Смена караула в Белом доме по-разному отразилась на разных отраслях. Кто-то из членов кабинета сохранили свои посты, но в некоторых ведомствах перетряска случилась основательная. В число последних угодило и Министерство связи и массовых коммуникаций.

По привычке хочется надеяться, что перемены — к лучшему. Пока же новой министерской команде волей-неволей приходится разбираться с наследием, доставшимся от прежних хозяев высоких кабинетов. А точнее — разгребать завалы, не замечать которые уже неприлично. Тем любопытнее отдельные заявления, звучащие из уст нынешних руководителей отрасли. Два из них сделал накануне нового учебного года новоиспеченный замминистра Наум Мардер.

Прежде всего, он пообещал, что министерство непременно утвердит документы, регламентирующие деятельность в нашей стране операторов виртуальных сетей подвижной связи (MVNO). Кто бы спорил! На днях как раз будет три года с того момента, когда отечественная Ассоциация 3G и компания «Народный мобильный телефон» передали регулятору отчет о результатах испытаний в российской опытной зоне MVNO. Как известно, обещанного в России три года ждут, так что заявление г-на Мардера оказалось крайне своевременным.

Впрочем, кого волнуют эти самые MVNO? Жалкую горстку энтузиастов? Жила страна без «виртуальных» операторов и дальше проживет. Стараниями традиционных сотовиков мы по уровню проникновения мобильной связи уже «сделали» большую часть земного шара, а число зарегистрированных абонентов скоро сравняется с численностью населения страны. Вот об этом самом населении и должен думать регулятор денно и нощно, а не о каких-то там прогрессивных моделях ведения сотового бизнеса!

Когда-то, при Реймане, большим достижением считали установку таксофонов в нетелефонизированных населенных пунктах и открытие точек коллективного Internet-доступа в селах и весях с населением от 500 человек. Но в наши времена ограничиваться этим просто унизительно. Как же это 500 человек будут, переминаясь с ноги на ногу, часами ожидать доступа к Internet, т.е. к вечно занятому терминалу?

Уловив веяние времени, еще прежнее министерское руководство взялось за разработку программы «Связь в каждый дом», да только со сроками не рассчитало. Теперь расхлебывать начатое придется новым слугам народа. И все бы ничего, да вот с деньгами неувязочка вышла: связь в каждый дом на такой территории влетит в копеечку. А значит, придется, перефразируя старый анекдот, либо перекладывать финансирование программы на горячо любимое население, либо одно из двух. Залезать в карманы граждан, вроде, неудобно — проект как-никак социальный. Остаются, сообщил г-н Мардер, два варианта: увеличить отчисления операторов в фонд универсального обслуживания (сегодня они составляют 1,2% оборота) или финансировать программу за счет государства.

Вторую возможность я бы отмел сразу. Откуда у государства деньги на столь масштабные социальные проекты, если оно с трудом разместило излишек имеющихся средств за рубежом под 2% годовых? При такой доходности максимум того, что государство может сделать, — это оказать универсальную услугу американской финансовой системе.

Другое дело — бизнес. В последние месяцы власти доходчиво разъяснили отечественным коммерсантам, как на практике трактуется аксиома «делиться надо», сформулированная Александром Лившицем. В условиях динамичного развития российского телекоммуникационного рынка и высокой маржинальности операторского бизнеса ничто не мешает поднять отчисления в фонд универсального обслуживания, скажем, до 3–4%. Важно только сразу подсчитать, сколько на эту затею придется угрохать денег и какова будет собираемость «универсального оброка». Наивно полагать, что нынешние 1,2% отчисляют все операторы до единого.

И последнее. Комментируя для издания «РБК Daily» последнюю инициативу отраслевого регулятора, исполнительный директор компании Direct Info Алексей Кондрашов отметил, что практически все тендеры на предоставление универсальной услуги в малонаселенных регионах выигрывают МРК — просто в силу своего монопольного положения. Получается, что, поднимая норму отчислений, министерство хочет дополнительно профинансировать «Связьинвест» из средств альтернативных операторов.

Да и почему бы не помочь компании, чистая прибыль которой в 2007 году составила 36,9 млрд руб.? Ради общего-то блага? Не думаю, что кто-то станет возражать.

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru