На форуме «Линия», прошедшем под эгидой Мининформсвязи РФ, обсуждались вопросы взаимодействия государственных и коммерческих PR-структур.

По большому счету, PR и журналистика находятся по разные стороны баррикад — конечно, если речь идет о независимой прессе. Правда, их противостояние наблюдается только в плоскости деловых отношений: корпоративные «пиарщики» и журналисты специализированных изданий довольно хорошо знакомы и составляют одну большую тусовку. Однако в этом сообществе до сих пор не было единого организующего начала. Каждая компания тянет одеяло на себя, стараясь привлечь внимание СМИ и выделиться на фоне конкурентов. Про общую цель построения информационного общества в России говорят лишь с высоких трибун, но в будни пафос быстро испаряется, и снова воцаряется главенство корпоративных интересов.

Оргкомитет форума «Линия» возглавил замминистра информатизации и связи Дмитрий Милованцев

В прежние времена такой подход окрестили бы недальновидным и мелкобуржуазным. В период строительства рыночной экономики он заслужил бы безусловное одобрение. Но теперь частный капитал волей-неволей снова вовлекается в процесс государственного строительства и на хозяйственном, и на идеологическом уровнях. А значит, корпоративным службам PR пора менять мышление и приводить свою политику в соответствие с общегосударственными интересами.

Все это — не досужие домыслы. Хочется прямо и доходчиво объяснить, какую цель преследовал состоявшийся недавно в Москве международный форум «Линия», названный «Вопросы развития внешних и внутренних коммуникаций в сфере ИТ и связи». Он собрал весь цвет отраслевого пиар-сообщества — вице-президентов по связям с общественностью, начальников соответствующих департаментов крупнейших отечественных ИТ-компаний и операторов связи. Формально организатором мероприятия стало негосударственное некоммерческое образовательное учреждение УНЦ «Содействие», но фактически первая скрипка принадлежала Министерству информационных технологий и связи РФ.

Возглавивший оргкомитет форума замминистра Дмитрий Милованцев и другие сотрудники этого ведомства определили задачи профессионального сообщества. Красной нитью всех выступлений стало слово «консолидация». По мнению представителей министерства, необходимо консолидировать усилия корпоративных PR-служб и отраслевого регулятора для решения приоритетных вопросов общегосударственного значения. Среди них — построение современной инфокоммуникационной инфраструктуры национального масштаба, обеспечение населения качественными доступными услугами связи, широкое внедрение информационных технологий в повседневную жизнь и формирование на международной арене нового имиджа России как технологически развитой державы.

Безусловно, выполнение каждой из таких задач — благо и для бизнеса, и для государства. Если Россия превратится в глазах мировой общественности в высокотехнологичную супердержаву, найдя собственный путь (отличный от индийского или китайского), то нашим разработчикам станет проще расширять рынки сбыта и конкурировать с зарубежными ИТ-производителями. А уж по качеству продукции мы заметно превосходим «азиатских драконов».

Однако на практике перед маркетинговыми отделами ИТ-компаний неизбежно встанет проблема ограниченности бюджета, и, скорее всего, он пойдет на раскрутку собственных торговых марок. С осознанием отдельными рыночными игроками важности общего дела методы решения ими текущих задач вряд ли изменятся, а потому на общегосударственных проблемах нужно концентрироваться преимущественно самим госструктурам. Не пора ли им достать запрятанные в «кубышках» золотовалютного запаса нефтедоллары и вложить их в перспективную отрасль?