Алексей рокотян: «Акционерам очень трудно доказать, что, не вложив в инновации 1 млн долл., можно потерять 2 млн долл.»Организаторы мероприятия — компании CompTek и «МФИ Софт» — выбрали для него название «О способах неразрушающей миграции из TDM в IP российских операторов связи», задавшись целью обсудить далеко не новую проблему перевода сетей фиксированной связи на IP-технологии.

Впрочем, ее актуальность со временем не снижается. В нашей стране сохраняется значительное число сетей с коммутацией каналов, и их перевод на протокол IP представляет собой архисложную задачу. С одной стороны, признано, что коммутация каналов является технологическим тупиком. На ее базе невозможно реализовать современные услуги, а значит, надеяться на сколько-нибудь существенное увеличение рентабельности операторского бизнеса. С другой, у многих компаний сложился устойчивый бизнес на базе TDM-сетей, означающий наличие огромной базы телефонных абонентов, парка оборудования, лицензий и сертификатов, штата эксплуатационщиков и т.п. Именно поэтому переход на IP-технологии должен осуществляться эволюционно, а нынешний бизнес оператора — постепенно вытесняться новым без провалов в предоставлении услуг и динамике финансовых показателей.

Аналогичная дилемма возникает на уровне эксплуатации и обновления оборудования, например при необходимости замены телефонного коммутатора как морально устаревшего либо исчерпавшего свою мощность. TDM-коммутаторы сравнительно дешевы; их приобретение не станет катастрофой для бюджета. Однако причина такой дешевизны не составляет секрета: ведущие производители уже не вкладывают средства в совершенствование TDM-оборудования. Скажем, Alcatel перестала выделять их около двух лет назад (еще до объединения с Lucent). И приобретая новый TDM-коммутатор, оператор еще больше загоняет себя в технологический тупик.

Альтернативный вариант — построение конвергентной сети нового поколения на базе широко пропагандируемой производителями архитектуры IP Multimedia Subsystem (IMS) — неизбежно затрагивает всю имеющуюся инфраструктуру сети связи и требует огромных финансовых и временных затрат. На их фоне приобретение TDM-станции выглядит меньшим злом.

Развенчание мифов

Кажется, что ситуация является патовой, и безболезненного (или «неразрушающего») выхода из нее не существует. К тому же вопрос еще более неоднозначен. Как сообщил генеральный директор CompTek Андрей Бряндинский, за последние четыре года в его компании существенно изменилась структура продаж телефонного оборудования. Аналоговых телефонов уже практически не покупают, 55% продаж телефонных аппаратов приходится на цифровые модели, а 45% — на IP-телефоны. Как видим, хотя доли последних двух категорий практически сравнялись, об исчезновении аппаратов, подключаемых к TDM-сетям, говорить еще рано. Нужно учесть, что приведенные цифры относятся к корпоративному сектору, где переход на IP осуществляется сравнительно легко, ведь дополнительные сервисы положительно сказываются на продуктивности работы сотрудников. В сетях же общего пользования большинству абонентов нужны лишь базовые услуги, и они не готовы платить за дополнительные сервисы.

Недавно Cisco продала свой 14-миллионный IP-телефон. Avaya все больше и больше превращается в разработчика ПО: основной доход она получает от продажи лицензий на программное обеспечение для организации IP-коммуникаций. Аналогичные примеры переориентации на IP можно обнаружить и у других ведущих поставщиков телекоммуникационного оборудования. Но не стоит забывать, что рыночные успехи на поприще IP-телефонии, о которых так любят рапортовать производители, практически полностью обусловлены спросом со стороны корпоративных заказчиков. К обслуживанию обычных телефонных абонентов, по крайней мере в России, они имеют косвенное отношение. Конечно, понятна заинтересованность производителей в переводе операторских сетей на рельсы IP. И один из аргументов заключается в, якобы, низкой эффективности бизнеса, опирающегося на две раздельные инфраструктуры — TDM и IP.

Такое мифотворчество развенчивал на «круглом столе» Алексей Рокотян, первый заместитель генерального директора «Норильск Телекома» (дочерней компании «Норильского никеля»). Телефонная емкость, которой располагает этот оператор связи, распределена примерно поровну между аналоговыми и цифровыми линиями. Кроме того, фирма располагает IP-сетями. По словам Рокотяна, одновременное управление инфраструктурами TDM и IP не сопряжено с какими-либо серьезными проблемами.

Потребность в модернизации сетевой инфраструктуры очевидна только для аналоговой части сети, да и то акционеров не так-то просто подвигнуть на инвестиции в развитие цифровой связи. Рокотян отметил: «Акционеров еще удается убедить в том, что, вложив 1 млн долл., можно заработать 2 млн долл. Но им очень трудно доказать, что, не вложив этот 1 млн долл., можно потерять 2 млн долл.». В замене инфраструктуры TDM острой потребности не ощущается, так что повсеместное внедрение технологий IP просто не стоит на повестке дня «Норильск Телекома». Пожалуй, самым убедительным доказательством может служить тот факт, что для телефонизации строящихся домов в Норильске оператор по-прежнему использует TDM-сети.

Тотальный переход на IP будет иметь негативные последствия для населения. Поскольку большинство частных абонентов используют телефонную связь исключительно для голосовых вызовов и вряд ли изменят своим привычкам, переход на IP не сулит оператору увеличения ARPU. Для абонента же он создаст неоправданно высокий порог входа: придется приобрести IP-телефон, а для доступа к полному набору возможностей, которые открывает внедрение VoIP, — еще и персональный компьютер.

Не очевидны выгоды оператора с финансовой и эксплуатационной точки зрения. С одной стороны, по мнению Рокотяна, представление о дешевизне TDM-оборудования — не совсем верное: на практике развертывание NGN-решений сопряжено с меньшими затратами. С другой, по надежности традиционные телефонные станции заметно превосходят IP-оборудование, так что рассуждения о проблемах их эксплуатации являются надуманными. Конечно, активное внедрение IP позволит высвободить массу низкооплачиваемых сотрудников и заменить их небольшим штатом высококвалифицированных специалистов. Но означает ли это существенную экономию фонда заработной платы — большой вопрос.

Установка коммуникационного IP-сервера вместо традиционной телефонной станции приведет к заметному снижению энергопотребления и освобождению площадей, зато потребует инсталляции множества активных устройств в десятках удаленных сетевых узлов. Так что и здесь выигрыш не очевиден.

Минорный настрой

По мнению некоторых участников «круглого стола», вопрос замены инфраструктуры сетей связи, по сути, вторичен. Через какое-то время бизнес операторов будет существенно отличаться от сегодняшнего, а инфраструктура сетей связи станет изменяться в соответствии с бизнес-потребностями. Возможно, по этой причине, считает Владимир Беленкович, руководитель оператора BCB, надо ставить вопрос не о переходе на новые технологии, а об управлении изменениями, которые затрагивают и бизнес, и поддерживающую его инфраструктуру.

В этом месте обсуждения явственно прозвучали минорные нотки. Как отмечали участники мероприятия, Закон «О связи» и дополняющие его приказы отраслевого министерства являются неодолимым препятствием на пути прогресса отечественной телекоммуникационной индустрии. Иногда складывается впечатление, что регулятор принимает все меры, чтобы отечественные операторы связи не смогли набраться опыта развертывания, предоставления и продвижения новых услуг. Результат такой политики предсказать нетрудно: по сравнению с крупными зарубежными игроками, для которых российский рынок с каждым годом все более привлекателен, отечественные телекоммуникационные компании окажутся попросту неконкурентоспособными. А значит, они довольно скоро перестанут существовать как независимые рыночные игроки. Насколько в этом прогнозе сгущены краски, судить сложно, но то, что он прозвучал в профессиональной аудитории и из уст профессионалов, наводит на невеселые размышления.

По словам Игоря Масленникова, «круглый стол» задумывался как своеобразная прелюдия к более обстоятельному обсуждению тех же проблем на 12-й ежегодной конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям, которая состоится в Москве в конце ноября. Окажутся ли взгляды участников этой конференции созвучными мнениям «на круглом столе»? Позволит ли перенос обсуждения неразрушающего перевода TDM-инфраструктуры на протокол IP в более широкую аудиторию выработать новые пути решения проблемы? Или окажется, что сама она в определенной мере высосана из пальца?