главным стимулом перехода телекоммуникационных операторов к бизнес-модели, предусматривающей развитие сервисов Triple Play. Однако КПД «тройной игры», то есть реальная коммерческая отдача от внедрения этой бизнес-модели, тоже определяется тремя факторами, о которых мы и поговорим.

Triple Play на практике

Определению провайдеров услуг Triple Play соответствуют отечественные операторы, владеющие собственной общегородской инфраструктурой доступа. В Москве это, в первую очередь, компания «Комстар Объединенные ТелеСистемы», с недавних пор контролирующая сеть МГТС. В провинции несколько инвестиционных проектов, реализующих модель Triple Play, осуществляют МРК «Связьинвеста».

Столичный и большинство региональных телефонистов-монополистов для организации широкополосных услуг выбрали обычную телефонную проводку и технологии DSL, которые работают поверх стандартных абонентских телефонных линий. Этот выбор вполне логичен с учетом относительной доступности медной инфраструктуры в крупных городах России. На основе ADSL-сетей предоставляются услуги всех трех типов — голосовая связь (посредством обычных телефонных аппаратов), передача данных (доступ к Internet с помощью ПК) и передача видеоинформации (в частности, IP-телевидение).

«Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК) и «СибирьТелеком», входящие в холдинг «Связьинвест», предоставляют услуги на базе технологии Ethernet-to-the-home (ETTH), соответственно, жителям Краснодара и Новосибирска. Технология ETTH органично дополнила их мультисервисные сети MPLS, развернутые на транспортном уровне. Абоненты ЮТК и «СибирьТелекома» могут получать услуги высокоскоростного доступа к Internet, телефонной связи с выделением городских телефонных номеров и телевизионного вещания в цифровом формате, в том числе видео по запросу. К жилому зданию подводится оптический кабель, к которому подключается домовой узел сети с дальнейшей разводкой на подъездные коммутаторы. Далее, по витой паре, услуги «доставляются» абоненту. ЮТК предлагает подключение к своей мультисервисной сети и по технологии DSL2+.

В Санкт-Петербурге на роль поставщика услуг Triple Play мог бы претендовать местный монополист телефонного рынка «Северо-Западный Телеком» (СЗТ). Но он пока не запустил сервисы IP-телевидения в своей сети ADSL. На начало декабря 2005 года у этого питерского оператора насчитывалось 7,3 тыс. цифровых абонентских линий. Лидирует на рынке DSL-услуг Северной столицы компания «Вэб Плас», число абонентов которой перешагнуло 25-тысячный рубеж. Однако и в ее продуктовом портфеле отсутствуют ТВ-сервисы.

Без сомнения, наибольших успехов в «тройной игре» добился «Комстар-ОТС», точнее — его дочернее предприятие «МТУ-Интел», подключившее к широкополосной сети «Стрим» свыше 250 тыс. абонентов. Правда, лишь 14,5 тыс. из них подписались на телевизионные сервисы «Стрим-ТВ», а об организации коммерческих услуг видеотелефонии, которые тоже следует отнести к Triple Play, пока даже речь не идет. Как сообщил заместитель генерального директора «МТУ-Интел» Мераб Габуния, маркетологи его компании считают внедрение видеотелефонии на массовом рынке несвоевременным шагом.

Третий — лишний

Проекты Triple Play, реализуемые альтернативными операторами районного масштаба и многочисленными домовыми сетями на основе технологий ETTH, также «зациклены» на двух типах сервиса. Изначально эти операторы фокусировались на услугах передачи данных (доступа к Internet или обмена файлами), а в последнее время их внимание привлекают услуги доставки мультимедийного контента и IP-телевидения. Счет таких малых проектов в городах России идет на десятки.

Заместитель технического директора по работе с операторами связи «Энвижн Груп» Александр Непомнящий считает, что повышенное внимание телекоммуникационного рынка к проектам Triple Play связано с тем, что мультимедийные услуги таят в себе большие перспективы увеличения ARPU операторов фиксированной связи. Кроме того, они позволят увеличить их клиентскую базу.

