С начала реализации ФЦП «Электронная Россия» прошло уже шесть лет.

В первые годы реализации ФЦП власти активно рапортовали об успехах, не сомневаясь, что к 2010 году удастся достичь намеченных целей. Со временем, однако, страсти вокруг перехода госструктур на современные технологии поутихли, а прогнозы стали более осторожными. Из-за недостаточного финансирования программы, несогласованности действий ведомств и вялого развития проектов сроки завершения ФЦП передвинулись на 2012 год.

К сожалению, пример «Электронной России» — не исключение: он наглядно показывает состояние дел с реализацией в нашей стране масштабных государственных инициатив. Основным препятствием является отсутствие адекватного контроля над их выполнением. Выделяемые из федерального бюджета суммы, может быть, недостаточны для крупных проектов, но все же весьма солидны. Однако они далеко не всегда попадают по назначению. Коррупция во властных структурах России достигла удручающих размеров, и крупные федеральные проекты становятся удобным «прикрытием» для злоупотребления чиновников служебным положением.

Леонид Трошин полагает, что действенных инструментов управления федеральными проектами сейчас попросту нет

Количество не законченных в срок или «отложенных» проектов ужасает. Аналитики считают, что в России набрана критическая масса финансовых преступлений и загубленных инициатив, и дальнейшее продвижение по такому пути приведет национальную экономику к серьезному кризису. Именно поэтому Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрегиональное общественное движение (МОД) «Против коррупции» совместно реализовали ряд инициатив, направленных на оздоровление отечественных экономических отношений.

Наиболее заметной из них стала проверка участников процесса госзакупок и конкурсных процедур. В электронной версии нашего издания (см. «Сети Online», http://www.osp.ru/nets/2006/17/3691463/) мы рассказывали о результатах исследований, проведенных в рамках составления «Национального рейтинга прозрачности закупок». Многочисленные нарушения конкурсных процедур, хищения бюджетных средств и наличие системы «откатов» привели к потере государством в 2006 году 300 млрд руб. Убытки участников рынка составили примерно 650 млрд руб.

По словам инициаторов исследования, оно получило серьезный общественный резонанс. Его итоги повлекли за собой как угрозы в адрес организаторов, так и отстранение от должностей некоторых чиновников. Упомянутые организации решили продолжить борьбу с коррупцией в сфере высоких технологий, и объектом их внимания стала очередная инициатива Правительства РФ.

Осенью 2006 года утверждена ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». В ее рамках планируется увеличить затраты на R&D и производство высококачественной ИТ-продукции. В течение пяти лет следует разработать более 130 конкурентоспособных технологий, а затем их «коммерциализировать». Примерно 10 разработок намечено внедрить в производство, а пять из них должны вывести Россию в мировые лидеры некоторых сегментов ИКТ-отрасли.

Власти ожидают, что реализация программы позволит создать 6-12 новых организаций и порядка 40 тыс. рабочих мест. Объем финансирования программы — 194,9 млрд руб., из которых примерно 135 млрд руб. решено выделить из федерального бюджета, а оставшаяся сумма должна быть привлечена из внебюджетных источников.

Представители НАИРИТа возлагают большие надежды на реализацию этой инициативы. По их мнению, данная программа вкупе с проектами создания технопарков значительно усилит позиции отечественных ИТ-предприятий на мировом рынке. Однако если цели новой ФЦП не будут достигнуты или уровень ее выполнения окажется низким, это отбросит страну на многие годы назад, а потому важно изначально исключить возможность превращения программы в очередную «кормушку» недобросовестных чиновников. Члены НАИРИТа и МОД «Против коррупции» уверены, что воплотить в жизнь все ожидания поможет грамотно организованная система общественного контроля.

Исполнительный секретарь МОД «Против коррупции» Леонид Трошин полагает, что действенных инструментов управления федеральными проектами сейчас нет. С развалом СССР исчезло жесткое государственное регулирование, а адекватной замены до сих пор не найдено. Отсутствие такого инструментария вкупе с несовершенной правовой базой привели к тому, что коррупция в сфере образования достигла 70%. В остальных отраслях дела тоже обстоят неважно, но именно вузовская система формирует кадры для развития экономики страны. Кроме того, Министерство образования и науки РФ назначено координатором новой ФЦП.

Президент НАИРИТа Ольга Ускова призвала организовать систему общественного контроля над реализа?цией программ, критически важных для экономики страны. При этом нельзя ограничиваться стимулированием работы депутатских приемных. Следует привлечь общественность к экспертизе инновационных проектов, дать участникам рынка возможность влиять на реализацию программ и конкурсные процедуры.

Поддержать создание инструментов общественного контроля обещают члены НАИРИТа из банковской сферы. Несколько организаций, в которых уже используется система контроля над платежами и прохождением финансовых потоков, предлагают внедрить подобный инструментарий и в госучреждениях.