Россия удачно расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона — основными двигателями мировой экономики. На евроазиатском направлении издавна формируются важнейшие транспортные потоки. Однако большая часть международного телекоммуникационного трафика пока направляется в обход нашей территории.

В 1852 году между Санкт-Петербургом и Москвой начала действовать подземная кабельная телеграфная линия, которую можно по праву считать первой отечественной телекоммуникационной магистралью. К последней четверти XIX века Москва установила телеграфную связь с крупными городами страны и рядом европейских столиц. А к концу века линии электрического телеграфа охватили практически всю территорию империи и стали использоваться для передачи транзитных сообщений из Европы в некоторые государства азиатского континента, в частности Японию.

После Октябрьского переворота 1917 года наша страна, утратила влияние на международном рынке телекоммуникационного транзита. Но во избежание тотальной изоляции советский режим обеспечил на границах зоны «железного занавеса» стыковку своих сетей связи с сетями зарубежных операторов.

Глобальная конкуренция

В последние десятилетия за бурным развитием деловых связей между Европой и Азией неизбежно последовало увеличение спроса на транзитные телекоммуникационные услуги. Агентство Pyramid Research оценивает ежегодный объем рынка транзита трафика между двумя континентами примерно в 500 млн долл., из которых 300 млн долл. приходятся на передачу данных по IP-сетям. Ожидается, что наблюдаемый ныне ежегодный рост евроазиатского трафика на 20-30 процентов не снизится в ближайшем будущем, а к 2010 году его объемы утроятся.

Вместе с тем эксперты признают, что Россия слабо использует свое географическое положение. Большая часть информационного потока из Европы направляется в Азию по подводным кабелям через Средиземное и Красное моря, а затем — через акваторию Индийского океана. Второй, еще более длинный, маршрут перекачки евроазиатского трафика — по трансатлантическим соединениям через территорию США и, далее, по дну Тихого океана.

Между Европой и США через Атлантический океан, а также между Японией, США и Канадой через Тихий океан пролегла мощная магистраль ТАТ (TransAtlantic Telephone cable), построенная международным консорциумом во главе с AT&T, France Telecom и British Telecom. С ТАТ соперничают подводная магистраль FLAG (Fiber Optic Link Around the Globe — волоконно-оптическая линия связи вокруг земного шара) и линия связи SEA-ME-WE (South-East Asia — Middle East — Western Europe, то есть Юго-Восточная Азия — Ближний Восток — Западная Европа). Пропускная способность этих информационных коридоров исчисляется единицами и десятками терабит в cекунду.

Кроме того, международные телекоммуникационные линии идут в обход территории России по суше, вблизи наших южных рубежей. В 1993 году телекоммуникационные компании девяти стран приступили к строительству Транс?азиатско-Европейской волоконно-оптической линии связи (ТАЕ ВОЛС) общей длиной 22,7 тыс. км. ТАЕ ВОЛС соединила 20 стран, от Германии (Франкфурт-на-Майне) до Китая (Шанхай), и проходит через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, Румынию, Украину, Польшу, Венгрию и Австрию.

В октябре 1998 года TАЕ была введена в эксплуатацию. Она проложена параллельно крупнейшим российским телекоммуникационным сетям и непосредственно конкурирует с ними на рынке евроазиатского транзита. Наша страна отказалась от участия в этом проекте, во-первых, потому, что ТАЕ не проходит через ее территорию, а во-вторых, из-за наличия собственных планов выхода на транзитный рынок.

Наследие предков

К началу 90-х годов прошлого века транспортная сеть связи бывшего СССР была на 100% аналоговой и серьезно отставала от технического уровня мировых телекоммуникаций. Для того чтобы сократить это отставание, 26 июня 1990 года было создано АО «Совтелеком», взявшее на себя функции развития и эксплуатации сети междугородной и международной связи на территории СССР. После распада Союза «Совтелеком» преобразовали в международное акционерное общество «Интертелеком», на основе которого в сентябре 1993 года было создано ОАО «Ростелеком». В нелегкие для России времена наследник советских магистральных сетей принялся активно развивать дряхлеющую инфраструктуру.

