Вопреки оценкам скептиков, устойчивый рост российского рынка информационных технологий продолжается.

Аналитики компании «Тройка Диалог» прогнозируют, что с 2007 по 2010 год российский рынок информационных технологий будет увеличиваться примерно на 20–25% ежегодно. При сравнении этих данных с зарубежной динамикой (8–9%) с учетом работы на отечественном рынке крупных игроков (с оборотом сотни миллионов долларов) возникает ощущение благополучия отрасли и наличия у нее хороших перспектив. Но спешить с выводами не стоит.

Доходы и прибыль западных компаний намного опережают российские показатели, а невысокие темпы развития мировой индустрии ИТ свидетельствуют лишь о ее зрелости и стабильности. Структура выручки глобального рынка высоких технологий сейчас примерно такова: 59% приходятся на услуги, 34% — на дистрибуцию компьютерного и сетевого оборудования, 7% — на разработку программного обеспечения. Подобное распределение доходов считается свидетельством зрелости и наличия хороших предпосылок для дельнейшего роста.

А вот сегментация доходов российского рынка — совсем иная. В представлении аналитиков компании «Тройка Диалог» на дистрибуцию и сбыт оборудования приходятся 67–70% выручки, на услуги — 20–21%, на разработку ПО — 12%. Согласно рейтингу крупнейших ИТ-компаний России за 2006 год, составленному журналом «Коммерсант Деньги», значительная часть бизнеса почти всех представителей первой «десятки» связана с продажей и поставками высокотехнологичных решений. Первое место в табеле о рангах несколько лет подряд занимает ГК Merlion, основными направлениями деятельности которой являются дистрибуция и производство компьютерного оборудования. На втором месте находится Национальная компьютерная корпорация (НКК), 60% бизнеса которой также приходятся на продажи и поставки технологичных решений. Третью строчку рейтинга занимает холдинг ЛАНИТ.

Основной причиной повышенного спроса на дорогие высокотехнологичные продукты является, по мнению аналитиков, унаследованная от прежней эпохи недоразвитость корпоративной и учрежденческой ИТ-инфраструктуры. Этим же объясняются высокие темпы продаж в секторе ИТ-оборудования. Однако активный рост отрасли, стимулируемый поставками решений в рамках крупных контрактов, не гарантирует устойчивого успеха в будущем. Чистая дистрибуция становится все менее прибыльной, а огромные обороты подчас камуфлируют низкую маржинальность рыночных игроков.

Продукты или услуги?

Компаниям, заинтересованным в стабильном развитии бизнеса, необходимо уделять внимание перспективным и высокоприбыльным сегментам. В числе таких направлений некоторые эксперты называют разработку программных решений и выпуск оборудования под собственной торговой маркой. Несмотря на отдельные успехи производителей ПО («Лаборатории Касперского», ABBYY, Spirit DSP) и компьютерного оборудования (R-Style, IBS, НКК), в целом отечественные игроки пока не в состоянии конкурировать с западными. Отметим, что в прошлом году оборот «Лаборатории Касперского», одного из самых известных в мире российских разработчиков ПО защиты информации, составил 67 млн долл. Для сравнения: прошлогодняя выручка одного из зарубежных конкурентов, Trend Micro, достигла почти 195 млн долл. «Лаборатория» отложила выход на IPO, о котором давно твердит ее руководство. Во-первых, финансовые консультанты утверждают, что сейчас — не лучшее время для размещения акций на бирже, поскольку рынок перегружен ценными бумагами начинающих зарубежных фирм, а России предстоят выборы Президента. Во-вторых, компании, чья стоимость составляет меньше 0,5 млрд долл., не имеет смысла проводить IPO.

Самым прибыльным в отрасли эксперты «Тройки Диалога» считают сектор ИТ-услуг: рентабельность компаний по EBITDA может составлять 25%, а в отдельных случаях достигать 40%. Логично, что данное направление считается и самым перспективным: рынок постепенно насыщается программными и аппаратными решениями, а сервисный сегмент вступает в фазу активного развития. Прогнозируется, что в ближайшие годы он будет расти довольно динамично, хотя вряд ли достигнет показателя 59%, характерного для западной экономики. По оценкам аналитиков «Тройки Диалога», с 2007 по 2009 годы средние темпы увеличения выручки от ИТ-услуг будут составлять 25%. А в IDC уверены, что через два года объем данного сектора вырастет с сегодняшних 3,7 млрд долл. до 5,8 млрд долл.

Эксперты не сомневаются, что за этот период дистрибьютор-гигант Merlion, который имеет прямые договоры о сотрудничестве со 170 производителями, уступит лидирующие позиции на ИТ-рынке одному из игроков, активно развивающих направление услуг. Помимо филиалов крупных международных консалтинговых фирм (таких как Ernst&Young, IBM Global Services) хорошие позиции в данной сфере занимают некоторые «серьезные» системные интеграторы («Крок», ЛАНИТ, «Техносерв А/С»). При грамотном распределении внутренних ресурсов сервисная составляющая бизнеса этих компаний со временем будет оказывать все более благотворное влияние на их положение в отрасли, обеспечивая устойчивые высокомаржинальные источники доходов и повышая их капитализацию.

