Nortel считается крупнейшим в мире поставщиком инфраструктурных систем GSM Railway (GSM-R), разработанных специально для обеспечения связи на железнодорожном транспорте. По собственным оценкам компании, она контролирует 60% этого сегмента рынка. Сейчас сети GSM-R, в которых работает оборудование Nortel, «покрывают» 60 тыс. км железных дорог, но вскоре данный показатель может вырасти в несколько раз. Напомним: в мае 2006 года Nortel одержала победу в тендере, объявленном министерством железнодорожного транспорта Китая. Североамериканская корпорация подписала в Поднебесной рамочное соглашение о поставках коммутационных центров для системы мобильной связи GSM-R на пассажирских линиях, охватывающих 20 из 31 китайской провинции. Коммутирующие центры GSM-R производства Nortel позволят удовлетворить приблизительно половину потребностей национальной железнодорожной сети Китая. Они будут обслуживать как пригородные железнодорожные перевозки, так и проектируемые высокоскоростные линии. На территории Европы крупнейшим проектом Nortel в области GSM-R является строительство сети технологической связи для Deutsche Bahn AG. В феврале 2001 года правление этой фирмы выделило 2,3 млрд евро на реализацию первого этапа строительства сети GSM-R. К концу 2004 года примерно 8,5 тыс. локомотивов Deutsche Bahn были оборудованы системами подвижной радиосвязи. А до конца 2006 года базовое оборудование данного стандарта намечено установить вдоль железнодорожных магистралей Deutsche Bahn протяженностью 25 тыс. км. К мобильной сети подключат 3,8 тыс. диспетчерских пунктов немецкой компании. Общая протяженность российских железных дорог (РЖД) составляет 85 тыс. км, и это -- лакомый кусочек для производителей систем технологической мобильной связи. На него-то и нацелена сегодняшняя активность Nortel в России. Решения компании были широко представлены в Москве на ноябрьской Международной специализированной выставке «Exporail-2006». Как заявил Норман Фриш, глава продуктового направления GSM-R компании Nortel, шансы на внедрение «железнодорожной» версии стандарта GSM в России очень высоки. Дело в том, что уже шестой год в нашей стране реализуется программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденная Правительством РФ в 2001 году. При этом отечественные железнодорожники до сих пор не выработали четкого отношения к стандарту GSM-R, хотя еще несколько лет назад на небольшом участке уральской железной дороги прошло тестирование данной технологии. Это обстоятельство подпитывает оптимизм представителей Nortel в отношении будущих заказов РЖД. На мировой арене основными конкурентами GSM-R являются технологии транкинговой связи, прежде всего -- ее цифровой вариант TETRA. Большинство независимых аналитиков считают, что шансы стать базовой технологией железнодорожной связи в России гораздо выше у TETRA, чем у GSM-R. Но даже если на каких-то участках дорог предпочтение будет отдано GSM-R, корпорации Nortel придется вступить в жесткую борьбу за эти подряды с Siemens, чьи позиции в России традиционно сильны, и с Huawei, агрессивная ценовая политика которой позволяет добиваться успеха на относительно новых направлениях. Иными словами, в нашей стране бизнес Nortel в области GSM-R будет продвигаться по довольно узкой колее.