В 1993 году (всего за один год) «Ростелеком» построил и ввел в эксплуатацию Западный комплекс международной связи, что ознаменовало первый этап интеграции нашей страны в международное телекоммуникационное пространство. В рамках проекта проложены морская волоконно-оптическая линия Дания — Россия №1 (Копенгаген — Кингисепп) и цифровая радиорелейная линия Москва — Кингисепп — Санкт-Петербург. В 1994-1996 годах компания занималась строительством Южного комплекса международной связи, в состав которого вошли морская оптоволоконная линия ИТУР (Палермо — Стамбул — Одесса) и волоконно-оптическая линия Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск. В 1995 году завершилось создание Восточного комплекса связи: построены волоконно-оптические линии Находка (Россия) — Наоэцу (Япония) — Пусан (Южная Корея) и Находка — Хабаровск.

В те же годы строится Центральный комплекс связи, объединяются в общую телекоммуникационную среду международная и междугородная цифровые сети связи страны, завершается строительство самой протяженной в мире цифровой радиорелейной линии Москва — Хабаровск. В 1996 году построены волоконно-оптические системы с выходом на Финляндию. А В 1997-1999 годах поэтапно вводятся в эксплуатацию оптоволоконные линии Россия — Украина и Россия — Белоруссия. Наконец, в 1999 году заканчивается строительство Трансроссийской ВОЛП Москва — Хабаровск, цифрового телекоммуникационного «хребта» страны. Таким образом «Ростелеком» создал реальные возможности для выхода России на рынок международного телекоммуникационного транзита.

Перспективное уплотнение

«Ростелеком» одним из первых среди российских операторов начал внедрять на магистральных направлениях технологию DWDM. Ряд участков ВОЛС в Южном, Центральном и Центрально-Черноземном регионах были модернизированы для увеличения пропускной способности магистральной линии на основе спектрального уплотнения и организации резервирования сети по географически разнесенным маршрутам (кольцам) уровня STM-64. К настоящему времени по той же схеме модернизированы ВОЛС в Северо-Западном, Приволжском, и Уральском регионах. Активно реализуются проекты в Сибирском и Дальневосточном регионах.

Месяц назад «Ростелеком» ввел в коммерческую эксплуатацию новый волоконно-оптический переход Белогорск — Благовещенск (РФ) — Хэйхэ (КНР). Высокоскоростной наземный канал тоже базируется на технологии DWDM, а его пропускная способность составляет 2,5 Гбит/с с планируемым увеличением до 400 Гбит/с. Эта ВОЛС обеспечивает стыковку сетей «Ростелекома» и China Telecom, а также предоставляет возможность широкополосного пропуска трафика из стран Азии в Европу. Она стала вторым широкополосным каналом связи «Ростелекома» на границе России и Китая (после действующей линии Хабаровск — Фуюань уровня STM-16). Наличие двух географически разнесенных маршрутов на китайской границе увеличивает пропускную способность в этом направлении и существенно повышает надежность передачи информации.

Однако на ряде участков техническое оснащение и пропускная способность сети «Ростелекома» оставляют желать лучшего. Построенные в 90-е годы подводные ВОЛС Дания — Россия №1, Россия — Япония — Корея, Италия — Турция — Украина — Россия имеют пропускную способность по 560 Мбит/с, а перспективы их модернизации и расширения емкости довольно туманны.

Телекоммуникационный локомотив

Вторым действительным членом клуба транзитных операторов России по праву является компания «Транс?ТелеКом» (ТТК). Она была основана в 1997 году как строительная фирма и брала подряды на создание телекоммуникационной инфраструктуры для российских железных дорог. Затем ТТК превратилась в провайдера услуг связи оптической сети для РЖД. В последнее время этот некогда ведомственный оператор пытается занять достойное место на рынке евроазиатского транзита.

ТТК является вдохновителем и участником строительства трансконтинентального волоконно-оптического соединения ERMC (Европа — Россия — Монголия — Китай). Данный проект реализован совместно с монгольским предприятием «Улан-Баторская железная дорога» и китайской национальной телекоммуникационной компанией China United Telecommunications (China Unicom). Партнеры проложили самый короткий оптоволоконный маршрут, соединяющий европейскую и азиатскую части континента. Он проходит через Лондон, Стокгольм, Москву, Улан-Батор, Пекин и Гонконг, причем его протяженность составляет всего 11,5 тыс. км.

Кольцевое резервирование и наземное расположение линий связи позволили членам альянса ERMC добиться существенного преимущества по показателю надежности нового маршрута. Сотрудничество с крупнейшими телекоммуникационными компаниями, работающими на рынке Юго-Восточной Азии, расширяет для ERMC охват клиентской аудитории: в нее входят Филиппины, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и другие страны. Презентация этого амбициозного проекта состоялась (сначала в монгольской столице, а затем в Пекине и Москве) сразу после ввода маршрута в эксплуатацию, в апреле 2004 года.

ТТК оказывает международным операторам услуги, традиционные для рынка транзита трафика, прежде всего — предоставление в аренду каналов связи. На их основе клиенты ТТК могут развивать собственные дополнительные сервисы, такие как IP-транзит до основных точек обмена Internet-трафиком. Первыми транснациональными клиентами ТТК стали финская корпорация Nokia и британский оператор Cable&Wireless.

Базовой технологией построения первичной сети ТТК была SDH (Synchronous Digital Hierarchy). В прошлом году ТТК начала поэтапно модернизировать свою сеть путем внедрения систем передачи DWDM. Общая протяженность обновленной сети сейчас равняется 22,4 тыс. км. С точки зрения пропускной способности это — самая крупная и мощная сеть в России, утверждают в ТТК. В конце мая 2006 года компания увеличила пропускную способность с 40 до 50 Гбит/с и выделила 10 Гбит/с специально для пропуска IP-трафика. По оценкам технических специалистов ТТК, в магистральной сети создан трехлетний запас емкости. В дальнейшем оператор планирует постепенно увеличивать ее пропускную способность по мере роста загрузки. Установленное оборудование позволяет ТТК масштабировать емкость сети до 400 Гбит/с.

Конкурентные преимущества

Детально оценить современное положение российских компаний на рынке международного телекоммуникационного транзита — практически нереально, поскольку они не раскрывают результатов своей деятельности в этой области. Как сообщил вице-президент «ТрансТелеКома» Федор Крупянский, для российских операторов выход на рынок транзита «забрезжил» относительно недавно (с внедрением DWDM), а потому правильнее говорить о потенциальных возможностях, которые лишь предстоит реализовать.

Действительно, зарубежные консорциумы, построившие свои сети через Атлантику, США и Тихий океан, располагают инфраструктурой, которая на порядки превышает ресурсы российских операторов по производительности. В связи с этим отечественным компаниям требуется четко определить собственные конкурентные преимущества и предоставить глобальному рынку конкурентоспособные предложения.

Преимущества российских магистральных сетей очевидны. Они обусловлены, прежде всего, минимальной протяженностью пути из Европы в Азию, а соответственно, самой меньшей из возможных задержек передаваемых по оптоволокну сигналов. Как рассчитали специалисты по оптической связи, каждая тысяча километров кабеля увеличивает задержку пакета на 10 мс. А высокие показатели временной задержки не отвечают требованиям онлайновых телекоммуникационных приложений — видеоконференц-связи, телефонии, телевещания. Например, при передаче голоса по технологии VoIP допустимая задержка пакетов — не более 160 мс.

Еще одним необходимым условием для полноценной деятельности на рынке международного транзита трафика является полное резервирование действующих телекоммуникационных магистралей. «Ростелеком» все еще поэтапно решает эту задачу, а ТТК уже с ней справился.

Сошли с дистанции

Два-три года назад о намерении построить собственные оптические тракты Европа — Азия через российскую территорию сообщали компании FTA Enterprises, «Поларнет Проект» и «Евразия Телеком». Руководство последней еще в 2004 году пересмотрело свои планы, сосредоточившись на развитии широкополосной сети в российских регионах.