Сбудутся ли предсказания аналитиков, мы узнаем довольно скоро. А пока можно оценить готовность крупных отечественных системных интеграторов к борьбе за дележ самого прибыльного сектора ИТ-рынка. Не секрет, что подавляющее большинство таких организаций предлагают высокотехнологичные услуги (проектирование, консалтинг, поддержку и сопровождение проектов) в течение нескольких лет. Однако клиенты, особенно в регионах, пользуются ими не в тех объемах, каких ожидают поставщики.

Сервисы «полного цикла»

Исторически сложилось так, что крупнейшие системные интеграторы сфокусированы на реализации ИТ-проектов «под ключ», т.е. на выполнении полного цикла работ (начиная с подбора оптимальных решений и анализа инфраструктуры, а заканчивая внедрением, пуско-наладкой и технической поддержкой сложных решений). Со временем их традиционное поле деятельности стало «прирастать» другими видами услуг, включая разработку Web-порталов, предоставление оборудования в аренду и квалифицированного персонала.

Аналитики выделяют несколько стандартных сервисных сегментов. Это системная интеграция, внедрение и адаптация программных приложений, разработка ПО, установка и сопровождение компьютерного оборудования и софтверных решений, обучение и подготовка персонала заказчика, аутсорсинг. По широте ассортимента услуг отечественная ИТ-индустрия не уступает общемировым показателям.

В бизнесе крупных интеграторов эти направления сосуществуют гармонично, дополняя друг друга. Олег Табаровский, технический директор «АМТ-Груп», рассказал, что сервисы его компании можно разделить на четыре категории. Первая связана с проектированием и внедрением сложных комплексных телекоммуникационных и информационных систем. Вторая группа — «классические» услуги: аудит, сертификация и консалтинг, в том числе по обеспечению информационной безопасности. К третьей категории относятся работы по восстановлению проектно-конструкторской документации, востребованные при слиянии, объединении, поглощении или смене владельцев предприятий (то есть в тех случаях, когда возможна потеря управления унаследованными информационными системами). Наконец, четвертую категорию составляют сервисы технической поддержки и аутсорсинга.

По словам Табаровского, спрос заказчиков на услуги всех групп равномерно растет в течение двух последних лет. Тем не менее доля сервисной составляющей (без учета договоров по техподдержке) в обороте «АМТ-Груп» в прошлом году достигла лишь 20%. По нынешним меркам это не может считаться значительным достижением. В адрес НКК, которой системная интеграция и консалтинг принесли в прошлом году немногим более 25% (при общем обороте 1,1 млрд долл.), аналитики также высказывают критические замечания. По мнению экспертов «Тройки Диалога», этот холдинг, занимающий вторую строчку в рейтинге крупнейших ИТ-компаний страны и контролирующий более 8% ИТ-рынка, рискует потерять лидирующие позиции из-за невнимательного отношения к услугам.

Среди компаний, на которые стоит «равняться» всей отрасли, эксперты называют группу IBS (в 2006 году сервисы принесли ей свыше 39% выручки, составившей более 676 млн долл.), «Техносерв А/С» (около 45% из 715 млн долл.), «Крок» (более 50% из примерно 492 млн долл.). По мнению аналитиков «Тройки Диалога», наилучшие позиции в сфере высокотехнологичных услуг — у холдинга ЛАНИТ. В 2006 году его совокупная выручка превысила 675 млн долл., причем на дистрибуцию и сбыт компьютерного оборудования пришлось лишь около 20%, а остальные 80% принесли консалтинг, внедрение и поддержка ERP-решений, обучение, системная интеграция и установка приложений.

Равнение на Запад

Представители «АМТ-Груп», «Поликом Про» и «Квазар-Микро» отмечают, что в последнее время наибольшим спросом пользуются аудит информационных систем и архитектур, консалтинг и аутсорсинг. Именно эти направления, считают системные интеграторы, будут расти быстрее других. Сергей Щербина, директор по маркетингу «Квазар-Микро», добавил, что востребованными являются отраслевые вертикально-ориентированные решения, учитывающие особенности бизнеса заказчика и предполагающие увеличение его эффективности. Дмитрий Бедердинов, руководитель группы PR «Информсвязь Холдинг», сообщил, что у сотрудничающих с его фирмой операторов связи и крупных корпоративных клиентов все большим спросом пользуются услуги, связанные с реализацией концепции NGN. В частности, речь идет об увеличении пропускной способности оптических каналов связи на основе технологий уплотнения. Госорганизации заинтересованы в сервисах, обеспечивающих межведомственное взаимодействие. Такие заказчики особенно активно работают в регионах.

