Основная борьба за активы, которую ведут крупнейшие сотовые операторы, перемещается в страны СНГ.

Российский рынок сотовой связи, казалось бы, уже насыщен. И в Москве, и за ее пределами абонентская база продолжает расти приличными темпами. Только в мае она увеличилась на 2,6 млн человек, что является своеобразным рекордом года. Однако если сравнить эти показатели с прошлогодними, станет понятно, что рост замедлился на 44%. По данным iKS-consulting, в конце июня 2006 года в России было 140,3 млн абонентов, а уровень проникновения сотовой связи составлял 97%.

Смотря как считать

Доли абонентской базы по компаниям распределились следующим образом: МТС — 34%, «ВымпелКом» — 33%, «МегаФон» — 19%, а на всех прочих российских операторов сотовой связи приходятся 14%.

Абонентская база МТС и «Билайна» ежемесячно увеличивается примерно на 800 тыс. человек, «МегаФона» — на 600 тыс., крупных региональных операторов — на 200 тыс. В первом полугодии доли «большой тройки» в приросте совокупной абонентской базы были такими: МТС и «ВымпелКом» — по 27%, «МегаФон» — 23%. Правда, согласно данным, недавно обнародованным компанией «Евросеть», цифра 140,3 млн свидетельствует лишь о количестве проданных SIM-карт. Число реальных (активных) абонентов в нашей стране — всего 65 млн, а значит, уровень проникновения услуг сотовой связи составляет примерно 45%.

По мнению специалистов сотового дилера, к концу текущего года число проданных SIM-карт достигнет 157 млн, а реальных абонентов — 69,3 млн. Согласно тому же исследованию, больше всего мобильных абонентов проживают в Центральном федеральном округе — на него приходятся 44,39 млн проданных SIM-карт. В Северо-Западном федеральном округе продано 14,74 млн SIM-карт, в Южном Федеральном округе — 24,26 млн, а в Приволжском федеральном округе — порядка 21 млн.

Инвестиции впрок

Интересы российских сотовых операторов давно перешагнули границы страны. Ожесточенная борьба за основные активы (частоты и абонентскую базу) независимых операторов теперь идет в странах СНГ. Понятно, что рынки стран ближнего зарубежья неравноценны. Только некоторые из них достигли стадии массового потребления услуг сотовой связи, остальные же находятся на начальном этапе развития.

Проникновение услуг мобильной связи

Как следует из отчета iKS-consulting, число абонентов сотовой связи в СНГ (включая Россию) с начала 2006 года выросло на 21% и достигло 197,6 млн. Наименьший процент проникновения мобильных технологий зафиксирован в Туркменистане (2%), Узбекистане (7%) и Таджикистане (8%). В Армении этот показатель составляет 23%, в Молдове — 28%, в Азербайджане — 35%. Лидером рейтинга развитости рынка (после России) является Украина — 35,9 млн абонентов (76% по уровню проникновения). Стремительными темпами «мобилизуются» Белоруссия (51%), Грузия (48%) и Казахстан (44%), а значит, рынки этих государств наиболее привлекательны для внешних инвестиций.

За пять лет присутствия в странах СНГ российские операторы затратили на приобретение местных компаний 1,38 млрд долл. Две крупнейшие сотовые фирмы, МТС и «ВымпелКом», вложили в этот бизнес примерно поровну — около 700 млн долл. Однако степень влияния операторов «большой тройки» на сотовый рынок ближнего зарубежья является очень разной. На долю МТС приходятся 32% абонентской базы в странах СНГ (без учета России), на долю «Билайна» — 7%, а «МегаФона» — всего 0,2%.

Лидирующие позиции «Мобильных ТелеСистем» объясняются тем, что эта компания владеет контрольным пакетом акций оператора «Украинская мобильная связь» (торговая марка UMC), который в прошлом году стал одной из самых прибыльных украинских сотовых фирм. Деятельность «ВымпелКома» за рубежом значительно активизировалась только во второй половине прошлого года, поэтому его доля в абонентской базе СНГ пока не очень велика. Оценивая структуру российских сотовых активов в СНГ, аналитики iKS-Consulting предсказывают существенный прирост абонентской базы «ВымпелКома» уже в ближайшее время.