Иван Шмелев (ishmelev@json.ru) — аналитик иссле?дова?тель?ской компании J?son&Partners, канд. техн. наук

Сервис коротких сообщений достался индустрии сотовой связи совершенно случайно. Просто к моменту появления первых «мобильников» человечество уже активно применяло пейджеры, и чтобы переманить на свою сторону пользователей черных пищащих «коробочек», сотовые операторы были вынуждены предложить услугу передачи текстовых сообщений. Надо признать, они добились успеха: вряд ли сейчас кто-то с сожалением вспоминает о пейджерах.

Изначально SMS применялись для передачи сервисных сообщений оператора абонентам, и никто даже не мог предположить, что они получат столь огромную популярность у пользователей. По информации J?son & Partners, за прошлый год в России отправлены 13 млрд коротких сообщений.

Со временем стало ясно, что передача коротких сообщений приносит немалые доходы. Специалисты J?son & Partners подсчитали, что в 2005 году российские операторы получили от передачи SMS совокупный доход 640 млн долл. Когда игроки рынка мобильной связи спохватились и всерьез задумались о развитии данной услуги как самостоятельного направления бизнеса, было уже поздно что-либо менять. Оборудование, не рассчитанное на передачу большого объема текстовой информации, подлежало замене, а это было очень дорогим удовольствием.

Производители стали придумывать обходные пути и внедрять новые технологии передачи сообщений на базе существующего оборудования. В результате появились сервисы EMS и MMS. Но ни одна из модификаций сервиса коротких сообщений не получила должного отклика в потребительской среде: то технология оказывалась сложной и неудобной, то услуга на ее основе — слишком дорогой. Тем временем спрос на передачу тестовых сообщений продолжал расти. Потребителю стало недостаточно отсылать текст на латинице, он жаждал полноценного общения, в цвете и с картинками. Начавшийся бум на контент-услуги окончательно дал понять операторам, что пора предлагать более качественные и полноценные услуги передачи мультимедийной информации. Пришло время 3G.

С распространением новых технологий основная масса потребителей, конечно, перестанет пользоваться простейшей услугой SMS. Но модель услуг, основанную на передаче коротких сообщений, рано списывать со счетов. Операторы смогут вдохнуть в нее вторую жизнь, если переключат такие сервисы на другой сегмент потребительского рынка — индустриальный. Иными словами, им надо организовать обмен техническими сообщениями в специальном формате между разным оборудованием и автоматическую отправку текстовых уведомлений от устройств к человеку.

Таким видам услуг сотовой связи можно найти массу применений, но в основном они сводятся к удаленному мониторингу технического состояния оборудования и задачам m2m-автоматизации. В быту данному сервису найдется место в рамках концепции «умного дома». Например, посредством SMS холодильник напомнит хозяину дома о заканчивающихся продуктах, климат-система уведомит о повышении температуры в одной из комнат, а автомобиль — об открытой двери или уровне масла в двигателе.

Еще больше вариантов применения технологии индустриального SMS можно придумать для коммунальных служб. Они вовремя получат оповещения о прорывах труб. Датчик с просевшей стены или потолка здания автоматически пошлет тревожный сигнал в службу спасения. А переполненный мусорный контейнер сам закажет мусоровоз.

Однако самой перспективной областью применения SMS представляется дистанционный мониторинг потребительского спроса. К примеру, «умная витрина» сумеет информировать компьютерную базу производителя о каждом проявлении интереса потребителей к его товару. Отдел маркетинга этой компании будет получать оперативную информацию не только о количестве проданного товара, но и о времени его покупки. Добавим, что регулярный опрос потенциальных клиентов по SMS — мечта многих менеджеров по маркетингу.

Спрос на подобные текстовые услуги должен поддерживаться минимальной стоимостью передачи короткого сообщения. В пользу этого сценария свидетельствует и то, что с внедрением 3G-услуг операторы будут вынуждены расширять свои каналы связи, а не требующий емкой графической оболочки SMS-трафик станет практически незаметным в огромном потоке мультимедийных данных. Одним словом, сотовые операторы смогут увеличить число абонентов за счет подключения к некоторым услугам клиентов из индустриального сектора.