Технический директор компании «Диалог Сети» Алексей Анищенко подчеркнул, что помимо традиционных для отрасли ИТ-услуг его фирма активно развивает новые сервисные направления. К ним относятся консалтинг без непосредственной поставки оборудования, подготовка проектной документации, обоснование выбора оборудования и т.д. Активное проникновение чисто программных технологий в сферу связи позволяет предположить, что в ближайшей перспективе весьма востребованными станут услуги технической поддержки конфигурирования, эксплуатации и модернизации программных пакетов.

По наблюдению Табаровского, доля услуг возрастает даже в классическом проектно-конструкторском цикле создания информационных систем. Это связано с увеличением числа сложных решений на основе технологий видеоконференц-связи, мультимедийных систем, корпоративной IP-телефонии, Wi-Fi, центров обработки данных высокой доступности. Со временем такая тенденция будет только усиливаться во всех сферах деятельности интеграторов, и произойдет окончательный переход от продукт-ориентированной к сервис-ориентированной модели ведения бизнеса.

По количественным показателям (число услуг, их стоимость, уровень прибыльности) российские интеграторы имеют шансы вскоре нагнать иностранных коллег, в том числе консультантов с мировым именем (Deloitte&Touche, Accenture, Siemens Business Services). Однако качество реализации отечественных проектов пока далеко от идеала. При аудите и сертификации в российских компаниях порой происходят сбои управления бизнес-процессами, приводящие к нарушениям SLA или договорных обязательств. Эксперты считают, что наши системные интеграторы пока не способны оказывать качественные услуги бизнес-консалтинга в полном масштабе. Это связано, прежде всего, с нехваткой опыта и проблемами взаимодействия с властями. Однако если такие организации будут придерживаться западной модели «поведения» в бизнесе, недочетов со временем станет меньше. Вместе с опытом повысится качество работы и расширится спектр предлагаемых сервисов.

Говоря о цивилизованных правилах игры, нельзя не предостеречь отечественных игроков от использования «серых» схем импорта и оптовых поставок оборудования, непрозрачной системы размещения заказов и некорректных методов конкуренции. Все это должно остаться в прошлом, т.к. мешает рыночным отношениям и повышению уровня информационной открытости. Прозрачность бизнеса необходима, поскольку гарантирует свободный выход компаний на фондовую биржу и свободу от налоговых претензий.

Бумажный ажиотаж

Увеличение уровня капитализации и возможность успешного размещения ценных бумаг являются главными следствиями развития сервисного направления отечественными системными интеграторами. «Техносерв А/С», «Ай-Теко» и «АйТи» не исключают своего выхода на биржу. Наибольших успехов в данной области добился холдинг IBS. Первичное размещение его акций состоялось в ноябре 2005 года, и сегодня ценные бумаги IBS котируются довольно высоко. Пример этой фирмы вдохновил других участников рынка: в ближайшие месяцы на биржу планируют выйти «КомпьюЛинк» и «Ситроникс». Специалисты прочат им успех при условии, что момент для старта биржевой игры будет выбран удачно.

Ни один из холдингов и системных интеграторов не контролирует более 10% российского ИТ-рынка, а совокупная доля 14 крупнейших фирм составляет около 57%. Таким образом, напрашивается вывод, что сегмент высокотехнологичных услуг не монополизирован, и в нем достаточно места для игроков разного калибра. Дальнейшее развитие рынка, увеличение прибыльности компаний, рост сектора услуг будут происходить параллельно с процессами консолидации — крупные игроки «притянут» к себе мелкие фирмы. Этот процесс продолжается уже несколько лет, и в ближайшие два-три года на ключевые позиции в отрасли выйдут несколько новых компаний. Эксперты убеждены, что в «пятерку» лидеров войдут организации, которым удастся привести сервисную составляющую в соответствие с западными образцами.

Неплохие перспективы имеет группа Verysell, в обороте которой системная интеграция и ИТ-консалтинг занимают около половины оборота (вторая половина приходится на дистрибуцию). Недавно холдинг сообщил о привлечении около 50 млн долл. инвестиций из фондов Mint Capital и RP Explorer Fund (подразделение RP Capital Group) совместно с Renaissance Pre-IPO Fund, а также Steep Rock. Эти средства пойдут на получение новых компетенций в сфере ИТ за счет поглощения более мелких фирм. В первую очередь, Verysell интересуют системные интеграторы и другие компании, предоставляющие услуги в сфере высоких технологий. Их покупка положительно отразится на росте капитализации Verysell. В перспективе она тоже планирует выйти на IPO.

Судя по нынешним тенденциям, в ближайшее время Verysell сможет присоединиться к лидерам ИТ-рынка. Кроме того, высшие строчки отраслевого рейтинга способны занять «Крок», IBS, ЛАНИТ, «Техносерв» и НКК. Найдется место и для более мелких компаний, ориентированных на сотрудничество с сектором SMB. По мнению аналитиков, они способны найти для себя специализированные ниши, сосредоточиться на разработке ПО, создании собственных продуктов и предоставлении отдельных видов услуг, не связанных с поставками оборудования.