РАО «ЕЭС России» долгое время вынашивало идею строительства национальной магистральной сети с использованием опор энергетических линий (технология подвешивания кабеля). Российские энергетики заключили соответствующий контракт с кипрским оффшором FTA, по которому последний получил эксклюзивное право на использование ЛЭП для прокладки телекоммуникационных линий связи. Однако в последние год-два не только о развитии этого проекта, но даже о его существовании практически не упоминается.

Смешанные чувства вызывает проект строительства трансконтинентального соединения Европа — Азия по дну Северного Ледовитого океана вдоль российских границ. Четыре года назад о намерении проложить подводный кабель по этому маршруту во всеуслышанье заявила начинающая фирма «Поларнет Проект». С тех пор в прессе не часто, но регулярно появлялись упоминания об идущих в арктических широтах многомиллионных изысканиях. Затем в одном из газетных интервью Руслан Саушкин, президент «Поларнет Проекта», сообщил: полярная экспедиция (ледокол «Советский Союз», исследовательское судно «Кола СА-15» при участии ЛенморНИИПроекта, Мурманского морского пароходства и британского оператора Cable&Wireless) сделали-таки вывод, что проложить кабель по намеченной трассе физически возможно.

На проектно-изыскательские работы «Поларнет Проект», якобы, затратил 55 млн долл., в том числе на арктическую экспедицию — 30 млн. Сообщалось, что проведены несколько международных тендеров на строительство полярной волоконно-оптической системы, в которых приняли участие крупнейшие транснациональные консорциумы — Tyco, Alcatel, NEC, Fujitsu и др. А победителем стала американская компания Tyco Telecommunication, с которой 13 января 2005 года «Поларнет Проект» подписал контракт на поставку оптического оборудования. В одной из газетных публикаций общие затраты на проект оценивались в 1,2 млрд долл.

Все эти данные воспринимаются, мягко говоря, как не очень достоверные. К сожалению, нашей редакции не удалось связаться с руководством «Поларнет Проекта», чтобы проверить информацию. Между тем г-н Саушкин обещал завершить строительство всей кабельной системы уже в 2006 году, так что поживем — увидим.


Соперники-партнеры

Ряд зарубежных операторов используют собственную сетевую инфраструктуру на территории России для транзита телекоммуникационного трафика из нашей страны в Европу и США. К примеру, финская компания Sonera (ныне TeliaSonera) в 2001 году запустила в коммерческую эксплуатацию первый сегмент транзитной сети на участке от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией. Через год был достроен второй отрезок российского сегмента международной сети Sonera, основанной на технологии спектрального уплотнения (DWDM).

Проложенный Sonera оптический кабель содержит 192 волокна, на каждом из которых можно задействовать до 90 спектральных каналов с полосой пропускания по 10 Гбит/с. В глобальном масштабе TeliaSonera обладает международной DWDM-сетью Viking Network протяженностью 40 тыс. км, охватывающей уже более 20 стран — от России на востоке до США на западе.

Еще одна, дополнительная линия международной сети TeliaSonera на территории нашей страны организована совместно с «Ростелекомом» в рамках строительства оптоволоконной Балтийской кабельной системы (БКС). Она должна соединить Швецию, Финляндию, Россию (включая Калининградскую область), Эстонию, Латвию, Литву и Польшу, обеспечив скоростной обмен трафиком между Россией, Европой и США. БКС включает в себя два основных участка: Москва — Санкт-Петербург — Кингисепп (Россия) и Кингисепп — Логи — Котка (Финляндия). Согласно подписанному в декабре 2001 году соглашению между «Ростелеком» и Telia, мощности БКС на участке Москва — Санкт-Петербург — Кингисепп распределены между участниками проекта поровну. На участке Кингисепп — Логи — Котка «Ростелеком» получил одну шестую канальной емкости, а остальная часть досталась TeliaSonera.

Среди других зарубежных игроков, развивающих бизнес на основе наложенных сетей, можно упомянуть компанию WideXs. Она располагает собственной инфраструктурой MPLS с узлами доступа в Лондоне, Брюсселе, Амстердаме, Стокгольме, Санкт-Петербурге и Москве. Сеть WideXs стыкуется с сетями национальных и международных операторов связи по всему миру.