По данным Dell’Oro Group, в 2007 году на долю Cisco приходились 82% мирового рынка маршрутизаторов для корпоративных сетей и 71,5% рынка коммутаторов ЛС. Вы никогда не задумывались, в чем причина столь безоговорочного превосходства над конкурентами? Ведь продукция Cisco — не из дешевых, а по качеству в отдельных категориях наверняка найдутся устройства получше. К тому же индустриальные стандарты компания поддерживает не очень охотно, частенько уповая на собственные патентованные технологии и протоколы.

Автору известны два примера из истории ИТ-рынка, когда поистине гениальная маркетинговая стратегия обеспечила рыночное господство даже не на годы, а на десятилетия. Cisco — один из них, Apple — другой.

Зайдите в средней руки американский университет, и вы увидите массу компьютеров Apple. В академических кругах платформа Macintosh и сегодня пользуется огромной популярностью, которая порой намного превосходит интерес к Windows. Причем речь идет не о применении компьютеров Apple как графических станций в издательском или дизайнерском деле. Эти машины активно используются в рутинной повседневной работе — для Web-серфинга, обмена электронной почтой, подготовки текстов и т.п.

Причина на удивление проста: в свое время Apple активно поставляла в университеты США свою продукцию на крайне привлекательных условиях. На этих компьютерах выучились многие поколения студентов, они привыкли к ним и вряд ли без веских причин решат менять знакомую платформу на что-то иное. Политика Apple была, что называется, обречена на успех, а ее плоды оказались особо сочными в академической сфере, которую формируют наиболее способные выпускники университетов США. Apple и сегодня не забывает про американскую высшую школу, хотя фундамент ее успеха заложен даже не вчера.

Но вернемся к Cisco. С определенными вариациями компания использовала ту же идею. В октябре прошлого года она отметила десять лет с момента запуска программы Сетевых академий Cisco. Тысячи таких учебных заведений разбросаны по всему миру, и за время их существования подготовлено более 2 млн специалистов, которые знают продукты Cisco лучше, чем устройства любого из ее конкурентов. Понятно, что они предпочтут закупать для своих организаций оборудование именно этого производителя. А если эти сотрудники сменят место работы, у их предприятий возникнет потребность… в специалистах по продуктам Cisco, которые необходимо обслуживать и развивать. Круг замыкается, и система продолжает подпитывать саму себя по принципу положительной обратной связи.

В России действуют 167 Сетевых академий Cisco, а в ближайшие три года к ним добавятся еще 400. Большинство из них работают на базе вузов, но несколько месяцев назад произошло событие, заставивляющее насторожиться. С начала февраля 2008 года в 17 школах Юго-Восточного административного округа Москвы ученикам старших классов начали преподавать в формате лабораторных занятий 70-часовой курс «Основы информационных технологий». Как отмечают учителя, он гораздо шире стандартного школьного курса информатики и включает в себя раздел о современных сетевых технологиях.

Примечательно, что информацию о новом веянии в подготовке столичных школьников распространила Cisco, да и сам курс заимствован из программы ее Сетевых академий (его исходное название — IT Fundamentals). В Cisco подчеркивают, что новый курс дает общие знания об информационных и сетевых технологиях и не предполагает изучения оборудования конкретной компании. Но случайно ли, что слушатели академий Cisco могут сдать экзамен по данному курсу на международный сертификат CompTIA A+?

Непонятно, будет ли такая возможность предоставлена ученикам 17 школ-счастливчиков, зато ясно другое. Конкретные производители, продавливая свои рыночные интересы, добрались уже до средней школы. И эта ситуация радикально отличается от наличия в вузах специальных кафедр, мода на формирование и поддержку которых отмечается среди ИТ-компаний. У студентов есть выбор — вуза и кафедры. Школьники, которым читают новый курс, такого выбора лишены.

Пока подобные курсы не привязаны к продуктам конкретных компаний, в их появлении, вроде бы, нет ничего страшного. Формирование их программ лидерами рынка, а не третьесортными производителями, вообще можно лишь приветствовать. Вот только грань между нейтральностью и появлением в таких курсах фрагментов, льющих воду на мельницу определенной фирмы, — очень зыбкая. Интересно, понимают ли это столичные чиновники от образования?

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru