История развития сотовой связи в России еще долго будет расцениваться как хрестоматийная «история успеха» телекоммуникационного рынка и пример построения огромного прибыльного бизнеса «с нуля».

ничто не вечно под Луною, в том числе успех отечественного сотового бизнеса, и с высоких трибун начинают звучать «крамольные» речи. Говорится о том, что лучшие времена этого бизнеса — уже позади. Мол, GSM-операторам нужно готовиться к тому, что их вкусный пирог начнут обгрызать провайдеры, сделавшие ставку на другие технологии (например, широкополосного беспроводного доступа).

Странно то, что об этом говорят не только рыночные аналитики, склонные «ударяться в футуризм» и отрицать будущее любой традиционной технологии, но и руководители Мининформсвязи РФ. Ведь подотчетная им отрасль обязана выдающейся динамикой роста за последние десять лет, в первую очередь, именно сотовым компаниям.

 

Закат рынка GSM

Вступительный доклад заместителя министра информационных технологий и связи Дмитрия Милованцева на III ежегодной конференции «Беспроводная связь в России», организованной газетой «Ведомости», без преувеличения можно назвать концептуальным и провидческим. Довольно редко бывает, что чиновник столь высокого ранга не просто отчитывается о достижениях индустрии на языке сухих цифр и фактов, но и аргументировано рассуждает о современных рыночных тенденциях и причинах их возникновения.

Сергей Щебетов уверен, что сейчас сотовые активы выгоднее продавать, чем покупать, однако продавать России нечего

По словам Милованцева, уровень проникновения услуг сотовой связи в России «по формальным абонентам» (то есть по числу проданных SIM-карт), фактически, достиг 100%. Получается, у операторов GSM остался единственный путь экстенсивного развития: им необходимо наращивать экспансию в страны СНГ, где соответствующие показатели — значительно ниже. Еще одна особенность нынешнего рынка — иждивенческие настроения рядовых пользователей. Соответственно, изменить тенденцию некомпенсированного падения ARPU путем повышения тарифов будет крайне трудно.

Многие российские операторы пока сохраняют иллюзии по поводу того, что предоставление дополнительных услуг (VAS) может стать действенным способом повышения доходности сотового бизнеса. Однако практика показывает, что в нашей стране среднемесячная выручка от всех видов VAS не превышает 1,1–1,2 долл., причем интерес абонентов к таким услугам начинает падать. Даже в сетях CDMA основным источником доходов остается передача голоса.

Согласно данным Мининформсвязи, в первом полугодии 2006 года голосовые услуги обеспечили 84% всех доходов отечественных мобильных операторов. Передача SMS дала 8% доходов, контент-услуги — 4%, обеспечение мобильного доступа к Internet — 3%, а базовые сервисы VAS (переадресация, голосовая почта и т.д.) — только 1%. В общеотраслевом масштабе сотовая связь утратила роль основного драйвера рыночного роста, и теперь ее играют услуги широкополосного доступа, причем вне зависимости от среды передачи. В первой половине 2006 года Мининформсвязи зафиксировало в разных секторах телекоммуникационного рынка такие темпы увеличения совокупной выручки: беспроводные широкополосные сети — 61%, проводной широкополосный доступ — 42%, мобильная связь — 34%, фиксированная телефония — 16%. Прошлогодний оборот рынка услуг ШБД составил 50 млн долл., а в текущем году, как ожидается, он должен достигнуть примерно 80 млн долл.

«По мере высвобождения частотного спектра операторы ШБД будут постепенно захватывать те сегменты рынка, в которых безраздельно доминировали компании сотовой связи», — констатировал Дмитрий Милованцев. Стоит на минуту отвлечься от его доклада и добавить, что последние решения Мининформсвязи как нельзя лучше помогают сбыться этим прогнозам. Если в отношении лицензий 3G уже который год тянется вялотекущая дискуссия об отсутствии свободных частот, о сокращении отставания регионов от Москвы и т.п., то операторы ШБД, что называется, попали в нужную струю. Как известно, Россвязь уже принимает от них заявки на предоставление частот в диапазоне 2,5–2,7 МГц, предназначенных для развертывания сетей WiMAX. Кстати, деньги на исследования по программе конверсии частот в госбюджете тоже нашлись.

«Разнообразные технологии широкополосной беспроводной связи превращаются в конкурентов сотовой связи, — подчеркнул Милованцев. — И все они, в конечном счете, смыкаются в той точке своего развития, которая называется Software Defined Radio». Словом, какую бы технологию ШБД ни стало поддерживать государство, через некоторое время это уже не будет иметь значения. Все беспроводные сети 4G окажутся совместимыми друг с другом и станут обеспечивать «бесшовный» роуминг пользователям, располагающим устройствами SDR.

Сотовым операторам вообще не нашлось места в картине будущего мироустройства телекоммуникационного рынка. Возможно, им следует подумать не только о том, как заполучить частоты под сети WiMAX, но и о своих поступках, которые изрядно раздосадовали руководство Мининформсвязи.

В конце выступления замминистра заявил, что «традиционным сотовым операторам нужно изменять ментальность». В этих словах содержится недвусмысленный намек на то, что их победоносное восхождение на рыночный Олимп может смениться падением с вершины. Если такие компании не озаботятся развитием конвергентных услуг, то им грозят постепенное уменьшение доли рынка и нивелирование технических преимуществ GSM-сетей.

 

Идем на Восток

Представителей крупного сотового бизнеса не очень расстроили мрачные предсказания Дмитрия Милованцева. Они решают более насущные задачи — расширяют бизнес на страны СНГ и дальнего зарубежья, а также пытаются противостоять региональным операторам сотовой связи, которые объединились в одноименную ассоциацию.

Генеральный директор холдинга «Система Телеком» Сергей Щебетов поведал о состоянии дел на международном рынке слияний и поглощений в области телекоммуникаций. Отечественные компании пытаются на нем играть, но до сих пор — не очень успешно. Из заметных достижений можно упомянуть только получение «Альфа Телекомом» контроля над турецким GSM-оператором Turkcell. По этому поводу сейчас продолжается судебный процесс между «Альфа Телекомом» и шведско-финским конгломератом TeliaSonera, представители которого заверяют, что российская компания добилась победы нечестным путем.

Оператор МТС, входящий в «Систему Телеком», участвовал в торгах при продаже акций турецкой сотовой компании Telsim и индийской Bharti Tele-Ventures. Однако в обоих случаях его обошел британский сотовый гигант Vodafone, предложивший большие суммы. «Наличие в развивающихся странах значительного объема свободного капитала и малого количества продаваемых GSM-активов привело к тому, что рынок приобретений сильно перегрелся, — считает Щебетов. — Вскоре должна произойти его корректировка».

По словам главы «Системы Телеком», в мире увеличился процент покупок компаний за «живые» деньги. На международном рынке сотовой связи средний мультипликатор сделок (отношение оценочной стоимости продаваемой компании при заключении сделки к величине ее EBITDA) вырос до 8,8, тогда как год назад он не превышал значения 6,5. Государства с развивающейся экономикой стремятся воспользоваться высочайшим спросом на сотовые активы и продают принадлежащие им пакеты акций на пике их стоимости. Однако даже в таких приватизационных проектах средний мультипликатор стоимости компаний составляет примерно 6,7. А когда Vodafone купил за 4,55 млрд долл. пакет акций турецкого оператора Telsim, мультипликатор сделки достиг 29, то есть поистине заоблачного значения.

Вывод Щебетова напрашивался сам собой: сейчас сотовый бизнес выгоднее продавать, чем покупать. «Однако было бы что России продавать», — посетовал он. Между тем в государственных закромах еще остались сотовые активы: ими владеют предприятия «Связьинвеста». В свете намеченной приватизации самого холдинга государство вряд ли согласится выставлять на открытые торги акции мобильных операторов, входящих в МРК, но, как говорится, чем черт не шутит! Если покупатель готов в несколько раз переплатить за эти акции, то почему бы не рискнуть?

