Создание и функционирование на территории РФ технопарков, позволяющих стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей, обсуждались на расширенном заседании правления и попечительского совета «РИО-Центра», которое прошло при поддержке Мининформсвязи РФ.

В заседании участвовали министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, старший вице-президент British Telecom Клайв Селли и исполнительный секретарь российско-британского «круглого стола» лорд Скидельски. Всего собралось примерно 80 человек.

Как известно, летом 2005 года был принят федеральный закон №116 «Об особых экономических зонах». Затем появилось профильное федеральное агентство при Мининформсвязи, прошел конкурс регионов за право построения на их территории технопарков федерального значения, были определены участники проектов и принято решение о строительстве семи технопарков в разных регионах страны.

При выборе места строительства учитывались его близость к вузам, способным «выращивать» достаточное количество молодых специалистов, наличие крупного аэропорта на расстоянии не более 60 км, участка земли с возможностью многократного расширения и магистральных линий электропередачи, наконец, присутствие в регионе достаточного числа операторов связи. В конкурсе победили семь регионов: Санкт-Петербург, Московская, Новосибирская, Нижегородская, Калужская и Тюменская области, Республика Татарстан. Соответствующая госпрограмма одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 года.

Леонид Рейман отметил, что было решено отказаться от узкой специализации технопарков на информационных технологиях. Теперь особые экономические зоны открыты для всех технологий, которые можно назвать инновационными, однако каждый из технопарков будет иметь свою специализацию:

  • технопарк в Московской области — создание ПО и оказание ИТ-услуг, разработка нефтехимических технологических процессов и новых материалов, выпуск лекарств;
  • петербургский — разработка передовых сетей связи, телевизионных систем и устройств силовой электроники;
  • новосибирский — информационные и биотехнологии, научное приборостроение;
  • нижегородский — ИКТ, био- и медицинские технологии, химические исследования и материаловедение;
  • татарстанский — ИТ, сверхкритические технологии, нефте- и биохимия;
  • калужский — биотехнологии и фармацевтика;
  • тюменский — разработка технологий проектирования месторождений, геологоразведка, нефте- и газодобыча.

Общая сумма инвестиций из федерального и региональных бюджетов на развитие семи технопарков составит 26,3 млрд руб. Государственные средства будут направлены на разработку концепции технопарков, подготовку архитектурных проектов и создание инженерной инфраструктуры. На региональные власти возложены обязанности строительства жилья и социальной инфраструктуры. Частные инвесторы будут возводить офисные здания и социально-бытовые объекты (магазины, рестораны, спортивные центры).

В конце 2006 года намечено приступить к строительству подмосковного технопарка в Дмитровском районе, которое завершится только к 2013 году. Объем инвестиций в этот проект превысит 600 млн долл. Технопарк рассчитан на размещение 60 компаний-резидентов (со средней численностью персонала 40 человек); общее число рабочих мест — 10 тыс. Ожидается, что в 2013 году его выручка составит 392 млн долл.

По прогнозам, к 2008 году в технопарках будет создано 19 тыс. рабочих мест, а к 2011-му их число возрастет до 75 тыс. За тот же период стоимость выпущенной компаниями-резидентами продукции и оказанных ими услуг в сфере высоких технологий возрастет с 20 до 117,5 млрд руб.

Инструменты государственной поддержки технопарков

Министр подчеркнул, что, несмотря на важность формирования современной инфраструктуры информационного сектора экономики, некоторые вопросы требуют дополнительной проработки. Пока не определены правовой статус технопарка и основы деятельности управляющей компании. Не ясен вопрос разграничения полномочий и прав сторон в процессе создания и эксплуатации технопарка. Не понятно, как будет использоваться интеллектуальная и иная собственность научных и учебных организаций. Не сформированы механизмы государственной поддержки дальнейшего развития технопарков.

Бесспорно, при переходе к экономике знаний создание в России свободных экономических зон для реализации инновационных проектов имеет колоссальное государственное значение. Тем не менее строительство технопарков дает ответы не на все вопросы. Например, как за пять лет найти 75 тыс. высококвалифицированных специалистов? Как согласуются между собой небольшие зарплаты резидентов и дороговизна жилья? Не приведет ли привлечение западных инвестиций к тому, что российские технопарки будут вынуждены взять на себя серьезные обязательства перед инвесторами? И не превратятся ли в таком случае «наукограды» в мировые инкубаторы дешевых интеллектуальных ресурсов?