В прогнозе отмечается, что государственное регулирование тарифной политики естественных монополий (к коим причисляются и некоторые предприятия связи) является одним из важнейших факторов, способных повлиять на темпы и пропорции макроэкономического развития. Средний рост тарифов на услуги местной телефонной связи в наступившем году составит 20,5%, тогда как в 2007 и 2008 годах он снизится до 15%. Расценки на услуги междугородной телефонной связи в 2006 году должны уменьшиться примерно на 7%. В последующем темпы снижения тарифов ускорятся и в 2007 году составят 12,5%, а еще через год — 16,5%. Ожидается, что в 2006-2008 годах предельный уровень расценок на доступ к телефонной сети общего пользования сохранится на уровне 2005 года.

Прогнозируется, что доля инвестиций в связь и прочие социально значимые отрасли будет ежегодно увеличиваться. Это связано с реализацией в данных сферах инвестиционных проектов и с дополнительными бюджетными ассигнованиями на социальные нужды. В 2008 году общий объем услуг связи, оказываемых организациями связи, составит 1118,8-1579,6 млрд руб., что означает рост на 158,2-225,5% по сравнению с 2004 годом (в сопоставимых ценах).

В ближайшие три года наиболее интенсивно будут наращивать бизнес новые операторы связи, имеющие современную материально-техническую базу. Она позволяет предлагать весь спектр качественных услуг и привлекать к ним самые платежеспособные слои населения. Это предположение справедливо, в первую очередь, по отношению к операторам мобильной связи. Число российских абонентов, обслуживаемых сетями подвижной электросвязи, в последние годы ежегодно удваивалось, но теперь динамика прироста абонентской базы замедляется в связи с естественным насыщением рынка. По прогнозам МЭРТ, к 2008 году количество мобильных абонентов составит 125-135 млн, увеличившись на 73,6-87,5% по сравнению с показателем конца 2004 года.

Несмотря на сохраняющееся отставание от развитых стран по числу фиксированных телефонных линий на душу населения, наметилась тенденция к уменьшению этого разрыва. Если по итогам 2004 года плотность абонентских линий ТфОП в России составляла 28,4%, то в конце 2005 года она должна была превысить 30%, а к 2008 году на 100 жителей страны будут приходиться 36,8 телефонных аппарата.

К 2008 году между сегментами фиксированной и мобильной связи будет достигнут паритет по объемам выручки от продажи услуг. Вклад подвижной электросвязи в экономику отрасли составит 49%. Благодаря дальнейшей телефонизации населения доля местной телефонной связи в доходах отрасли вырастет до 19,3%. В структуре отраслевых доходов значительно увеличится доля услуг документальной электросвязи (с 6,9% в 2004 до 10% в 2008 году).

Продолжится процесс внедрения в сетях связи современной техники на базе цифровых коммутационных систем. Протяженность междугородных (международных) телефонных каналов у всех отечественных операторов, обладающих лицензиями на данный вид деятельности, увеличится в 1,4 раза по сравнению с показателем 2004 года. Доступ к базовым услугам связи и информационным ресурсам жителей отдаленных и труднодоступных регионов, а также регионов с низким уровнем социального развития будет обеспечиваться за счет введения механизмов универсального обслуживания.

Капиталовложения в связь

Ожидаются дальнейшее развитие Internet, сетей подвижной связи, передачи данных, IP-телефонии, интеллектуальных сервисов массовое внедрение управленческих информационных систем.

Запланирована масштабная реконструкция отделений почтовой связи, находящихся в ведении национального оператора почтовой связи. Они будут переоборудованы для предоставления одинакового набора услуг жителям любого населенного пункта страны, повышения уровня автоматизации предприятий федеральной почтовой связи, улучшения качества обслуживания клиентов и повышения скорости пересылки почтовых отправлений. Расширение спектра почтовых услуг подразумевает оказание населению различных коммуникационных, финансовых и транспортно-логистических услуг.

В нынешнем году предполагается направить на реализацию отраслевых инвестиционных проектов 160,5 млрд руб.; в следующем году эта цифра вырастет до 181,4 млрд руб., а в 2008 году — до 201,3 млрд руб. В 2008 году объем инвестиций в основной капитал предприятий связи окажется в 1,2-1,3 раза большим, чем в 2004 году (в сопоставимых ценах).

Основными источниками капиталовложений станут собственные средства предприятий и привлеченные ресурсы (банковские кредиты, займы у других организаций). Потребность в средствах федерального бюджета в течение рассматриваемого периода составит 12-16% совокупного объема инвестиций. Приоритетными для бюджетного финансирования останутся объекты электрической и почтовой связи в отдаленных и труднодоступных районах страны.

Инвестиционная программа на 2006-2008 годы предполагает ввод в эксплуатацию 7 млн номеров автоматических телефонных станций фиксированной связи, 50 млн номеров подвижной связи, 150 тыс. соединительных каналов междугородных и международных телефонных станций, более 70 тыс. км магистральных и внутризоновых линий связи, трех узловых сортировочных центров почтовой связи.

Развитие ИТ-отрасли

В последние годы развитие сферы информационных технологий связано с совершенствованием национальной ИТ-инфраструктуры, оптимизацией моделей использования информационных ресурсов, внедрением новейших технологий. Приоритетное развитие сферы информатизации обусловлено необходимостью построения информационного общества, превращения российского сектора информационно-коммуникационных технологий в одну из основных движущих сил российской экономики.

Количество персональных компьютеров на 100 жителей страны к 2008 году увеличится, в соответствии с разными сценариями, в 1,4-3 раза и составит 14,5-32 штуки. За тот же период объем рынка информационных технологий составит 432,3-485,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2004 годом в 1,2-1,3 раза (в сопоставимых ценах). Наибольшую долю (60%) в структуре доходов ИТ-отрасли обеспечат аппаратные средства — настольные и мобильные ПК, серверы, сетевое и коммуникационное оборудование, комплектующие и расходные материалы.

Весьма перспективным направлением развития ИКТ может стать разработка новых технологий и программного обеспечения (в том числе по заказу зарубежных компаний), которая не требует значительных инвестиций в инфраструктуру. Рынки аппаратных средств и услуг заметно вырастут в абсолютном выражении, но их доля в общем объеме выручки снизится, соответственно, с 60,2 и 27,3% в 2004 году до 59,8 и 25,7% в 2008 году.

«Эластичный» спрос

Нынешний прогноз развития рынка платных услуг населению, в том числе услуг связи, базируется на анализе основных тенденций российской экономики в 2002-2004 годах. В предшествующие три года темпы роста объемов платных услуг росли. Однако в 2005 году наблюдалось некоторое их замедление, вызванное снижением темпов роста доходов населения.

В 2003-2004 годах наметилось определенное замедление роста тарифов на платные услуги: в 2003 году средний прирост составил 22,3%, а в 2004 году — всего 17,7%. Но затем ситуация изменилась, и только за первое полугодие прошлого года стоимость платных услуг увеличилась в среднем на 15,4% (это сопоставимо с их динамикой за весь 2004 год).

Аналитики МЭРТ указывают, что в ближайший и среднесрочный периоды российскому рынку платных услуг будут свойственны:

  • сохранение или опережение темпов роста тарифов по отношению к общей динамике потребительских цен;
  • увеличение доли средств, затрачиваемых среднестатистическим жителем страны на оплату услуг, при сокращении доли затрат на приобретение товаров и общественное питание;
  • адаптация населения к резкому сокращению социальных льгот;
  • реализация отложенной ранее потребности граждан в отдельных видах услуг (в том числе санаторно-оздоровительных, платных медицинских и образовательных);
  • сохранение опережающего спроса на "эластичные" к изменению доходов населения виды услуг (связь, транспорт, бытовое обслуживание, культура и спорт, санаторно-оздоровительное обслуживание) при снижении динамики спроса на услуги, малочувствительные к доходам и имеющие "обязательный" характер.

Продолжится модернизация социально-культурной сферы на фоне повышения уровня хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений. По-прежнему будет сокращаться число поставщиков услуг, входящих в круг организаций с государственной формой собственности. Они будут частично трансформироваться в организации частной и других негосударственных форм собственности.

Несмотря на некоторое снижение роста реальных доходов домашних хозяйств и опережающий рост тарифов на платные услуги населению, в 2006-2008 годах сохранится позитивная динамика развития таких услуг. МЭРТ предполагает, что объемы потребления платных услуг по-прежнему будут расти наиболее высокими темпами в сфере связи и коммуникаций.

От прогнозов к программе

На основании прогнозов Правительство России разработало проект среднесрочной программы социально-экономического развития страны на 2006-2008 годы. В этом документе отмечается, что Россия значительно отстает по масштабу использования ИКТ в социально-экономической сфере не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. Отечественное производство конкурентоспособной продукции в этой области только формируется и пока не оказывает существенного влияния на национальную экономику. Темпы распространения ИКТ и развития собственного производства в данной сфере не позволяют эффективно решать задачи, связанные с модернизацией российского общества и обеспечением конкурентоспособности России.

Стратегическими целями развития и использования информационных и коммуникационных технологий являются повышение производительности труда, уровня информационной открытости и эффективности работы органов государственной власти, удовлетворение потребностей населения в современных информационно-коммуникационных сервисах, превращение отечественного производства в сфере ИКТ в движущую силу экономического развития страны.

В основных направлениях программы социально-экономического развития России предусматриваются:

  • создание условий для распространения и эффективного использования ИКТ в социально-экономической сфере и в области государственного управления. Мероприятия этого блока предусматривают совершенствование законодательной базы в отношении развития и использования ИКТ, приведение ее в соответствие с ведущей мировой практикой, стимулирование спроса на продукцию и услуги в сфере ИКТ, формирование "электронного правительства" и комплексную информатизацию организаций бюджетной сферы, предоставляющих услуги населению;
  • обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг и развитие национальной инфраструктуры связи. Эти задачи планируется решать за счет внедрения механизмов универсального обслуживания, конверсии радиочастотного спектра, развития технологий спутниковой связи гражданского назначения, развития системы навигационного обеспечения, модернизации инфраструктуры почтовой связи, построения сети цифрового телерадиовещания, создания единой службы доступа к группам экстренного реагирования "112";
  • создание условий для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала российской отрасли ИКТ. К этому блоку задач относятся построение технопарков, совершенствование системы профессиональной подготовки и приведение ее в соответствие с основными международными стандартами, государственная поддержка предприятий, выпускающих продукцию с высоким экспортным потенциалом, использование механизмов венчурного финансирования перспективных ИКТ-проектов.

Андрей Баутов (anb_main@mail.ru) — независимый эксперт.

Удельный вес группы отраслей «Транспорт и связь» в общем объеме капиталовложений
Структура доходов ИТ-отрасли, %
Динамика прироста ВВП и доходов в группе «Транспорт и связь» (в % по отношению к предыдущему году)
Динамика изменения спроса населения на платные услуги (в % по отношению к предыдущему году)