В борьбу за место под восходящим солнцем Triple Play вступили и владельцы сетей кабельного телевидения, внедряющие оборудование для организации услуг передачи данных на базе стандарта DOCSIS. К сожалению, они тоже практически не уделяют внимания услугам передачи голоса. Исключение составляет, пожалуй, лишь московский кабельный оператор «Комкор ТВ» (торговая марка «Акадо»), который пока предоставляет только «двойную» услугу (доступ к Internet и ТВ), но всерьез готовится к организации телефонного сервиса.

Многие эксперты, комментирующие российскую практику реализации бизнес-модели Triple Play, упоминают голосовые услуги лишь в связи с небезызвестной сетью Skype или ограничиваются общими рассуждениями о преимуществах технологии VoIP. Причин такого невнимания к голосовым услугам — несколько.

Во-первых, небольшие провайдеры зачастую не имеют развитой технологической базы и собственного номерного ресурса для организации качественных телефонных услуг. А если они все же оказывают услуги телефонии, то обычно ограничиваются корпоративным сектором. В данном случае прокладывание каждой телефонной линии — это что-то вроде небольшого проекта. Причем далеко не факт, что абонент будет использовать для доступа к Internet и голосовых вызовов одну и ту же линию. Для разных приложений может быть задействована как проводная, так и беспроводная связь. Так что говорить о реализации концепции Triple Play в корпоративном секторе тоже вряд ли приходится.

Во-вторых, даже крупные проводные операторы осознают: значительного повышения доходности услуг телефонии ожидать трудно. Сегодня выручка, обеспечиваемая голосовыми услугами, постепенно «перетекает» от операторов фиксированной связи к мобильным операторам. Определенные возможности повышения ARPU голосовой связи имеются, но для их реализации требуются дополнительные вложения в интеллектуальные технологии — приложения Presence (оповещение абонентов о текущем статусе пользователя), Fixed-Mobile Convergency (конвергенция мобильной и фиксированной связи), UM (универсальный почтовый ящик) и т.п.

Технический директор АСВТ Сергей Мишенков согласен с тем, что в ходе реализации отечественных проектов Triple Play акценты смещаются к услугам передачи данных и телевещания — в ущерб развитию телефонии. «Это несколько искажает суть дела. Как-то не учитывается, что речь является основой общения, что огромный объем информации легко и привычно воспринимается человеком на слух», — говорит он.

Маловероятно, что многочисленные альтернативные операторы и домовые сети получат свободный доступ к распределению ограниченного номерного ресурса. Им остается лишь уповать на интеграцию голосовых услуг в их мультисервисных сетях на базе технологий IP и SIP. «Именно взаимодействие и взаимопроникновение достаточно привычных сервисов (а не принципиальная новизна отдельных составляющих) даст то новое потребительское качество, которое оценят абоненты», — подчеркивает Мишенков.

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что большинство отечественных проектов в области Triple Play «испытывают комплекс неполноценности». Между тем мы получаем первое слагаемое для оценки КПД сервисов Triple Play — комплексность услуг.

Потребность в полосе пропускания разных видеокодеков

Для придирчивых пользователей

Компания CompTek и выделившаяся из ее состава интеграторская фирма CTI считаются родоначальниками IP-телефонии в нашей стране. Разумеется, в свое время они ратовали за всестороннее развитие голосовых сервисов в пакетных сетях, но времена меняются. Теперь генеральный директор CTI Игорь Масленников полагает, что ключевой и самой дорогой услугой в пакете Triple Play является передача видео. По результатам исследований Infonetics Research, к 2009 году мировые доходы от услуг IP-телевидения резко вырастут и составят 44 млрд долл., а число подписчиков сетевых телевизионных услуг достигнет 53,7 млн абонентов. Но заинтересовать потребителя удастся, лишь решив вопросы качества доставки сигнала и отображения видеоконтента. Оно должно превосходить качество «картинки» традиционного, эфирного телевидения.

