В ближайшее время видеотелефония как массовая услуга непременно будет востребована в корпоративном сегменте рынка.

В деловой среде теперь обычно используется не видеотелефония, а видеоконференц-связь (ВКС). Она обеспечивает более широкие возможности взаимодействия и общения пользователей — многоточечные конференции, совместную работу над документами, подключение к дискуссии по требованию и т.д. Благодаря значительному удешевлению оборудования ВКС все больше компаний могут себе позволить покупку терминального оборудования — как персонального, так и предназначенного для оснащения переговорных комнат. Однако лишь немногие в состоянии приобрести дорогостоящее серверное оборудование, необходимое для организации многоточечных конференций.

Оператор может взять на себя все затраты по организации инфраструктуры ВКС и реализовать ее возможности в виде коммерческого сервиса. Альтернативный вариант — разработка и вывод на рынок специальных корпоративных предложений в рамках общедоступного сервиса видеотелефонии по схеме «точка-точка». Но все это — в перспективе, а пока…

Начнем с малого

«На практике видеотелефония может начаться с организации собственной сети IP-телефонии. А для тех предприятий, которые уже используют технологию VoIP, расширить функционал сети за счет поддержки видеотрафика не составит труда, — полагает Алексей Пилипчук, заместитель директора департамента информационных и телекоммуникационных технологий компании «ТехноСерв А/С».

Рассмотрим простейший сценарий. Допустим, корпоративная сеть VoIP охватывает абонентов в одном здании или группе близко расположенных строений. В этом случае инфраструктура, как правило, представляет собой обычную кампусную сеть Ethernet, в которой размещены абонентские телефоны, персональные компьютеры и управляющие серверы. Внедрить видеотелефонию в таком случае можно за счет расширения функциональности системы IP-телефонии. Порой достаточно оснастить ПК программными продуктами для передачи видео и недорогими Web-камерами или подключить видеотерминалы к сети IP-телефонии. Разумеется, для установления обычных голосовых соединений и видеовызовов потребуются специализированные коммуникационные платформы.

Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса московского офиса Cisco Systems, говорит: «Большинство современных программных терминалов, а также некоторые аппаратные терминалы, оснащенные видеокамерами, умеют общаться между собой по протоколу IP при достаточной полосе пропускания. Но если необходимо подключить больше двух участников (типичное приложение ВКС), потребуется устройство, микширующее видеопотоки. Оно может находиться в сети как пользователя, так и оператора связи».

Для обеспечения функциональности видеоконференций дополнительно понадобится сервер MCU (Multipoint Control Unit). Он и другое сетевое оборудование ВКС (мультимедийный шлюз, система управления и т.д.) также располагаются на территории оператора (тогда их функционал предоставляется как сервис) или приобретаются заказчиком самостоятельно (в этом случае оператор может отвечать за управление и обслуживание оборудования).

По мнению Федорушкина, устройство MCU стоит дорого, но быстро окупается на предприятии, чьи сотрудники часто ездят в командировки. И правда, благодаря ВКС множество текущих вопросов удается решить в ходе сеансов видеосвязи. «Помимо всего прочего, на базе серверного оборудования можно создавать распределенные сетевые структуры. Это позволяет корпоративным пользователям с целью экономии пропускной способности сети организовывать региональные видеоконференции и проводить местные совещания. Поддержка серверами протоколов T120 обеспечивает возможность транспортировки данных, в том числе при презентациях и трансляции обучающих видеороликов», — отмечает Пилипчук.

«Наличие MCU на стороне оператора связи делает видеоконференц-связь более выгодной для компании, которая вместо покупки дорогостоящего сервера заказывает услугу у оператора и платит по факту использования MCU. Оператор, в свою очередь, может задействовать один сервер MCU для обслуживания многих заказчиков, разделив с ними стоимость владения сложной системой», — добавляет Федорушкин.

Важным моментом в организации коммерческого сервиса видеосвязи является то, что оператору необходимо обеспечить достаточно высокие качество и пропускную способность на всем протяжении сети. Следует обратить внимание на критически важные параметры передачи потоков видеосвязи: доступность — более 99,9%, джиттер — менее 20 мс, задержка пакетов — менее 150 мс. А для обеспечения этого необходимы соответствующие инфраструктурные решения.

Есть такие решения!

«При реализации услуг доставки видео операторы могут пользоваться преимуществами технологий MPLS и возможностями сетей нового поколения (NGN). Для предоставления услуг видеотелефонии необходимы организация широкополосного доступа в опорной сети провайдера, высокая надежность систем и кабельных сетей, обеспечивающих такой доступ, и привлекательные корпоративные тарифы на услуги передачи больших объемов данных», — отмечает Ольга Володина, менеджер по маркетингу телекоммуникационных решений «Энвижн Груп».

Интерфейс видеосвязи в программном телефоне Avaya IP SoftphoneПрактически все ведущие мировые производители активно интегрируют средства видеоконференц-связи и IP-телефонии, дополняют VoIP-сервисы функциями передачи видеоизображения (Video over IP), работают над встраиванием видеоприложений в корпоративные бизнес-процессы. Таким образом, поставщики решений для бизнес-коммуникаций пытаются упростить поддержку и эксплуатацию своих систем и довести видеотелефонию до уровня «рабочего стола» сотрудников.

Ожидается, что средние темпы роста глобального рынка видеоприложений достигнут 40–45% в год. По оценкам американских аналитиков, сейчас потенциальный рынок пользователей видеотелефонов только в США превышает 50 млн человек. А в будущем «видео на рабочем столе» в Европе и США (а с развитием широкополосных сетей — и в России) постепенно превратится в одно из массовых бизнес-приложений. Ольга Володина из «Энвижн Груп» убеждена, что интеграция видеоприложений с системами корпоративной телефонии может стать весомым стимулом к более активному внедрению продуктов для организации видеотелефонии (по сравнению с традиционными решениями ВКС).

Судя по сотрудничеству классических производителей систем ВКС с крупнейшими поставщиками коммуникационных платформ для предприятий, эта тенденция уже реализуется. Например, Avaya и Polycom поставляют на рынок совместно разработанный IP-видеофон. Он включает в себя программный телефон Avaya IP Softphone, видеосистему Polycom, состоящую из камеры, микрофона и специализированного мультимедиа-процессора, подключаемого к USB-порту ПК, интеграционный модуль Avaya Integrator for Polycom Video и регистратор систем видеотелефонной связи Avaya Video Directory Server. Данное семейство продуктов сочетает передачу видео телевизионного качества и функциональность систем офисной телефонии. Руководители Avaya не раз подчеркивали, что рассматривают видео как важный компонент своих конвергентных технологий.

В области интеграции конечных аудио- и видеоустройств Cisco сотрудничает с компанией Tandberg. При реализации своего решения Cisco интегрировала продукты видеотелефонии с уже имеющимися и разрабатываемыми аудио- и видеосистемами на базе протоколов SCCP и H.323, сделав управление видеовызовами таким же удобным, как управление обычными телефонными звонками. В настоящее время сервис Cisco CallManager поддерживают целый ряд устройств Tandberg, в том числе T-1000 и T-150, представляющие собой разновидности IP-телефонов. Все «обычные» кнопки IP-телефонов отображаются на экранах этих устройств.

По мнению Володиной, сейчас практически любая модель внедрения корпоративной IP-телефонии применима и к сервису видеотелефонии. Перспективы развития сегмента — налицо: примерно 40% опрошенных международных ISP и VoIP-операторов планируют в ближайшем будущем пополнить перечень предоставляемых услуг за счет видеотелефонии, ВКС и интерактивных медиа-услуг (из отчета Gartner Group за март 2007 года). Значительная часть этих услуг будет адресована корпоративным пользователям.