Пропорционально усложнению корпоративной ИТ-инфраструктуры в компаниях растут затраты на поддержание и эксплуатацию технических средств.

По данным Gartner, расходы на управление одним ПК в американской организации, насчитывающей 2,5 тыс. пользователей, составляют от 4,6 до 5 тыс. долл. в год. Примерно 13% данной суммы приходится на трудозатраты обслуживающего персонала.

Аналитики утверждают, что эти расходы можно сократить за счет оптимизации ИТ-инфраструктуры. Согласно исследованиям Microsoft, переход с базового уровня организации информационных ресурсов на стандартизированный уменьшает ежегодные затраты на поддержку каждого рабочего места на 233 долл. Если компания перейдет к рационализированной инфраструктуре, она сэкономит еще 280 долл. на каждый компьютер. Наконец, можно дополнительно сократить расходы на 226 долл. на машину за счет внедрения эффективных методов работы.

Microsoft предлагает собственные решения, способствующие уменьшению затрат на поддержание ИТ-инфраструктуры. По утверждению специалистов софтверного гиганта, использование службы Microsoft Active Directory и групповых политик уменьшает расходы на 171 долл. на каждый ПК. В случае применения этого решения совместно с Microsoft System Management Server (SMS) размер удельной экономии достигает 199 долл.

Корпорация рекомендует предприятиям разного масштаба внедрять указанные инструменты и переходить на ОС Windows Vista, которая через считанные недели станет доступна корпоративным пользователям. Новая операционная система позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, Vista поможет гармонично объединить разрозненные приложения. Во-вторых, улучшенные возможности встроенного межсетевого экрана и соответствующие групповые политики обеспечат централизованное управление портами и фильтрацию пакетов. В-третьих, пользователи смогут гибко настраивать приложения.

Иван Пашкевич, менеджер по продажам решений Microsoft, отметил, что оптимизация ИТ-инфраструктуры важна для предприятий из разных сфер бизнеса, но для телекоммуникационных компаний имеет стратегическое значение. Организациям из телекоммуникационного сектора Microsoft предлагает концепцию управления процессом предоставления контента и услуг Connected Services Framework. Данная стратегия предполагает создание инфраструктуры, отвечающей нескольким ключевым требованиям: это надежность, масштабируемость, адаптивность (к среде передачи и оконечному оборудованию), быстрота внедрения новых сервисов, адекватная стоимость владения, интегрируемость и совместимость.

В портфеле Microsoft имеются готовые решения для предоставления услуг, такие как Windows-based hosting и Hosted Messaging&Collaborations. Первое базируется на Windows Server и является программным базисом для развертывания сервисов. Функционал системы позволяет быстро наращивать парк серверов без потери управляемости системы, обеспечивает постоянное журналирование событий и контроль над установкой обновлений. Hosted Messaging&Collaborations поддерживает работу почтовых систем. Организация может безопасно хранить всю корреспонденцию на одном сервере — с полной изоля?цией пользовательских данных друг от друга. В состав решения входят модули отчетности и контроля над взаимодействием с частными абонентами. В 2007 году Microsoft планирует встроить в него функцию управления почтовым сервисом при помощи голоса.

Специалисты Microsoft советуют операторам обратить внимание и на решение для повышения эффективности работы Customer Care Framework (CCF). Оно представляет собой платформу построения интегрированной системы обслуживания подписчиков. В числе особенностей продукта — удобство интеграции с Call-центрами, единый пользовательский интерфейс, централизованная демонстрация статусных окон. Пашкевич отметил, что внедрение CCF в компании Dell (занимающейся в США продажами компьютеров по каталогам) привело к 10-процентному сокращению длительности одного звонка, за счет чего на 45% выросла маржа телефонных продаж. Инвестиции в указанный проект окупились за год примерно 16 раз.

Помощь клиентам при внедрении решений для оптимизации ИТ-инфраструктуры оказывает специальное подразделение Microsoft Consulting Services. При работе с крупными заказчиками компания привлекает к участию в проектах местных партнеров-интеграторов.


Оптимизация в «Ростелекоме»

В качестве свежей «истории успеха» Microsoft указывает проект, выполняемый фирмой «Verysell Проекты» для «Ростелекома». Магистральному оператору со штатом 30 тыс. сотрудников, с семью региональными и двумя функциональными филиалами потребовалось построить защищенную централизованную ИТ-инфраструктуру. Выбрать продукты Microsoft «Ростелеком» побудили несколько причин, в том числе наличие полного спектра решений для управления высокотехнологичной средой, низкая стоимость владения системой, большие возможности обучения специалистов и высокой уровень поддержки.

Работа над проектом началась в марте 2004 году и должна закончиться до грядущего Нового года. За прошедшее время компоненты единой ИТ-инфраструктуры (Windows 2003, Active Directory, Group Policy, Exchange, System Management Server, Internet Security and Acceleration, Microsoft Operations Management) внедрены в генеральной дирекции и пяти филиалах «Ростелекома». В декабре аналогичное решение будет установлено в московском филиале (ММТ). О конкретных результатах внедрения говорить пока рано, но специалисты «Verysell Проекты» уже фиксируют положительный эффект. Удалось снизить стоимость эксплуатации системы за счет экономии рабочего времени персонала, уменьшить затраты на внедрение новых бизнес-приложений, свести к минимуму риски защиты. О стоимости внедренного в «Ростелекоме» программного обеспечения ничего не сообщается.