Между тем проблемы, связанные с качеством передачи ТВ-сигнала в IP-сетях, — скорее правило, чем исключение. Они проявляются по-разному: наблюдаются сегментирование (рассыпание) изображения, прерывистое проигрывание, замирание или пропадание картинки. Причин этого — масса. Прежде всего, средства мониторинга IP-сетей не учитывают специфические аспекты передачи теле- и видеосигнала, такие как постоянная загрузка канала, высокая чувствительность к потерям пакетов и др. Кроме того, при создании систем IP-телевидения используются решения разных вендоров, а стандарты на такие решения практически отсутствуют. Соответственно, добиться слаженной работы всей системы очень нелегко. Неполадки могут возникнуть на этапах приема, сжатия и кодирования ТВ-сигнала, на объектах сети передачи данных и на «последней миле».

Очевидно, что вторым слагаемым формулы, позволяющей подсчитать КПД Triple Play, является стабильное качество услуг.

Современные протоколы кодирования сигнала, такие как MPEG-4 и Windows Media 9 Series, значительно снижают требования к полосе пропускания при трансляции видеосигнала. Это позволяет одновременно передавать две программы стандартного качества по одной медной паре и даже транслировать через DSL-соединение сигнал высокой четкости (что недавно продемонстрировано в опытной зоне оператора France Telecom). Существенное снижение требований к полосе пропускания (по сравнению с нынешними — к видеоизображению стандарта MPEG-2) позволит преодолеть проблему качества при передаче ТВ-сигнала.

Контент контенту рознь

Даже самые совершенные технологии передачи и приема изображения не способны гарантировать успех IP-телевидения при отсутствии качественного контента — интересных телепередач, премьерных показов кинофильмов, интерактивных способов общения со студией. Не будем забывать, что за все это «великолепие» абонент должен платить немалые деньги, а большинство отечественных телезрителей прохладно относятся к идее платного телевидения.

Остроту проблемы подчеркивает Герман Мызовский, ведущий разработчик решений для Internet-телефонии компании Tario Communications. Он заявил в пылу дискуссии на одной из конференций: «IP-телевидение — не более чем блажь, особенно в России. Не знаю, кто его будет смотреть, если по федеральным эфирным каналам периодически демонстрируются фильмы категории «А». В сетях кабельных операторов внимание обывателя могут привлечь разве что несколько порнографических телеканалов». Впрочем, многие эксперты с ним не согласны.

Два-три года назад телевизионщики взволнованно рассуждали о дефиците качественного телеконтента отечественного производства и о засилье на этом рынке зарубежных поставщиков. Похоже, ситуация кардинально изменилась. По словам Станислава Прибылова, директора программ и каналов телекомпании «НТВ Плюс», ее планы трансляции контента расписаны на три года вперед, и недостатка в нем не ощущается.

Медийный и шоу-бизнес в России развиваются необычайно динамично. Телесериалы пекутся, как пирожки, регулярно появляются новые телепередачи и телеканалы — зачастую платные. По некоторым оценкам, через три года общее число платных телеканалов в России и на Украине достигнет 75-80. Создавать фильмы хорошего качества в России умели всегда, но на это не всегда хватало денег. А за границей проблема количества и качества видеоконтента решена давно. Но, увы, есть и оборотная сторона медали, о которой напомнил генеральный директор «Комкора ТВ» Михаил Силин.

По его словам, опасаясь нелегального использования видеоконтента, зарубежные поставщики обычно предлагают российским клиентам низкочастотный телесигнал, качество которого соответствует «домашнему» стандарту VHS. Этот недостаток особенно ощутим на фоне растущего использования плазменных и ЖК-панелей, способных к приему телесигнала высокого разрешения. Силин подчеркнул, что его компания вынуждена вести с поставщиками зарубежных кинофильмов и телепередач дополнительные переговоры, целью которых является предоставление контента высокого качества. Безусловно, третьим компонентом при определении КПД Triple Play следует признать качество контента.

Формула расчета КПД

В итоге мы получаем формулу расчета КПД Triple Play. Она состоит из трех слагаемых: это комплексность услуг, качество обслуживания и качество контента.

