Повторять его слова не стоит — они уже известны большинству российских пользователей Internet, да и не хочется сыпать соль на раны правоохранительных органов. В этой истории нам кажется поучительным другое: в отечественной судебной практике создан прецедент уголовного преследования за вольнодумство в Сети, квалифицированное как «разжигание ненависти либо вражды» по отношению к социальной группе. Имеются в виду сотрудники органов внутренних дел.

Видимо, жители столицы Республики Коми прежде питали к милиции самые добрые чувства, вскормленные телесериалами о «ментах с человеческим лицом», но невесть откуда взявшийся блогер вмиг возбудил в их сердцах антипатию к оным. Такие предположения — бред, но риторика обвинительного заключения напоминает тот период советской истории, когда за неосторожную фразу за обеденным столом можно было запросто угодить на Колыму. Печальнее всего то, что в показательном процессе о защите милицейского мундира замешан Internet, причем не только как доказательная база «преступления», но и как источник юридических формулировок.

Это — не шутка. Авторы экспертизы, проведенной по заказу обвинения, нашли определение понятия «социальная группа» в Википедии — открытом информационном ресурсе, который может дополнить любой желающий. Как предупреждали Internet-эксперты, авторитетность размещаемой в Сети информации постоянно растет. Но можно ли приравнивать к знаниям любой контент, генерируемый пользователями? Органы правосудия доказали, что ориентируются в современной среде Web 2.0 и пользуются ею для получения нужных сведений. Вот только любые инструменты нужно применять так, чтобы не довести прогресс до абсурда.

Что ни говори, остаются нюансы, отличающие виртуальный мир от реального. Чем, к примеру, отличается комментарий на чьем-то блоге от криков пьяного дебошира на кухне? По существу, только интонацией. Но если человек начнет орать на улице, что милиционеры — «быдло», его привлекут лишь к административной ответственности за нарушение общественного порядка. А выскажи он ту же мысль в Internet-дневнике, будет признано разжигание вражды и ненависти, что карается более суровой статьей УК.

Я не призываю к вседозволенности в блогосфере. Однако перед законом все должны быть равны — и привыкшие бурно выражать эмоции на людях, и делающие это по-тихому в сетевом дневнике. Иначе закон будет работать отнюдь не во благо просвещения и развития. Да, и не стоит забывать: блог — все же приватный документ.

Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru