Управляющая компания проводит реорганизацию своих мультимедийных активов, в результате которой на рынке появится новая фирма под старым брендом.

По словам президента АФК «Система» Александра Гончарука, отечественный рынок мультимедийных услуг активно растет, но еще недостаточно освоен сервис-провайдерами. Корпорация стремится занять на нем собственную нишу, а для этого необходима более эффективная организационная структура. Ее важнейшим элементом станет единый оператор мультимедийных услуг. Он будет организован на базе новой компании «Стрим-ТВ», целиком принадлежащей «Системе Масс-медиа» (СММ) — дочерней фирме АФК «Система». Руководителем «Стрим-ТВ» станет Григорий Новицкий, ранее возглавлявший «МТУ-Интел».

Стратегические цели единого оператора — максимальный охват региональных рынков и предоставление клиентам доступа к широкому спектру мультимедийных сервисов, прежде всего — к услугам платного ТВ. Эта компания будет оказывать услуги на базе всех уже имеющихся и перспективных инфраструктурных технологий «последней мили» (в том числе HFC, MMDS, ADSL, DVBH, WiMAX и т.д.), для чего в управление «Стрим-ТВ» будут переданы подконтрольные СММ телекоммуникационные активы. Впрочем, основным операционным инструментом единого мультимедийного оператора станут сети кабельного ТВ, так как СММ принадлежат 37 региональных сервис-провайдеров «Объединенных кабельных сетей» (торговая марка UCN).

Александр Гончарук надеется создать компанию, не уступающую по капитализации крупнейшим «связным» активам АФК «Система»

Кроме того, СММ контролирует 50% акций «Космос-ТВ», 74% акций ООО «Цифровое телерадиовещание» и некоторые другие региональные кабельные компании. Все перечисленные активы также будут переданы под управление «Стрим ТВ». Как известно, ранее этот бренд активно развивал столичный Internet-провайдер «МТУ-Интел». Он на 48% принадлежит СММ, а на 52% — «Комстар–ОТС» (другому дочернему предприятию «Системы»). Так что пересечение сфер ответственности единого оператора и «МТУ-Интел» — налицо.

Генеральный директор «Комстар–ОТС» Эрик Франке утверждает, что создание единого оператора практически не повлияет на бизнес-модель возглавляемой им компании, в том числе на деятельность «МТУ-Интел». Из этих обтекаемых комментариев следуют несколько выводов. Во-первых, активы «МТУ-Интел» пока не будут переданы под управление «Стрим-ТВ». Во-вторых, крупнейший московский ADSL-провайдер продолжит работать в прежнем режиме и с тем же пакетом услуг, которым он располагает сегодня. А вот будет ли «МТУ-Интел», как и прежде, использовать бренд «Стрим-ТВ», пока неясно (хотя то, что один и тот же товарный знак станут эксплуатировать на столичном рынке одновременно «МТУ-Интел» и «Космос-ТВ», представляется абсурдным).

В общем, решение о правопреемнике популярного бренда в АФК еще не принято, и это не единственная неопределенность в проекте реорганизации мультимедийных активов «Системы». Управляющему холдингу предстоит разрешить массу вопросов функционирования компании (о грядущем создании которой сообщил Гончарук), ответственной за производство, агрегацию и пакетирование контента. Эта инициатива чревата новым пересечением сфер деятельности «МТУ-Интел», ныне самостоятельно генерирующей несколько телеканалов, и будущего единого поставщика контента СММ.

Однако неизбежные потери от реорганизации бизнеса должны с лихвой себя оправдать, ибо конечная цель задуманной перестройки мультимедийных активов «Системы» заключается в радикальном повышении акционерной стоимости СММ. В текущем году АФК уже инвестировала в свой медийный бизнес более 200 млн долл.; в эту сумму входят расходы на покупку операторов кабельного ТВ и модернизацию действующих сетей.

«В следующем году объем инвестиций в структуры, контролируемые СММ, сохранится на том же уровне или немного увеличится, — подчеркнул Гончарук. — А через несколько лет мы создадим компанию, которая не будет уступать по уровню капитализации самым известным телекоммуникационным активам АФК». В этом смысле логика действий корпорации остается неизменной. «Система» определяет для себя недооцененный актив и «накачивает» его до критической массы, после чего ставится вопрос о превращении его акционерной стоимости в «живые» деньги. Реализовать этот план можно разными путями — привлекая стратегического инвестора либо выставляя акции компании на фондовой бирже.

Сейчас стоимость СММ недостаточно велика. Хотя к участию в проекте создания единого мультимедийного оператора проявили интерес крупнейшие зарубежные банки, «Система» не склонна сотрудничать с ними — по крайней мере, на данном этапе развития «Стрим ТВ». Зато через несколько лет, когда стоимость СММ вырастет, по прогнозам Гончарука, до 3–4 млрд долл., «Система» сумеет максимально выгодно распорядиться своими активами.

Кто есть кто

Компания «Система Масс-медиа» — дочерняя структура АФК «Система». Она управляет медийными активами столичного холдинга, в том числе операторами кабельного телевидения в 37 городах России (совокупная абонентская база — более 1,5 млн пользователей). Кроме того, СММ контролирует рекламное агентство «Максима», газету «Россiя», «Литературную газету», строящуюся киностудию в Санкт-Петербурге, 75% кинокомпании Thema Production (она зарегистрирована в Люксембурге), 50% «Космос-ТВ», 48% «МТУ-Интел», 74% фирмы «Цифровое телерадиовещание».