Государственные чиновники расценивают как справедливую стоимость 75% акций «Связьинвеста», составляющую 5 млрд долл. Такие деньги в отрасли на дороге не валяются, конечно, если в телекоммуникационный бизнес не решает поиграть по крупному один из грандов сырьевой сферы. Но про «темных лошадок» нам ничего не известно. Поэтому «ликвидность» данного предложения напрямую зависит от желания трех известных претендентов потратить свои деньги на превращение в собственника самой мощной бизнес-структуры в сфере фиксированной связи.

Если встает вопрос о том, делать что-то или нет, то самое важное — понять, зачем это нужно сделать. В нашем случае госчиновники тешат себя надеждой выручить от продажи «просроченного товара» вожделенные миллиарды. А может быть, уже и не тешат, поскольку необходимость в передаче «Связьинвеста» в частные руки пропала у самого государства. Еще бы: казна и так пополняется деньгами, безо всяких аукционов.

Таковы наши догадки, но если придерживаться официальной версии («Связьинвест» продавать-таки будут), то шансы продавца получить какие-то серьезные дивиденды должны таять с каждым месяцем. И «Голден Телеком», и «Комстар — Объединенные ТелеСистемы», и «ПетерСтар» наперегонки скупают всех более-менее успешных альтернативных операторов, действующих в индустриально-развитых регионах. А туда, где нет бизнеса и индустрии, они не стремятся. Так что для коммерческих операторов территориальная вездесущность предприятий «Связьинвеста» лишена привлекательности.

Чтобы дотянуться до высокоприбыльных корпоративных клиентов или элиты частного сектора, выходящим в регионы операторам не нужно обладать собственной разветвленной инфраструктурой доступа. А именно она считается главным материальным активом МРК «Связьинвеста». Лучше всего вообще не связываться с дорогостоящими и тяжелыми в обслуживании кабельными сетями, а сразу развертывать городские системы широкополосного радиодоступа. Но если из карамельки убрать начинку, что в ней останется? Разве кого-то из трех лидеров телекоммуникационного рынка России интересует многомиллионная абонентская база МРК, на 80% состоящая из малообеспеченного населения?

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru