Том Бернс: «Благодаря объединению удвоился рынок, на котором Alcatel-Lucent может предлагать свои продукты»На открытии форума топ-менеджеры Alcatel-Lucent (ALU) с удовлетворением подчеркнули, что процесс слияния можно считать законченным с точки зрения «гармонизации» продуктовых рядов. В мировой ИКТ-индустрии появился производитель с уникальным по широте и функциональности портфелем продуктов, способный, как утверждают его руководители, удовлетворять потребности самых взыскательных клиентов в современных телекоммуникационных решениях.

Завершение слияния двух компаний минувшим летом стало далеко не единственным достижением ALU в 2007 году. Как отметил на состоявшейся в рамках форума пресс-конференции Том Бернс, генеральный директор подразделения корпоративных решений Alcatel-Lucent, благодаря объединению удвоился рынок, на котором производитель может предлагать свои продукты. Более чем вдвое вырос объем проектов для транснациональных корпораций, увеличился средний размер контрактов в корпоративном секторе, появились сквозные решения для крупного бизнеса и сегмента SMB, увеличилось число проектов, выполняемых сразу несколькими подразделениями ALU.

Под знаком динамичности

В прошлом году рост объемов продаж компании в Европе превысил 10%, а на развивающихся рынках достиг 17%. На 10% по сравнению с 2006 годом увеличился объем средств, отпущенных на исследования и разработки. Исходя из собственных оценок и результатов исследований IDC и Global Insights, руководители Alcatel-Lucent прогнозируют, что в ближайшие три года среднегодовые темпы роста бизнеса в новых продуктовых сегментах (маршрутизаторы, устройства для работы в корпоративных средах с архитектурой SOA, средства защиты, услуги) будут находиться на уровне 13%. А вот в более традиционных категориях (коммутаторы Ethernet, контакт-центры, решения для объединенных коммуникаций, телефония) рост не превысит 5% в год.

Подобные оценки (и не только они) заставляют компанию постоянно искать новые идеи для более успешного продвижения своих решений. И результаты поиска не замедлили сказаться на программе парижского саммита. Последний корпоративный форум Alcatel-Lucent собрал примерно 7400 представителей партнеров, работающих с конечными заказчиками более чем в 100 странах, прошел под лозунгом динамичного предприятия (Dynamic Enterprise). Под динамичностью в ALU понимают высокую адаптивность организации к изменяющейся рыночной ситуации, способность в кратчайшие сроки корректировать свою деятельность. Динамичность затрагивает четыре важнейших актива: вычислительную и сетевую инфраструктуру, сотрудников, бизнес-процессы и знания. Доминируют в этом «квартете» накопленные знания, 80% которых на среднестатистическом предприятии не документированы. А для бизнеса решающее значение имеют оперативный доступ к корректной информации тех сотрудников, которым она сейчас нужна, а также постоянное аккумулирование знаний и обмен ими внутри организации.

Надо признать, что в своих представлениях о динамичном предприятии Alcatel-Lucent не оригинальна. Потребность в высокой динамичности, или, как нынче модно говорить, «живости» (agility) бизнеса, имеет объективный характер. Она непосредственно следует из особенностей развития мировых рынков и специфики современной экономической конъюнктуры. Идею динамичного предприятия (даже с использованием той же терминологии) уже не первый год проповедуют маркетологи крупнейших ИТ-компаний; достаточно вспомнить концепции адаптивного предприятия Hewlett-Packard и бизнеса по требованию IBM.

Впрочем, выступление Alcatel-Lucent с аналогичными лозунгами не вносит дисгармонии в рыночный консонанс: свою задачу компания видит в обеспечении динамичного предприятия современной коммуникационной инфраструктурой. Важность такой инфраструктуры трудно переоценить, ведь именно она дает возможность радикально сократить время принятия управленческих решений. ALU позиционирует себя как поставщика компонентов защищенных, постоянно доступных коммуникаций, которые в комбинации с прикладным корпоративным ПО позволяют интегрировать коллективные знания с инфраструктурой, людьми и бизнес-процессами. Другими словами, для корпоративных заказчиков задачи ALU органично дополняют те роли в построении корпоративных систем, которые избрали для себя HP, IBM и ведущие разработчики приложений.

Масштабируемый портфель

Дабы концептуально-маркетинговые построения компании не повисли в воздухе, а получили ощутимое практическое наполнение, в рамках форума была организована обширная выставка корпоративных решений, адресованных предприятиям разного масштаба.

Малому бизнесу

На представителей сектора SMB (организации менее чем со 100 сотрудниками) ориентированы продукты семейства Office Communication Solutions. Они призваны удовлетворить потребности в современной сетевой инфраструктуре, средствах коммуникаций, коллективной работы и мобильности. Представители Alcatel-Lucent подчеркивают, что по базовой функциональности SMB-решения мало отличаются от продуктов для более крупных предприятий, но предлагаются по цене, доступной небольшим фирмам.

