Благодаря стараниям разработчиков современные телефоны обладают функционалом, присущим нескольким категориям портативной электроники. Встроенный диктофон имеется почти в каждом терминале, многие оснащены фото- и видеокамерами. Широкие возможности для меломанов открывают Nokia N71 (поддерживает подключение к музыкальному сервису Nokia и прослушивание FM-радиопередач) и линейка Sony Ericsson Walkman (входящие в нее модели мало чем отличаются от портативных МР3-плейеров). АВ Motorola намеревается приступить к выпуску трубок, ориентированных на любителей музыки. Обладатель такого устройства сможет «играть» на нем, как на гитаре, банджо или скрипке, — для этого будут введены специальные режимы.

В портфелях некоторых производителей есть «телефоны-телевизоры», способные принимать DVB-H-сигналы (Nokia, Huawei, Samsung), и «телефоны-компьютеры» (смартфоны Nokia, решение Samsung со встроенным жестким диском на 8 Гбайт). Фантазия разработчиков поражает. Они оснащают свои устройства не только все новыми мультимедийными функциями, но и просто невероятными опциями. Так, Samsung анонсировал ультратонкий телефон Skin, который можно использовать как пульт управления системой комфорта лимузинов Mercedes.

Преобразования «внешности» мобильных телефонов происходят едва ли не чаще внедрений технологических разработок. Изменения в дизайне призваны решать две задачи: делать устройства более удобными для пользователей и создавать яркий имидж их владельцев.

Для достижения первой цели производители оснащают свои аппараты различными аксессуарами, меняют форму и расположение кнопок, уменьшают вес, объем, придают устройствам «анатомическую» форму и т.д. Причем и здесь фантазия практически безгранична. В последнее время публике были представлены концепт-телефоны BubbleMax (в форме шара), Snaked (змея-браслет), HeadPhone (трубка-наушник), Big Gamer (трансформер, который может выполнять функции игровой приставки).

Яркий образ можно поддерживать и при помощи классических терминалов с запоминающейся «внешностью». Среди них — телефоны из драгоценных металлов, украшенные камнями и стразами, модели с необычными рисунками сменных панелей и дополнительными аксессуарами. Чтобы определить самые модные тенденции, разработчики сотрудничают с известными дизайнерами.

В ассортименте каждого производителя есть «мужские» и «женские» модели. В ориентированных на массовых пользователей устройствах «половые признаки» выражаются при помощи цвета, дизайна корпуса и некоторых встроенных функций. Среди эксклюзивных устройств стоит отметить «женские» телефоны-пудреницы (Panasonic G70, Sagem MyC-3b), терминалы-колье и телефоны-медальоны (Nokia RX-3 и RX-4). А среди чисто «мужских» решений упомянем мобильные телефоны Vertu серии RaceTrack Legends для любителей автогонок, на которых выгравированы изображения легендарных трасс — итальянской Монца и британской Сильверстоун.

В последнее время стали появляться и вовсе неожиданные новинки. Корейская фирма Esquire выпустила небольшую дамскую сумочку, которая способна оповещать о поступлении звонка на телефон мигающими огоньками или вибрацией. В свою очередь, LG готовит к выпуску терминал, оснащенный сигнализацией против воров: если такое устройство потеряет связь с «родной» гарнитурой Blue Tooth, оно станет издавать громкие неприятные звуки. Motorola намеревается «порадовать» клиентов электрошоковым оповещением о вызовах.

В отношении дальнейшего развития устройств сотовой связи явственно прослеживаются две тенденции: интеграция множества функций в «одном флаконе» и персонификация. Кажется, через некоторое время телефоны превратятся либо в универсальные пульты управления разнообразными функциями «внутри себя» и снаружи (в автомобилях, помещении и т.д.), либо в оригинальные аксессуары, подобные часам и украшениям. Но уже сейчас, перефразировав известную поговорку, можно заявить: «Скажи мне, какой у тебя телефон, и я тебе скажу, кто ты».

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru