Недавно известное информационно-аналитическое агентство Seekingalpha.com сообщило, что частные объявления на сайтах Kijiji, Gumtree и Slando, принадлежащих eBay, читают чаще, чем на популярнейшем ресурсе Craigslist. Только за последний год число таких просмотров Kijiji выросло на 170%, Gumtree — на 50%, а Slando — на 400%. Отметим: Slando, самый динамичный из перечисленных ресурсов, ориентирован преимущественно на пользователей России и Украины.

Долгое время эксперты недооценивали потенциал электронных досок частных объявлений, хотя те и раньше демонстрировали завидный рост аудитории. Скептики практически списали порталы classifieds со счетов, решив, что основную ставку нужно делать на Internet-торговлю. Однако, по оценкам американской исследовательской компании Classified Intelligence LLC, глобальная емкость этого рынка составляет почти 100 млрд долл. в год.

Обязательным условием публикации объявления на Slando.ru является его частный характер

На вторичном рынке

Сlassifieds-ресурсы являются мощным структурообразующим элементом вторичных рынков товаров и услуг. Аудитория таких сервисов впечатляет. Здесь легко найти нужные объявления о прямой продаже товаров по реальным ценам, об услугах других частных лиц. Преимущества онлайновых досок объявлений быстрее всех оценили покупатели/продавцы автомобилей и недвижимости. Да и вообще, у каждого человека найдется масса ненужных для него, но полезных для других вещей, о которых он не прочь избавиться за небольшие деньги, а то и вовсе бесплатно.

Еще одну группу пользователей составляют те, кто ищут дополнительный заработок. К примеру, в Англии перепродажей бывших в употреблении предметов занимаются (как подработкой или основной деятельностью) более 40 тыс. человек, и некоторые из них зарабатывают 15–20 тыс. фунтов в месяц. В Рунете доля таких коммерсантов не превышает 5% всех посетителей classifieds-ресурсов, но трафик они создают изрядный и доходы получают немалые.

Наибольшим спросом на досках объявлений пользуются товары, которые достаточно быстро теряют в цене, но медленно — в качестве и потребительских свойствах. Это автомобили, товары для детей (используются всего несколько месяцев, а новые недешевы), электроника, ПК, мобильные телефоны, бытовая техника и т.д. Объемы вторичных продаж таких товаров зачастую превышают объемы первичных рынков.

Classifieds-ресурсы и их конкуренты

Можно выделить два основных типа ресурсов, на которых размещают частные объявления с целью что-либо продать или купить, снять или сдать, оказать или приобрести услуги, познакомиться или найти новую работу: это сайты частных объявлений любой направленности и нишевые проекты, специализирующиеся на отдельных видах товаров или тематике услуг. Несмотря на различия форматов, общетематические сайты конкурируют со специализированными. Зачастую пользователь, желающий продать автомобиль, выставляет объявление о продаже на всех знакомых ему площадках — таких как auto.ru, slando.ru, IRR (онлайн-версия газеты «Из рук в руки») и соответствующие форумы.

Лидерами универсальных ресурсов Рунета считаются IRR и Slando.ru (русскоязычная версия одного из classifieds-ресурсов eBay), причем у каждого из них есть свои конкурентные преимущества. Slando.ru пока посещают 100 тыс. человек в день, но благодаря тщательному контролю над публикациями их число быстро растет. «Мы считаем качество контента важнейшим фактором привлечения посетителей, за этим у нас следит целый отдел, — сообщил Андрей Добрынин, директор по маркетингу компании Slando. — Они отфильтровывают рекламный мусор и объявления посредников». Обязательным условием публикации объявления на Slando.ru является его частный характер, поскольку, по мнению создателей ресурса, для некоторых разделов (например, недвижимости) это — единственное условие нормального функционирования.

У IRR число ежедневных посетителей несколько больше. Но здесь заметную роль играют известность бумажной версии газеты «Из рук в руки» и партнерские отношения с крупными операторами рынка недвижимости. Как следствие, на сайте нет тщательного контроля над качеством контента и отсутствием рекламных объявлений.

Понятно, что конкурентным преимуществом крупных общетематических ресурсов является широкий охват, позволяющий пользователя удовлетворять самые разные потребности с помощью одной площадки. Их трафик в разы превосходит трафик нишевых ресурсов, что обеспечивает высокую эффективность размещаемых объявлений.

Некоторую конкуренцию специализированным classifieds-ресурсам составляют онлайн-сообщества — коммьюнити «Живого журнала», форумы по интересам, профессиональные форумы и т.д. Клубы по интересам всегда считались эффективными площадками для продажи и покупки тематических предметов и услуг. Постоянное общение позволяет хорошо узнавать друг друга, выяснять потребности членов сообщества. Как правило, такие пользователи проводят в Сети много времени и оперативно обмениваются информацией. Заметив интересное предложение, они рассылают ссылки на него виртуальным друзьям, что резко увеличивает эффективность объявления. Однако ресурсы такого типа несопоставимы по масштабам, аудитории и объемам трафика с крупными досками объявлений.

Среди нишевых ресурсов имеются признанные лидеры. Они предоставляют пользователям больше сервисов и удобств, чем ресурсы классифицированных частных объявлений общего характера, концентрируют более плотную постоянную аудиторию, что позволяет им успешно развивать бизнес-составляющую. Чего стоит, например, опыт сайтов Auto.ru (продажа автомобилей) и Mamba.ru (знакомства)! Капитализация каждого из них оценивается в десятки миллионов долларов и продолжает неуклонно расти. По прогнозам инвестиционной компании «Финам», владельца «Мамбы», ее выручка ежегодно будет увеличиваться на 50–60%.

Скрытый потенциал

Доходность российского бизнеса частных объявлений в Сети еще далека от прогнозируемых объемов. В совокупности рекламные заработки всех сайтов бесплатных объявлений в Рунете составляют порядке 50 млн долл. в год. В ближайшее время эти доходы как минимум должны удвоиться — не в последнюю очередь, благодаря внедрению SMS-сервисов, которые пока используются не очень широко. Например, «подъем» объявления на первые строчки рейтинга с помощью платежа, выполняемого посредством отправки SMS, является основной статьей дохода Mamba.ru.

Возможность платного размещения частного объявления (разумеется, при условии каких-либо преимуществ его публикации) — потенциально интересный источник доходов для classifieds-ресурсов. В Рунете, согласно опросу Slando.ru, только 15% посетителей готовы платить за размещение своих объявлений. Среди венгерских пользователей аналогичного ресурса таковых набралось около 30%, а в Великобритании — примерно 70%.

По всей видимости, несмотря на довольно почтенный возраст рынка электронных classifieds, его ждет бурное развитие. Ожидается как возникновение новых проектов (только за последние месяцы в Рунете появились Avanzа.ru и Avito.ru), так и совершенствование уже действующих общетематических и нишевых порталов объявлений.

В прошлом году было особенно заметным стремление ресурсов широкого профиля вырваться вперед в конкурентной борьбе. «На поверхности лежит очевидная идея — интегрировать в систему продаж через доски бесплатных объявлений видеоизображения, — говорит Аскар Туганбаев, продюсер видеосервиса Rutube.ru. — Видео стимулирует сделку, так как позволяет покупателю больше узнать о товаре или услуге привычным для него способом. Пока такую интеграцию осуществил лишь Slando.ru, но я уверен, что и другие операторы будут вынуждены прибегнуть к использованию видео».

Наталья Бахтина (nataly@arttech.ru) — независимый автор