Эффективное развитие бизнеса альтернативных операторов немыслимо без организации телефонных сервисов, аналогичных услугам городских телефонных сетей по качеству, надежности и простоте использования. А традиционные операторы и владельцы общегородской инфраструктуры доступа смогут увеличить КПД своих предложений Triple Play, лишь предоставив абонентам высококачественные телевизионные услуги.

Возможно, когда-нибудь на отечественном рынке образуется общее игровое поле поставщиков услуг Triple Play, на котором обе стороны сойдутся в решающей схватке за абонентов. Но более вероятен другой сценарий. В результате консолидации рынка «в деле» останутся два-три мощных игрока, способных обеспечить всеобъемлющий комплекс услуг связи и доставки мультимедийного контента. В таком случае КПД их мультимедийного бизнеса нужно будет рассчитывать по иным уравнениям.


Беспроводные сети вступают в игру

По стечению обстоятельств компании, владеющие кабельной инфраструктурой, первыми приступили к воплощению в жизнь стратегии Triple Play. Но это вовсе не означает, что беспроводным операторам путь на рынок закрыт. Директор компании Infinet Wireless в России и СНГ Петр Кочегаров прокомментировал некоторые аспекты использования беспроводных технологий в «тройной игре».

Позволяет ли сегодняшний уровень развития технологий широкополосного беспроводного доступа (ШБД) рассматривать их как реальную альтернативу проводным сетям (ADSL2+, PON или Ethernet) при оказании услуг передачи голоса, данных и видео по одному каналу?

Технические возможности современных сетей ШБД вполне позволяют предоставлять услуги Triple Play. Основным препятствием к конкуренции с проводными системами является то, что беспроводные решения, предназначенные для оказания массовых телекоммуникационных услуг, пока не подходят индивидуальным потребителям — как по экономическим параметрам, так и по сложности инсталляции абонентских комплектов. Скажем, ADSL-модем продается за 50-100 долл., и его можно установить самостоятельно примерно за полчаса. Ethernet-адаптер либо уже встроен в персональный компьютер, либо устанавливается за те же полчаса. А самые дешевые абонентские устройства (CPE) систем ШБД стоят не меньше 300 долл., и для их установки обычно требуется выезд к заказчику бригады специалистов.

Как могут измениться бизнес-модель и стоимость развертывания услуг Triple Play, если оператор решит воспользоваться беспроводной инфрастуктурой доступа?

Сейчас использование ШБД-систем для предоставления таких услуг целесообразно, лишь если их невозможно оказывать другим способом. В частности, решения ШБД применимы в коттеджных поселках или в тех случаях, когда сервисы ориентированы на бизнес-пользователей, предъявляющих повышенные требования к их составу и качеству.

Когда речь идет о передаче видео и голоса по одному каналу, особое значение приобретают механизмы сквозного управления качеством сервиса и полосой пропускания. Как решаются эти вопросы в сетях ШБД?

Современные сети беспроводного доступа имеют все необходимые механизмы обеспечения качества обслуживания в беспроводном сегменте. Кроме того, они легко интегрируются с остальной частью сети оператора для поддержки сквозных уровней обслуживания. Например, наша система SkyMAN имеет мощные механизмы отбора и приоритизации трафика, а отсортированный трафик передается в сеть через несколько очередей пакетов. Оператор может задавать ограничения скорости передачи для разных типов трафика. Система основана на IP-технологиях, поэтому легко интегрируется с сетью передачи данных оператора связи. В ближайшее время будет реализована поддержка многоадресного вещания IP-multicast.

Если производители ШБД-оборудования все-таки планируют участвовать в проектах Tripple Play, как они собираются решить проблему «ценового порога» для конечного абонента?

Стоимость абонентских комплектов ШБД — основной ограничивающий фактор их внедрения. Собственно, достижение основной цели WiMAX-форума (стандартизация и обеспечение совместимости оборудования IEEE 802.16 разных производителей) как раз и позволит снизить стоимость абонентских комплектов. Схожая ситуация наблюдалась с оборудованием Wi-Fi. В общем, поддержка индустрией той или иной технологии — ключ к снижению цены готовых продуктов. Надеюсь, в отношении систем ШБД это произойдет за год-два.