По данным J?son & Partners, показатели ARPU МТС и «Билайна» примерно равны и составляют около 7 долл.

У операторов сотовой связи, по сути, имеются два варианта увеличения каналов прибыли. Действенность первого, состоящего в развитии неголосовых услуг, все чаще подвергается сомнению. А второй состоит в активном взаимодействии с клиентской базой, в том числе стимулировании имеющихся абонентов и привлечении новых. Поскольку на дополнительные сервисы пока нет достаточного спроса, и значительную часть абонентской базы составляют низкодоходные пользователи, главным «оплотом» финансовой стабильности сотовых операторов в нашей стране являются корпоративные заказчики.

Чтобы получить полное представление об операторских услугах и обеспечиваемых ими возможностях оптимизации расходов предприятий на мобильную связь, мы обратились к операторам «большой тройки». Их опыт во многом является показательным и для других игроков отечественного рынка.

Тарифы для «любимых»

Оказалось, что получить статус корпоративного клиента у операторов МТС, «Билайн» и «МегаФон» несложно. Первый из них для подключения по корпоративному тарифному плану требует от компании или ПБОЮЛ подать заявление всего на два телефонных номера. Светлана Анурова, ведущий менеджер по коммуникациям службы по связям с общественностью «Билайна», отметила, что корпоративным клиентом ее фирмы может стать любое юридическое лицо или предприниматель, у которого в договоре на обслуживание фигурируют не менее трех номеров «Билайна». Для получения внутригрупповых скидок в сети «МегаФона» необходимо подключить минимум пять пользователей.

Федеральные операторы пользуются четкой градацией корпоративных клиентов. Количество «бонусов», скидок и специальных предложений напрямую зависит от числа и «качества» пользователей, подключенных в рамках одного клиентского договора.

Отметим, что предложения МТС характеризируются оптимальным структурированием тарифных планов для бизнес-аудитории. В самой этой категории МТС вводит градацию по признаку «маленькая» или «большая» компания. При работе с корпоративными клиентами по всем тарифным планам предусмотрена возможность применения кредитных схем оплаты, а в базовый портфель включены услуги мобильного Internet, голосовой почты, мобильного офиса, мобильного «помощника» и удаленной проверки состояния баланса.

Малым фирмам адресована линейка ТП «Команда», в которую входят предложения для федеральных и городских номеров. В первом случае при ежемесячной абонентской плате 22 долл. все входящие звонки — бесплатные, а исходящие на телефоны сотрудников организации или ее партнеров тарифицируются по 0,05 долл. за минуту (без учета налогов). При использовании городских номеров абонентская плата равна 33 долл., все входящие остаются бесплатными, а стоимость исходящих вызовов внутри группы (включая стационарные телефоны) составляет 0,07 долл. Предусмотрены дополнительные скидки в выходные дни и за долгосрочное подключение. Как сообщил пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин, программа «Годовой контракт» предусматривает 15-процентную скидку для деловых клиентов за пользование всеми услугами связи.

Крупным компаниям оператор предлагает специальную корпоративную программу, включающую в себя тарифы «Корпоративный универсал», «Корпоративная сеть», «Корпоративный мобайл» и «Корпоративный эксклюзив». Они действуют как для федеральных, так и для прямых номеров. Основное отличие этой линейки от предыдущей состоит в том, что постоянным клиентам предлагается скидка 20% за пользование голосовыми и дополнительными услугами. В корпоративной программе могут участвовать компании со штатом более 250 человек.

Тарифные планы корпоративного семейства включают в себя целый ряд дополнительных сервисов. Среди них — поддержка функционала мобильного офиса, конференц-связь, персональный ассистент, переадресация вызовов. Пользователям «Корпоративной сети» предлагаются бесплатные входящие и исходящие вызовы на любые номера сотрудников собственной организации. Звонки на мобильные или стационарные телефоны партнеров обходятся в 0,05 долл. за минуту разговора. Абонентская плата составляет, как и в ТП «Команда», 22 и 33 долл., в зависимости от типа выбранных телефонных номеров.

Небольшим предприятиям «Билайн» адресует предложения «Корпоративный Стандарт» и «Корпоративный Экстра» с прямыми и федеральными номерами. Расчет ежемесячных выплат клиента осуществляется в индивидуальном порядке, на основе количества активных пользователей.

У «Билайна» — значительно более запутанная схема вычисления итоговой стоимости услуг, чем у МТС. Но ее преимущество состоит в гибкости: компания любого масштаба может сформировать для себя оптимальное пакетное предложение, исходя из своих текущих потребностей.

В ассортименте корпоративных предложений МТС имеются и безлимитные тарифы. ТП «Корпоративный эксклюзив» (федеральный номер с ежемесячной платой 111 долл. и прямой номер — за 127 долл.) предполагает неограниченное число местных звонков и 15-процентную скидку на международные переговоры. В распоряжении клиентов «Билайна» — только тарифы с некоторым объемом предоплаченного трафика. Тариф «Корпоративный интенсив 300», действующий для федеральных номеров, предусматривает 300 мин исходящих вызовов за 30 долл. в месяц, а «Корпоративный интенсив 500» (для абонентов городских номеров) — 500 мин за 60 долл.

Пожалуй, самая запутанная структура тарифных предложений для корпоративных клиентов — у «МегаФона». Оператор ввел для привилегированных абонентов два пакета услуг, «Федеральный бизнес» и «Фирменный тариф». Первым предложением могут воспользоваться юридические лица или предприниматели, обладающие статусом корпоративных клиентов (то есть имеющие более 50 номеров, закрепленных за одним клиентским договором с общей суммой ежемесячного платежа не менее 1 тыс. долл.). Федеральный пакет обеспечивает бесплатные входящие звонки, минимальную стоимость местных вызовов и единые расценки на междугородные звонки по всей России (0,20 долл. за минуту). При подключении к «Фирменному тарифу» клиентам предлагается заполнить анкету, похожую на те, которые выдают клиентам перед покупкой автомобиля в кредит. Может быть, поэтому специалисты «МегаФона» окрестили такой процесс подключения «персональной настройкой предложения», или тарифным «тюнингом».

Помимо предложения стандартных ТП для корпоративных клиентов операторы сотовой связи готовы заключать персональные контракты, учитывающие индивидуальные особенности крупных компаний. Например, специальные условия действуют для удаленных групп пользователей, работающих на нефтяных вышках и месторождениях полезных ископаемых. Такие клиенты есть у каждого федерального оператора, но информация о них является закрытой.

Интеграция с оптимизацией

Оптимизировать расходы на связь и максимально адаптировать возможности коммуникаций к бизнес-процессам можно не только при помощи «административных» мер (заключения корпоративного договора с оператором и централизованного контроля над расходами), но и благодаря внедрению современных ИТ-решений. Многие специалисты говорят о преимуществах, которые обеспечивает абонентам конвергенция мобильных и фиксированных сетей связи (Fixed Mobile Convergence, FMC). Технологии, позволяющие в рамках одной корпоративной телекоммуникационной системы пользоваться «плюсами» интегрированных сервисов, обретают все большую популярность. Поставщики FMC-решений (Avaya, Siemens, Cisco, Nortel и др.) уверены, что их применение выгодно как операторам, так и конечным пользователям. Первые могут расширить каналы получения прибыли за счет предложения разнообразных мультимедийных услуг, а вторые — получить удобный, универсальный и гибкий инструментарий для решения коммуникационных задач.

Наиболее эффективной архитектурой для реализации модели FMC считается IP Multimedia Subsystem (IMS). Она описывает общие уровни приложений/сервисов и управления сеансами связи фиксированных и мобильных пользователей, обеспечивает реализацию услуг вне зависимости от используемых технологий абонентского доступа (проводных или беспроводных).

Практически каждый мировой производитель уже представил на суд заказчиков собственные оригинальные решения в области IMS. В портфеле Siemens, к примеру, имеются платформа IMS@vantage 4.0 и реализованные на ее базе приложения. Стоит особо отметить продукт FMC 2.0, позволяющий осуществлять бесшовную эстафетную передачу между сетями GSM и WLAN. Та же система поддерживает услуги VoIP, мобильный IP Centrex, видеотелефонию и конференц-связь, Instant Messaging, механизм Call & Share. Компания осуществила уже 35 внедрений таких продуктов.

Схожие по функционалу разработки есть у Nortel. Продукты Wireless Mobility Gateway 6000, Application Server 5200, Call Session Control Function 1000 предназначены для конвергенции сетей и услуг в рамках одной системы. Как рассказал Александр Цыцура, менеджер технической поддержки продаж департамента беспроводных Internet-решений Nortel в России и СНГ, сейчас активно реализуется проект создания универсального инструмента, позволяющего привилегированным абонентам выбирать сеть связи «по требованию» (Wi-Fi, CDMA, GSM и т.д.). При помощи такого решения владельцы мобильных устройств смогут оставаться на связи даже в труднодоступных зонах и значительно снижать расходы.

