами, критически важно было обеспечить надежную и максимально быструю передачу сюжетов в центральную студию.

В представительствах «Пятого канала», расположенных в 11 городах-миллионниках, имеется все необходимое для подготовки телевизионного эфира — студия, специалисты, аппаратура для монтажа, освещения, записи звука и т.п. Таким образом, большая часть сложного творческого процесса осуществляется в регионах. Следовательно, необходимо постоянно координировать работу сотрудников телекомпании, находящихся в разных населенных пунктах страны. Внедренная система Cisco Unified Communications обеспечила такую координацию, позволила существенно ускорить и усовершенствовать процесс подготовки эфира. Например, продюсерам стало значительно легче раздавать задания по корпунктам. Благодаря технологиям унифицированных коммуникаций эта процедура максимально автоматизирована.

Кроме того, региональные студии получили онлайновый доступ к архивным материалам, а операторы и монтажеры могут передавать видеоматериал напрямую на серверы хранения или в аппаратные видеомонтажа. Теперь на «Пятом канале» все студии работают в рамках единой корпоративной сети.

«Получив гарантированную полосу пропускания от магистральных операторов, мы можем планировать сроки выхода готовящегося материала. Заранее известно, что пойдет в ближайший выпуск новостей, а что лучше отложить на следующий. Раньше подобные планы были весьма условными, поскольку на их реализацию влияла нестабильная работа сети», — говорит Зузенко.

Модернизированная корпоративная сеть обеспечивает передачу данных со скоростью 10 Гбит/с. Таким образом, сотрудники телеканала могут передавать видеоизображения в  высококачественном формате HDTV. Пока этот стандарт еще не используется ТРК для вещания, но потребность в передаче тяжелого контента может появиться очень скоро. Поэтому проект реализован с некоторым «запасом прочности» и учетом предстоящих изменений в работе телекомпании.