Есть вопросы, на которые невозможно ответить «нет». Например, такой: «Любите ли вы природу?». Любой человек в здравом уме вынужден признать, что любит, поскольку чистая природа — залог здоровья, которое за деньги не купишь.

В очередной раз приходится констатировать, что любовь граничит с безумием. И хуже всего — безумие коллективное, когда любое инакомыслие приравнивается к извращению. Вот попробуй сегодня в США разобраться, чем на самом деле вызвано внезапное повальное увлечение ИТ-производителей экологичными технологиями, — общество не одобрит. Бизнес, власти и общество требуют, чтобы пользователи пели мантру про «зеленые» компьютеры и не сомневались в том, что это — благо.

Благо, мы с вами живем на другом континенте, и со стороны видней. Итак, сразу после Нового года мир сошел с ума на почве применения экологичных решений в информационной индустрии. Кажется, ИТ-рынок заражается маркетинговыми бациллами гораздо быстрее, чем компьютерными вирусами. Разве проблема энергосбережения и загрязнения атмосферы не была актуальна год назад? Была, но только недавно придумали, как заставить ее работать на транснациональные компании. Все просто: нужно стать партнером американского Агентства по защите окружающей среды (EPA) и покупать через него сертификаты на возобновляемые источники энергии. И за эту крохотную дань получить право наклеивать на свои изделия шильдики «экологически безопасная продукция».

В эпоху глобализации, когда удерживать технологические преимущества все сложнее, роль первой скрипки волей-неволей отводится маркетологам. Именно от их живой фантазии зависит, получит ли компания фору в конкурентной борьбе. Задача маркетологов — придумывать новые характеристики поставленных на конвейер продуктов, которые обеспечат им дополнительную ценность в глазах потребителей. Помните рекламу пива на ТВ? Раньше мерилом ценности пивоваров были традиции качества, но когда ими «обзавелись» все поставщики, маркетологи вбросили свежую идею — ценность определяется формой донышка бутылки и отвинчивающейся пробкой.

Беда искусственно выведенных преимуществ — в том, что их мгновенно подхватывают все, и фора равна лишь времени запуска новых рекламных роликов. Трудно сказать, кто из производителей первым заявил, что выпускает «зеленые» компьютеры, но вся отрасль мгновенно «позеленела». Intel спешно разослала пресс-релизы о своем лидерстве в потреблении «зеленых» сертификатов и соответствии ее 45-нм технологии экологическим целям. Fujitsu Siemens Computers парировала: энергосбережение уже 20 лет — часть ее корпоративной философии. Huawei предложила «зеленые» базовые станции операторам мобильной связи. Последовали и другие заявления, и все это — за неделю.

Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru