В позапрошлом номере «Сетей» мы проанализировали основные события 2006 года на рынке операторских услуг. При этом мы не затронули огромный пласт производителей телекоммуникационного оборудования, который тоже подвержен серьезным встряскам.

Теперь мы постарались не упустить из вида важнейшие события, которые оказали в 2006 году серьезное воздействие на расстановку сил среди крупнейших поставщиков сетевых и телекоммуникационных решений.

Китайский вызов

По сути, точкой отсчета деловой активности в 2006 году следует считать международный конгресс 3GSM, который переехал из Канн в Барселону. Он проводится в феврале, за месяц до международной выставки CeBIT, поэтому многие производители делают ключевые продуктовые анонсы именно там, дабы получить возможность примерить на себя лавры технологического лидера. А повышение статуса 3GSM до уровня всемирной выставочной площадки служит ярким подтверждением того, что основные амбиции телекоммуникационных производителей сместились в области беспроводной связи, конвергенции фиксированных и мобильных сетей.

«Классический» набор демонстрировавшихся на 3GSM-2006 решений включал в себя базовое и клиентское оборудование для сетей HSDPA/HSUPA, ячеистых сетей Wi-Fi, следующих поколений сетей CDMA EV-DO, для организации фиксированного и мобильного доступа WiMAX, компоненты и приложения IMS, а также продукты, которые по общепринятой классификации относят к системам связи 4G.

Пожалуй, именно в Барселоне громко заявила о притязаниях на мировое лидерство на рынке телекоммуникационного оборудования компания Huawei, которая в 2006 году преодолела психологически важный рубеж продаж 10 млрд долл. Ее нынешняя маркетинговая политика явно направлена на разрыв всякой ассоциативной связи с китайскими «корнями» фирмы. Обновленные рекламные ролики и постеры Huawei убеждают аудиторию в появлении еще одной транснациональной корпорации, работающей на всех континентах и говорящей на многих языках.

Одновременно Huawei затеяла весьма удачный ребрендинг. Она намеревалась продемонстрировать с помощью графических образов, что Huawei — это открытый, предсказуемый, а одновременно инновационный и амбициозный игрок, ни в чем не уступающий именитым европейским и североамериканским конкурентам. Фирма как никогда раньше сфокусировалась на разработке решений операторского класса и постаралась максимально дистанцироваться от бизнеса инфраструктурного оборудования для корпоративных сетей, ставшего для нее менее престижным. В конце прошлого года Huawei продала американскому партнеру свою долю совместной компании 3Com-Huawei, занимавшейся преимущественно разработкой для предприятий систем передачи данных и голоса.

Приверженцы инфраструктуры

В прошлом году наряду с Huawei на путь ребрендинга вступила Cisco Systems. Корпорация решила стать ближе и понятнее конечному пользователю коммуникационных систем, поэтому ее новый логотип избавлен от излишней технократичности и мелких деталей. Ребрендинг Cisco связан с желанием крупнейшего производителя сетевой инфраструктуры выйти в более массовые сегменты рынка корпоративных решений.

«Первыми ласточками» этой стратегии стали офисные IP-телефоны, к выпуску которых корпорация приступила еще семь лет назад. Потом в портфеле Cisco начали появляться коммуникационные приложения (например, платформа контакт-центров IPCC Express или инструментарий для групповой работы и организации конференций MeetingPlace). Настоящим прорывом оказалась октябрьская премьера технологии аудиовизуального общения по Сети в режиме реального времени Cisco TelePresence. Как убеждены ее создатели, она найдет применение как в бизнесе, так и в частной жизни.

В 2006 году стало окончательно ясно, что рыночный сегмент инфраструктурного оборудования для корпоративных сетей утратил былую привлекательность для крупнейших производителей — за исключением Cisco и HP (ее подразделения ProCurve). «Снизу» их «подпирают» множество небольших компаний (преимущественно из Восточной Азии), изначально выбравших беспроигрышную тактику ценового давления на рынок. Согласно данным разных аналитических агентств, Cisco и HP занимают, соответственно, первое и второе места по объемам глобальных поставок инфраструктурных решений.

Конкуренция между ними идет уже не в областях производительности и надежности устройств (каждый производитель способен реализовать требования стандартов 10 GE и постепенно приходящих им на смену), а в отношении поддержки расширенных интеллектуальных функций, способности противостоять угрозам и управляемости сети. В феврале 2006 года Cisco объявила о выпуске ряда новинок, в полной мере соответствующих ее стратегии самозащищающейся сети Self-Defending Network. Представленные при этом решения Anti-X предназначены для блокирования известного и ранее не встречавшегося malware, а набор приложений Cisco Security Management Suite формирует среду для реализации общесистемной политики безопасности.

HP ответила разработкой концепции проактивной защиты ProCurve ProActive Defense, базирующейся на архитектуре адаптивной границы сети Adaptive EDGE. Необходимость переноса интеллектуальной обработки пакетов на периферию сети объясняется резким ростом объемов трафика и ужесточением требований заказчиков к уровню защищенности сетевой инфраструктуры.

Приложениям становится тесно

В 2005 году Avaya заявила об отказе от дальнейшего развития инфраструктурных технологий (коммутации и маршрутизации), переместив основной акцент своей деятельности на создание коммуникационных IP-приложений. Если в нашей стране такая позиция была встречена с легким непониманием, то западные аналитические агентства тут же «подняли» компанию в первые строчки своих рейтингов. Открыв для себя новый потребительский рынок, Avaya стала называть себя «проводником в мир интеллектуальных бизнес-коммуникаций». В 2006 году потенциальная емкость этого рынка оценивалась в 30 млрд долл., из которых большая часть должна была прийтись на сопутствующие услуги (консалтинг, внедрение, сопровождение и аутсорсинг приложений).

Прошедший год показал, что сегмент коммуникационных бизнес-приложений заинтересовал многих игроков ИТ-индустрии, включая Microsoft. Прежде софтверный гигант лишь экспериментировал в непривычной для него рыночной нише, предлагая корпоративным пользователям продукт Live Communications Server. Однако в 2006 году он образовал мощный альянс с Nortel, нацеленный на интеграцию коммуникационных серверов, совместную разработку и продвижение унифицированных коммуникационных решений. Очевидно, что Avaya с ее «скромным» 5-миллиардным годовым оборотом будет весьма непросто конкурировать с этими фирмами, а также с активно развивающими аналогичные продуктовые линейки Cisco, Alcatel и Siemens.

Выйдя в новую рыночную нишу, Avaya так и не сумела добиться заметного отрыва от соперников, которые выпустили в прошлом году множество программных продуктов для организации коммуникационного взаимодействия сотрудников предприятий и их партнеров по IP-сети. Протокол SIP де-факто превратился в стандарт корпоративных и операторских решений в области IP-телефонии. А поддержка SIP отраслевыми консорциумами 3GPP и 3GPP2 обеспечила этому протоколу «зеленую улицу» в мир конвергенции проводных и беспроводных сетей связи.

Среди SIP-based продуктов, выпущенных крупнейшими мировыми производителями для корпоративных пользователей, — системы управления вызовами (IP-УАТС), контакт-центры, решения для организации мультимедийных конференций, IM- и UM-серверы. Знаковым веянием 2006 года стала реализация концепции Quad Play (поддержка голоса, данных, видео и мобильности) в системах корпоративного класса. Конвергенция фиксированной и мобильной связи осуществлялась преимущественно по двум сценариям: смартфоны на базе ОС Symbian и Windows Mobile оснащались программными клиентами, позволяющими получать доступ к функционалу корпоративных IP-УАТС, а технология Unlicensed Mobile Access обеспечила автоматическое переключение клиента между сетями Wi-Fi и GSM/GPRS.

Нужно отдать должное финской корпорации Nokia, которая сумела воспользоваться интересом корпоративного сектора к FMC-технологиям и укрепила свое господство на рынке мобильных устройств. Для бизнес-пользователей выпущена линейка смартфонов E-Series, способных подключаться к коммуникационным серверам разных производителей, предоставлять возможности мобильной почты и других офисных приложений. А в конце года Nokia сертифицировала свой первый двухмодовый коммуникатор Wi-Fi/GSM на соответствие стандарту 802.11b.

Конвергенция и консолидация

Конвергенция на уровне технологий фиксированных и мобильных сетей дала новый импульс корпоративным поглощениям. В условиях усилившейся конкуренции у ведущих производителей попросту не хватает времени на создание оригинальных продуктов для смежных сегментов рынка, поэтому они предпочитают скупать более мелких разработчиков, обладающих готовыми технологиями. Осенью Cisco приобрела частную калифорнийскую компанию Orative, специализировавшуюся на прикладном программном обеспечении, которое позволяет фильтровать вызовы и распространять функциональность унифицированных коммуникаций на сотовые телефоны и смартфоны.

И снова Cisco — вне конкуренции

Совместные разработки Cisco и Orative могут превратить мобильный телефон в полноценный инструмент ведения бизнеса. При этом за управление вызовами станет отвечать система Cisco Unified CallManager, возможности коллективной работы обеспечит Cisco MeetingPlace, а голосовая почта будет организована на базе платформы Cisco Unity.

Примерно в то же время Avaya объявила о поглощении независимой компании Traverse Networks. Ее портфель включал в себя серверное программное обеспечение для управления голосовой почтой и инструментарий для создания пользовательского интерфейса приложений UM на мобильных терминалах. Благодаря этим решениям повысятся продуктивность работы и доступность мобильных сотрудников предприятий.

Под занавес минувшего года Ericsson достигла соглашения о приобретении за 1,9 млрд долл. фирмы Redback, которая станет дочерним предприятием шведского гиганта. Redback занимает серьезные позиции на мировом рынке пограничных маршрутизаторов, позволяющих операторам передавать с гарантированным качеством телефонный трафик и видео, предоставлять мобильные и широкополосные услуги по Internet. В 2005 году продажи компании возросли на 33%, а за первые девять месяцев 2006 года — еще на 87% (до 197 млн долл.). Благодаря сделке Ericsson пополнит свою IMS-архитектуру платформой интеллектуальной маршрутизации IP-трафика и предоставит универсальные комплексные решений как мобильным, так и фиксированным операторам.

В 2006 году процесс консолидации рынка телекоммуникационных производителей набрал невиданные обороты. Этот факт отметили все опрошенные нами эксперты. Ну а основным событием в мировом масштабе, безусловно, стало объединение Alcatel и Lucent в предприятие с годовым оборотом 25 млрд долл. (по итогам 2005 финансового года). Несмотря на значительные размеры компаний и наличие у них определенных обязательств перед государственными структурами и оборонными ведомствами, слияние прошло на редкость гладко: процедура инициирована в апреле 2006 года, а юридическое оформление сделки завершилось 1 декабря. Акционеры Alcatel получили в новом предприятии 60% акций, а акционеры Lucent — остальные 40%.

Эта корпорация стала второй в отрасли (после Cisco) по объему доходов и первой — по разнообразию ассортимента продуктов и услуг. Не прошло и месяца после формального образования новой компании, как она объявила о покупке за 320 млн долл. подразделения Nortel, специализировавшегося на выпуске систем UMTS. Благодаря приобретению Alcatel-Lucent переместилась на первую строчку рейтинга поставщиков инфраструктурного оборудования для мобильных сетей 3G, тогда как канадский производитель сосредоточил усилия на развитии технологий 4G и IMS-приложений. Возможно также, что эта сделка помогла Nortel упрочить ее финансовое положение, которое все еще далеко от стабильного.

Анонсированная в прошлом году «мегасделка» между Siemens Communications и Nokia формально не завершилась в запланированные сроки (к 1 января 2007 года), что, впрочем, не помешало компаниям организовать единый стенд на форуме 3GSM, состоявшемся в нынешнем году. Предположительно причиной пробуксовки стало антикоррупционное расследование, под которое попали менеджеры ряда европейских офисов Siemens. Но нельзя исключать, что в публичном раздувании скандала были заинтересованы конкуренты объединяющихся сторон.

Итак, 2006 год прошел для производителей ИКТ-систем бурно. Консолидация игроков, создание альянсов и конвергенция отдельных технологических сегментов могут привести к кардинальным изменениям структуры рынка, появлению новых глобальных лидеров и формированию нетрадиционных моделей взаимоотношений поставщиков и потребителей.


Прямая речь

Дмитрий Иванников, региональный директор Avaya в Восточной Европе, России и СНГ

Конечно, важнейшим событием прошлого года было объединение Alcatel и Lucent Technologies, в результате которого появился крупнейший в мире производитель телекоммуникационного оборудования. Самой значительной тенденцией в масштабах всего рынка стало утверждение SIP как основного стандарта решений IP-телефонии. Следует отметить изменение структуры спроса корпоративных заказчиков в России. Проблемы развития инфраструктуры практически полностью уступили место вопросам внедрения коммуникационных приложений и их интеграции с бизнес-процессами.

Владимир Смирнов, генеральный директор по корпоративным продажам Nortel в СНГ и Балтии

Прошлый год запомнится как период крупнейших слияний и поглощений. Компании концентрируются на самых перспективных технологиях, продавая непрофильные направления бизнеса и сокращая издержки. Стало окончательно ясно, «куда катится телекоммуникационный мир». Главная тенденция — достижение мобильности и универсальности коммуникаций, что подразумевает развитие беспроводных технологий (WiMAX, Wi-Mesh, т.д.), конвергенцию средств фиксированной и мобильной связи. IP-технологии, в частности SIP, обеспечивают легкую интеграцию сервисов, охватывающих все типы взаимодействия.

Принятие в 2005 году стандарта мобильного WiMAX позволило этой технологии сделать качественный скачок в 2006 году. Разработанный Intel чипсет Rosedale II для абонентских мобильных устройств — тому свидетельство.

Вячеслав Метелев, директор по стратегии и развитию бизнеса сервис-провайдеров Cisco в России и СНГ

В 2006 году мировой телекоммуникационный рынок существенно оживился. По данным Morgan Stanley, по сравнению с 2005 годом капитальные расходы проводных операторов связи выросли на 8%, а беспроводных — на 11%. Знаковым событие стало начало реализации оператором British Telecom проекта 21С. Это — первая масштабная попытка 100-процентной модернизации сети крупнейшего признанного оператора с использованием технологий NGN. Кроме того, отмечу увеличение роли поставщиков услуг OTTP (Over-the-top-provider), к которым относятся Yahoo, Google, MSN, YouTube, MySpace, eBay, широкое проникновение услуг HDTV, масштабные внедрения широковещательных сервисов на базе IPTV и дальнейшую консолидацию рынка на основе слияний, поглощений и создания альянсов.

Ян Свобода, руководитель Siemens Networks в России

Рынок сетевой инфраструктуры подвергается фундаментальной перестройке, которая оказывает существенное влияние на конъюнктуру отрасли, затрагивает интересы производителей и заказчиков. В 2006 году образовался целый ряд стратегических альянсов между крупными телекоммуникационными игроками. Одним из самых значительных событий такого рода стало объявление о создании совместного предприятия Nokia Siemens Networks, которое намерено стать лидером разработки и реализации высокодоходных продуктов благодаря своему глобальному присутствию рынке. Мы уверены, что NSN имеет необходимый потенциал для обеспечения конвергенции фиксированных и мобильных сетей на мировом уровне.