В рамках коммуникационной системы OmniPCX Office, которой во всем мире пользуются более 12 млн конечных пользователей, фирма выпустила программный продукт для коллективной работы OmniTouch My Teamwork Office Edition. Он поддерживает организацию Web- и аудиоконференций с функциями разделяемого доступа к файлам и приложениям, контроля над присутствием и мгновенного обмена сообщениями. Совместно с коммуникационной системой OmniPCX Office это приложение способно поддерживать до 3 тыс. пользователей сервиса IM, 96 голосовых портов и 120 портов передачи данных в рамках сеансов конференц-связи.

На форуме были представлены и средства обеспечения мобильности сотрудников в офисных помещениях (по технологиям Wi-Fi и DECT) и вне оных. Разработан специальный программный клиент для установки на мобильные терминалы E-series производства Nokia и смартфоны, работающие под Windows Mobile 6; в этом случае может быть обеспечена поддержка единой нумерации в системе OmniPCX Office. Представлены также средства удаленного доступа к корпоративной коммуникационной системе через Web-сервисы с сервера Extended Communication Server, который может быть реализован на базе стандартного файл-сервера с архитектурой Intel. Кроме того, фирма пообещала обеспечить в нынешнем году поддержку гигабитных интерфейсов на телефонах серии IP Touch Extended Edition. Среди инфраструктурных решений для клиентов SMB представлены гигабитный коммутатор третьего уровня OmniSwitch 6400, средства поддержки полносвязных беспроводных сетей на мостах 4302/4308 c новыми уличными точками доступа и точки доступа, соответствующие стандарту 802.11n.

Растущим компаниям

Компаниям среднего размера (100–1000 рабочих мест) производитель адресует новую полнофункциональную коммуникационную систему Business integrated Communication Solution (BiCS), которая представляет собой упрощенную версию системы OmniPCX Enterprise и предлагается по вполне приемлемой цене. Смысл упрощения станет очевиден, если вспомнить, что в OmniPCX Enterprise реализовано более 500 базовых функций телефонии, она способна поддерживать до 15 тыс. пользователей на коммуникационный сервер и до 100 тыс. пользователей на корпоративную сеть.

Новое мультисервисное решение устанавливается на один сервер. Благодаря использованию технологий виртуализации, позаимствованных у VMware, оно сочетает в себе функциональность сервера обработки вызовов, управляющего приложения OmniVista 4760 (управление коммуникационными функциями, оповещение администратора, ведение корпоративного справочника и т.д.), приложений универсальных коммуникаций, средств универсальной обработки сообщений, API-интерфейса на XML и коммуникационного приложения My Instant Communicator. Последнее поддерживает возможности программ My Phone, My Assistant и My Messaging и позволяет на практике реализовать концепцию объединенных коммуникаций.

Масштабирование BiCS может осуществляться по мере роста компании, причем новые функции либо увеличение числа поддерживаемых абонентов оплачиваются лишь тогда, когда в этом возникает необходимость. В архитектуре BiCS заложен принцип предварительной интеграции: для использования новых приложений их достаточно просто активировать без процедуры инсталляции или изменения конфигурационных параметров.

Крупным предприятиям

Наконец, о новинках, адресованных крупным предприятиям. Отметим универсальный шлюз Alcatel-Lucent OmniAccess 700 Unified Services Gateway, призванный упростить реализацию голосовых услуг и защищенных коммуникаций в удаленных офисах. Были представлены новая версия решения для построения контакт-центров OmniTouch Contact Center Premium Edition, рассчитанная на 20–150 операторских мест с полным набором функций мультимедиа, и версия Corporate Communication Solution c предопределенными типичными пользовательскими профилями. Появились новые сервисы защиты корпоративных сетей от внешних угроз, адекватной реакции на атаки, удаленного мониторинга корпоративных сетей и т.д.

На парижском форуме компания представила также ПО Alcatel-Lucent OmniAccess 3500 Nonstop Laptop Guardian, обеспечивающее непрерывную защиту конфиденциальной информации нa ноутбуках сотрудников. А система Alcatel-Lucent iMedia Engine преобразует видеопотоки, передаваемые по протоколу IP, в телевизионный контент, который допускает высокую степень интерактивности и персонализации при доставке пользователю. В качестве сферы применения последнего продукта представители ALU называют разнообразные нишевые приложения, в том числе медицинские, но логично предположить, что в первую очередь он будет востребован контент-провайдерами.

Как видим, компания предлагает корпоративным клиентам продукты, первоначально адресованные операторам и сервис-провайдерам. Это — яркое проявление общемировой тенденции: современные телекоммуникационные технологии активно проникают в корпоративные сети, а заказчики предъявляют к параметрам оборудования и сервисов требования операторского уровня.