Одно из благ информационного общества — общение людей, то есть обмен полезной информа?цией. Даже само слово «общество» происходит от «общения».

Общение дает человеку все — знания и положение в обществе, возможность реализовать свои качества и донести их до других. Неудивительно, что средства передачи информации настолько востребованы, а рынок телекоммуникаций является одним из самых перспективных и быстрорастущих и в развитых, и в развивающихся странах. Но так было не всегда. Рынок ИКТ формировался постепенно, и лишь в последнее время, когда окончательно выкристаллизовалась идея глобализации общества и возникла потребность в получении неограниченных объемов информации, отрасль начала развиваться невероятными темпами.

Можно предположить, что потребность человека в общении безгранична. Именно поэтому технологии телекоммуникаций постоянно совершенствуются. Когда они превращаются в массовый продукт, у общества снова возникает потребность в более качественном и доступном средстве общения.

Сегодня можно выделить два основных способа общения при помощи телекоммуникаций: передача голосовой информации и текстов (в виде отдельных сообщений). Передачу видеоинформации пока можно считать сложившейся лишь условно — ввиду полного доминирования в этой сфере централизованного эфирного вещания. Из-за невозможности двустороннего общения абонентов с телеоппонентами многие аналитики в эпоху Internet-бума предсказывали скорый конец обычного телевидения. С развитием кабельных телевизионных сетей новому телевидению начали прочить светлое будущее, правда, при условии его конвергенции со Всемирной паутиной.

Обмен письменными сообщениями появился, когда людям понадобилось фиксировать, хранить и накапливать информацию. Даже по прошествии нескольких тысячелетий этот способ общения считается самым надежным, а потому и потребность в соответствующих услугах не снижается. Почта России, несмотря на отсутствие качественного обслуживания и пренебрежительное отношение к клиентам, все еще занимает лидирующие позиции по доходам от услуг связи. И это — в эпоху широкополосных сетей и мобильной связи.

Передача голосовых сообщений долгие века находилась в состоянии застоя из-за технических ограничений, поэтому появление телефонного аппарата можно считать прорывом в эру телекоммуникаций. Но прошло лишь одно столетие, и во всем мире обычная телефонная связь стала восприниматься как устаревший способ коммуникаций.

При этом г-н Рейман все еще обещает телефонизировать Россию к 2008 году. С глобальных позиций такая цель кажется достаточно нелепой уже потому, что нужды общества в услугах традиционной телефонии давно сменились на потребность в качественной мобильной связи. Телефонный аппарат рассматривается не только как устройство, обеспечивающее голосовую связь, но и как интегрированный набор средств интеллектуального управления вызовами, организации конференц-связи, отправки данных и факсов во время разговора и т.п.

Мобильная связь стала обыденным явлением, и большинство операторов понимают, что пора внедрять совершенно новые услуги. Они прикладывают невероятные усилия для продвижения на рынок еще не до конца протестированных и отработанных сервисов. Взоры всех крупнейших сотовых операторов, в том числе российских, устремлены на те немногие страны, где мобильный телефон все еще остается самодостаточным благом. Это Африка, Латинская Америка и некоторые государства Ближнего и Среднего Востока.

На рынке услуг связи сложилось четкое видение современного этапа эволюции отрасли. Оно состоит в объединении всех видов общения общим сервисом. Иными словами, абонент должен иметь возможность через одного оператора передавать любую информацию, будь то текст, фотографии, видеофайлы или звуковые записи. И первым шагом к реализации такого сценария стало объединение сетей мобильной и пейджинговой связи. Сегодня концепция единого сервиса получила название Triple Play.

Рынок операторских сервисов находится в сложной ситуации. Ранее каждый из видов услуг обеспечивался отдельным оператором, но теперь ясно, что изменение «формата» бизнеса неизбежно. На рынке услуг связи образовались три конкурирующие подотрасли — фиксированная связь, Internet и сотовая связь. И каждая из них старается занять лидирующие позиции при удовлетворении новой потребности — глобального общения. Таковы уж законы экономики: конкурентный рынок покидает слабейший игрок. На сей раз им станет целая отраслевая ветвь. И хотя еще неясно, какая из перечисленных областей станет «аутсайдером», наверное, мы скоро это узнаем.

Иван Шмелев (ishmelev@json.ru) — аналитик иссле?дова?тель?ской компании J?son&Partners, канд. техн. наук