Важным направлением развития FMC-технологий является интеграция в единое целое функционала офисной телефонии и сетей сотовой связи. Стоит выделить перспективную новинку Avaya Mobile Client — программное обеспечение для мобильных телефонов с ОС Symbian. Это ПО добавляет в графический интерфейс пользователя опции, обеспечивающие доступ к услугам учрежденческой телефонной станции на базе Avaya Communication Manager (ACM). Как сообщила Наталья Колосова, руководитель группы по продвижению продуктов Avaya в России и СНГ, владельцы системы смогут переадресовывать вызовы между офисными и мобильными номерами, организовывать виртуальные конференции, управлять голосовой почтой, связываться с мобильными сотрудниками по коротким номерам и переводить междугородные/международные вызовы на более дешевые номера.

Применение функционала FMC не только повысит эффективность труда работников предприятия (сделав их максимально доступными для общения), но и позволит оптимизировать затраты на связь за счет перенаправления «дорогостоящих» звонков на оптимальную коммутационную платформу. В итоге контроль над корпоративными расходами на услуги связи окажется не единственным и даже не главным плюсом внедрения FMC-решений.

В нише FMC-решений, способных интегрировать мобильного клиента в корпоративную сеть, конкурентом Avaya является Cisco. Как сообщил Александр Фелижанко, технический консультант Cisco Systems в России и СНГ, программная разработка Mobile Connect позволяет сотрудникам предприятий пользоваться единым коротким номером, закрепленным как за мобильным терминалом, так и за настольным IP-телефоном. В числе других возможностей — переадресация входящих вызовов между офисными и мобильными номерами, голосовая почта, обмен сообщениями.

Для функционирования системы требуется наличие IP-УАТС Cisco Unified CallManager и сервера Cisco Unified MobilityManager. Поддержка Mobile Connect реализована в двухрежимных смартфонах Nokia (GSM/Wi-Fi) E60, E61 и E70, которые в сети Wi-Fi переходят под управление Cisco Unified CallManager. Это дает корпоративным клиентам эффективный способ оптимизации расходов благодаря выбору наименее затратного инструмента общения.

FMC в операторской среде

Ведущие операторы страны, сознавая преимущества технологических платформ класса FMC, предлагают такие услуги заказчикам. Светлана Анурова отметила, что «Билайн» предоставляет сервисы этого класса с 2001 года совместно с операторами фиксированной связи «Эквант» и «Голден Телеком». Пресс-служба «Билайна» решила не называть клиентов, пользующихся услугами FMC, но отметила, что данные сервисы пользуются большим спросом у компаний финансового сектора. У корпоративных подписчиков МТС конвергентные сервисы также популярны.

О постоянном росте спроса на услуги FMC свидетельствует тот факт, что операторы связи предпринимают модернизацию необходимой для их внедрения инфраструктуры. Наталья Колосова сообщила, что решение Avaya Mobile, русифицированное в конце апреля, вызвало интерес многих заказчиков (в том числе финансовых структур и ведущих операторов связи), и некоторые из них сейчас тестируют эту систему. А пресс-служба Cisco заявила, что МТС занимается конвергенцией сетей фиксированной и мобильной связи на базе технологий Cisco и ее партнера Personeta.

Данная система базируется на ключевых элементах среды обмена услугами Cisco Service Exchange Framework, на сервере приложений Personeta TappS NSC, шлюзах VoIP и контроллере медиа-шлюзов операторского класса PGW 2200. Новое решение FMC будет поддерживать создание голосовых VPN, обеспечивающих применение единого номера в подключенных к УАТС стационарных телефонах и в мобильных терминалах, а также интегрированной опции find-me («найди меня»).

Все услуги для привилегированных клиентов отвечают общепризнанным стандартам качества и безопасности. Каналы передачи информации защищены специальными инструментами, в том числе средствами организации VPN-каналов, антивирусами и алгоритмами шифрования трафика. При возникновении любых проблем они будут оперативно и безболезненно устранены. В общем, сотрудничество сотовых операторов и корпоративных клиентов в любом случае получается взаимовыгодным: первые получают солидную прибыль, а вторые — хорошую возможность оптимизации расходов на мобильную связь.


Притягательная «безлимитка»

Объективно сравнивать преимущества и недостатки корпоративных ТП разных операторов не представляется возможным в силу необходимости учета многочисленных параметров и приведения их к общему знаменателю. Тем не менее, весьма существенным фактором выбора оператора для крупных клиентов является наличие безлимитных предложений, позволяющих за фиксированную ежемесячную плату совершать неограниченное количество вызовов. Оказалось, что по-настоящему безлимитные тарифы деловым пользователям предлагает только МТС. «Билайн» обеспечивает возможность неограниченных вызовов только внутри закрытой группы пользователей.