В ожидании глобальной коррекции на телекоммуникационном рынке слияний и приобретений МТС сосредоточится на развитии «домашних» рынков. Помимо России к ним относятся Украина, Беларусь и Узбекистан. Как заявил президент МТС Леонид Меламед, компания выбирает для экспансии те рынки, на которых она умеет работать. Они характеризуются уровнем проникновения услуг сотовой связи 30–90%, то есть находятся в фазе интенсивного роста, которая в нашей стране недавно закончилась. Меламед надеется, что пик падения ARPU в России уже пройден. Скажем, у МТС его значение во II квартале 2006 года составило 8,8 долл., а к 2015 году должно подрасти до 12,9 долл.

Будущая динамика ключевого показателя доходности бизнеса зависит не только от тарифной политики операторов и запуска новых сервисов, но и от возможных изменений отраслевого законодательства и экономической ситуации в стране. Наряду с наиболее высоким среди стран СНГ уровнем проникновения сотовой связи Россия отличается самой низкой средней выручкой в пересчете на абонента. На Украине уровень проникновения услуг сотовой связи перевалил за 70%. Среднее значение ARPU сотовых компаний в других странах СНГ и Прибалтики колеблется от 12 до 20 долл. В зарубежной Европе, где 100-процентное насыщение рынка давно стало реальностью, нормальными значениями ARPU являются 20–30 долл.

Не будите демона

Большая часть конференции по беспроводной связи в России была посвящена деятельности сотовых операторов в условиях 100-процентного проникновения услуг и ситуации, сложившейся после введения принципа CPP. Представителя Мининформсвязи, говорившего о перспективности развертывания сетей ШБД, участники конференции не поддержали.

Президент Ассоциации региональных операторов мобильной связи Юрий Домбровский и его коллега по этой организации Геннадий Фридман (глава компании «Сибирская сотовая связь») рассказали о том, как изменилась с 1 июля структура бюджетов малоимущих групп абонентов (иными словами — типичных российских семей), затрачиваемых на связь. Раньше звонок с фиксированного на мобильный телефон обходился владельцу последнего примерно в 5 руб. за минуту, а сейчас фиксированный абонент платит за исходящий вызов на мобильный телефон 1,5 руб. (как определено ФСТ). Экономия внутри группы — налицо, в результате чего в 2,5 раза вырос трафик, следующий из фиксированных в мобильные сети. Несколько подрос и объем входящего трафика, поступающего на фиксированные телефоны, зато заметно уменьшилась доля межсетевых звонков с мобильного на мобильный телефон. Причина, по мнению Домбровского, находится на поверхности: она состоит в одностороннем увеличении «большой тройкой» тарифов на терминацию внешних вызовов (интерконнект).

Президент Ассоциации региональных операторов снова обратился к представителям G3, которые не хотят прийти к компромиссу по вопросу организации межсетевого взаимодействия. На «ВымпелКом», с которым региональная ассоциация уже достигла (1 сентября) промежуточной договоренности, претензии Домбровского и Фридмана не распространяются.

Свое возмущение позицией МТС и «МегаФона» Домбровский обосновывает не только желанием обеспечить справедливые условия конкуренции на рынке сотовой связи, но и социальной безответственностью крупных сотовых компаний. Повышение тарифов на интерконнект может больно ударить по кошелькам малоимущих региональных абонентов, и им станет сложнее звонить родственникам, пользующимся услугами операторов «большой тройки».

Домбровский выразил сожаление по поводу того, что споры между рыночными игроками вызвали к жизни «демона регулирования». По его словам, он притаился в недрах Мининформсвязи, и до недавних пор не проявлял внимания к сотовому рынку. А теперь лишь мудрая позиция руководителей МТС и «МегаФона» позволит не загнать в рамки административных ограничений отрасль, свободно развивавшуюся на протяжении десятилетия.

 

До и после введения CPP

Как видно, структура трафика в российских сетях связи с июня по август претерпела заметные изменения. В 2,5 раза вырос трафик, следующий из фиксированных в мобильные сети, и на 3% сократилась доля межсетевого трафика, поступающего с мобильного на мобильный телефоны.

Источник: Ассоциация региональных операторов