Прошедший год оказался довольно динамичным. В мировой ИКТ-индустрии произошли поистине сейсмические сдвиги, которые могут определить главные тенденции развития на ближайшие 12 месяцев. Попробуем классифицировать эти события.

Крупные слияния. 2005-й войдет в историю как год, фундаментально изменивший облик рынка телекоммуникационных услуг. Корпорация SBC купила AT&T, а Verizon взяла под контроль MCI. Истинное значение этих событий заключается в том, что они стали неопровержимыми доказательствами ущербности логики искусственного деления рынка на операторов дальней и местной связи. Предложение исключительно услуг дальней связи оказалось нежизнеспособным.

Преступление и наказание. Бывший гендиректор WorldCom Бернард Эбберс был признан виновным в мошенничестве с отчетностью и приговорен к 25 годам тюрьмы. Последствия этой истории оказались весьма существенными. Его осуждение послужило назиданием для высокопоставленных руководителей ИТ-отрасли, которые привыкли вольно обращаться с фактами. Одних инноваций недостаточно для успеха компании: этика бизнеса играет не меньшую роль.

Конвергенция главенствует. Два года назад руководители ИТ-департаментов, считавшие необходимым агрегировать трафик голоса и данных, должны были убеждать в этом скептически настроенных начальников. Сейчас, наоборот, оправдываться приходится тем ИТ-руководителям, которые откладывают конвергенцию «на потом».

Мода на MPLS. Передовые предприятия активно развертывали сервисы на базе MPLS. Nemertes Research исследовала опыт модернизации ИКТ-инфраструктуры в 75 крупнейших компаниях мира и выяснила, что 57% из них внедряют или планируют внедрить MPLS-сервисы. Технология мультипротокольной коммутации оптимально приспособлена для поддержки критически важных приложений.

Мобильное предприятие. Отвечая на вопросы журнала Network World в декабре 2004 года, большинство респондентов сообщили, что их компаниям не хватает развитой беспроводной инфраструктуры и мобильной стратегии. В 2005 году они получили и то, и другое. Примерно 70% предприятий, опрошенных Nemertes Research, разработали стратегию мобильного бизнеса. Если так пойдет и дальше, кабели Ethernet вскоре будут нужны только для подачи электропитания.

Ретроспектива была бы неполной без рассмотрения того, чего все ожидали, но так и не получили. Минувший год показал, что законы и политика не успевают за сейсмическими сдвигами в отрасли. Федеральная комиссия по связи США все еще регулирует бизнес так, будто на дворе 1996 год. Суды рассматривают голос и данные как принципиально разные виды трафика, а законодатели облагают телеработников всевозможными налогами. Изменится ли что-то в этой сфере в 2006 году? Хотелось бы надеяться.

Джоана Джонсон (johna@nemertes.com)— президент и главный научный сотрудник аналитической фирмы Nemertes Research


Прогнозы и реальность

Год назад журнал Network World опубликовал ряд прогнозов развития отрасли, и теперь пришло время их проверить.

+

  • Мы считали, что дальнейшая компьютеризация потребует стандартизации управленческих инструментов, и это повлечет за собой крупные слияния. Поставщики средств управления ИТ-инфраструктурой (BMC Software, Computer Associates, HP и IBM) действительно продолжили приобретения.
  • Мы предположили, что растущая обеспокоенность по поводу шпионского ПО заставит компании увеличивать расходы на ИБ. И эти предположения оправдались.
  • Мы прогнозировали, что благодаря снижению стоимости и увеличению потребности в полосе пропускания ускорится внедрение магистралей 10G Ethernet. Здесь мы полностью оказались правы.
  • Как мы и предсказывали, в силу необходимости соблюдения закона Сарбейнса—Оксли, появились многочисленные программные инструменты управления данными. Агентство AMR Research сообщает, что в 2005 году в США было потрачено на эти цели 6 млрд долл.
  • Мы прогнозировали рыночный успех ПО с открытым кодом, и, несмотря на некоторые проблемы, приложения с открытым кодом становятся все более популярными.

-

  • Мы предсказывали, что энтузиазм по поводу компонентной архитектуры приложений утихнет из-за проблем стыковки компонентов, однако этого не случилось.
  • Ориентируясь на крупные сделки 2004 года в сфере VoIP, мы ожидали, что интерес операторов к услугам IP Centrex продолжит расти. К сожалению, мы не увидели серьезного прогресса в этой области.
  • Мы утверждали, что коммутаторы ЛВС станут поддерживать все больше дополнительных функций. Это происходит, но значительно медленнее, чем мы думали.