Крупные телекоммуникационные компании проявили интерес к строительству домовых сетей в Санкт-Петербурге

Рынок домовых сетей «северной столицы» находится на подъеме и имеет очень хорошие перспективы роста. Таково единодушное мнение его нынешних игроков и представителей телекоммуникационных компаний, которые лишь планируют на него выйти. Однако конкретная информация о темпах прироста и возможных доходах в данной сфере не раскрывается. Не исключено, что ее попросту нет, поскольку пока не проводились соответствующие дорогостоящие исследования.

Тем не менее открытых сведений вполне достаточно, чтобы получить некоторое представление о текущей ситуации. Прежде всего, 2005 год можно считать в какой-то мере переломным. В течение этого года о планах, предусматривающих инвестиции в развитие домовых сетей в Санкт-Петербурге, заявили сразу несколько крупных телекоммуникационных операторов. До сих пор в данном секторе услуг преобладали любители-энтузиасты и небольшие специализированные фирмы, известные лишь в пределах своего микрорайона. Они и сейчас преобладают, хотя появились предпосылки для серьезных перемен.

Пробуждение

Все началось с объявления «ПетерСтара» о выходе на петербургский рынок домовых сетей. Затем появилась информация о том, что и его конкуренты имеют виды на этот кусок телекоммуникационного пирога. В числе интересующихся оказались местный монополист «Петербургская телефонная сеть» (филиал «Северо-Западного Телекома») и достаточно крупный альтернативный оператор «Метроком». Расширить сферу деятельности за счет обслуживания домовых сетей собирается относительно небольшая, но динамично развивающаяся компания «Элтел».

Правда, в отличие от «ПетерСтара», все они стараются даже в общих чертах не раскрывать содержание своих программ выхода на новый рынок. Пресс-служба «Северо-Западного Телекома» (СЗТ) сообщила, что такие намерения у компании имеются, но предложила вернуться к этой теме после утверждения программы развития услуг на базе широкополосного доступа. А на некоторые из поставленных нами вопросов руководство СЗТ само бы хотело получить ответы.

Франчайзинговые сети

Итак, «ПетерСтар» планирует подключать к Internet отдельные дома и микрорайоны, организуя на их территории локальные сети на базе Ethernet. Передача данных будет осуществляться через волоконно-оптическую сеть MetroEthernet, которая охватывает большую часть Санкт-Петербурга. Однако предоставлять услуги непосредственно конечным пользователям «ПетерСтар» не намерен. Основная ставка делается на работу с партнерами, причем планируются несколько вариантов сотрудничества.

Даже при создании домовой сети собственными силами ее обслуживание предполагается передавать другим компаниям, но условием партнерского договора будет продвижение услуг исключительно под брэндом «ПетерСтар». Кроме того, тарификация и стоимость подключения должны быть едиными для всех абонентов — вне зависимости от места их проживания и удаленности от магистральных каналов.

«Наша компания имеет положительный опыт обслуживания массового клиента. Она за короткий срок стала одним из крупнейших Internet-провайдеров Санкт-Петербурга, и у потенциальных партнеров есть все основания для того, чтобы воспользоваться именно нашими наработками, стандартами обслуживания и системами учета трафика. К тому же мы берем на себя определенные затраты, связанные со строительством инфраструктуры сетей и круглосуточной поддержкой клиентов», — сообщил директор отдела телематических услуг «ПетерСтара» Петр Акульшин.

Партнером этого оператора связи может стать только зарегистрированное юридическое лицо. Поэтому для многочисленных владельцев полуподпольных сетей партнерство возможно лишь при их легализации. Планку минимального количества клиентов для потенциальных партнеров «ПетерСтар» устанавливать не собирается.

В багаже компании уже есть отработанная схема работы с партнерами. «ПетерСтар» несколько лет сотрудничает с оператором интерактивного КТВ «Катрина», работающим в Василеостровском районе, и продает ему Internet-трафик. Кроме того, абоненты «Катрины» могут расплачиваться за полученные услуги посредством мультикарт «ПетерСтара», почти повсеместно предлагаемых в петербургской рознице. Не исключено, что такую же возможность получат и пользователи домовых сетей, охваченных партнерской программой.

Развернуть активную деятельность на рынке домовых сетей «ПетерСтар» обещал к концу 2005 года. В течение лета и осени компания вела интенсивные переговоры с потенциальными партнерами.

Самое время

По словам генерального директора «ПетерСтара» Виктора Кореша, время для освоения рынка домовых сетей выбрано удачно: еще годом ранее такой шаг был бы преждевременным. В 2004 году произошел взрывной рост числа пользователей Internet, которые получали доступ по мультикартам. Этот рост должен был обусловить распространение в домохозяйствах более скоростных, чем dial-up, способов соединения. Однако остается непонятным, где же находится та точка развития рынка, после которой количественный рост приводит к качественным изменениям. У нас есть лишь описание общей ситуации на местном рынке.

По информации Петра Акульшина, только у «ПетерСтара» насчитывается 130 тыс. активных пользователей Internet, а всего в Петербурге таковых — около 1 млн. Все они считаются потенциальными абонентами высокоскоростных домовых сетей, правда не в ближайшем будущем. Если широкополосный доступ предпочтут хотя бы 5% таких пользователей, это станет неплохой предпосылкой для успешной реализации задуманной инициативы.

На самом деле, в Санкт-Петербурге около 50 тыс. домохозяйств уже пользуются широкополосным доступом в Internet, что как раз и составляет искомые 5% от 1 млн пользователей. Холдинг СЗТ сообщал, что число широкополосных подключений уже в ближайшее время может вырасти до 250-300 тыс. Компания «Вэб Плас» за короткий срок удвоила количество своих клиентов, подключенных к Internet по технологии ADSL, а они составляют ту аудиторию, которая может заинтересоваться услугами домовых сетей.

Определенные предположения можно строить и с помощью анализа развития аналогичного рынка в Москве. «Что касается развития широкополосного доступа к Internet, в Петербурге идут те же процессы, что и в столице, но с отставанием на 2-3 года. Сначала количество абонентов домовых сетей, работающих под нашей маркой, будет измеряться тысячами, потом — десятками тысяч. О сотнях тысяч говорить пока рано», — отметил Петр Акульшин.

Дополнительным стимулом к принятию решения «ПетерСтара» о выходе на рынок домовых сетей стал тот факт, что за последние два года на нем начали активно появляться официально работающие провайдеры. Сейчас в поле зрения «ПетерСтара» — 35 таких компаний.

Конкуренты-родственники

Своими основными конкурентами на осваиваемом рынке «ПетерСтар» считает тех же СЗТ и «Элтел», а также «Петербург Транзит Телеком» (ПТТ) с проектом «Линия 1» и фирму «Матрикс Сетевые решения». Последняя является крупнейшим в городе специализированным провайдером, предлагающим доступ к Internet через домовые сети. Петр Акульшин полагает, что этот список скоро нужно будет расширить.

В июне ПТТ ввела в эксплуатацию мультисервисную сеть телематических услуг и передачи данных. В ее распоряжении — волоконно-оптическая сеть протяженностью более 700 км, которая охватывает Санкт-Петербург и ряд пригородов. Интеграция двух технологий позволяет оператору развертывать телекоммуникационные сервисы на базе инфраструктуры MetroEthernet. В числе потенциальных потребителей нового комплекса услуг, безусловно, значатся операторы домовых сетей. Скорее всего, в данном случае ПТТ ограничится лишь предоставлением IP-трафика. Собственные домовые сети эта компания строит только в новых жилых домах.

Здесь уместно вспомнить, что телефонизацией и предоставлением услуг широкополосного подключения к Internet в новостройках помимо ПТТ активно занимается «Ланк Телеком». К серьезным конкурентам «ПетерСтара», да и всех петербургских операторов домовых сетей стоит отнести компанию «Вэб Плас». Она активно продвигает технологию ADSL, которая является очевидной альтернативой высокоскоростному доступу к Internet через Ethernet-сети.

Однако нужно отметить, что СЗТ, ПТТ, «Вэб Плас», а с лета нынешнего года — и «ПетерСтар» имеют достаточно тесные родственные связи через своих акционеров. ПТТ и «Вэб Плас» входят в холдинг «Телекоминвест», одним из крупнейших акционеров которого числится СЗТ. Шансы этих компаний на доминирование на петербургском рынке домовых сетей практически равны, а потому о жесткой конкуренции между «родственниками» можно рассуждать лишь теоретически. Скорей всего, они постараются не слишком мешать друг другу.

Связанные тарифы

Ориентиром при определении расценок на услуги для операторов домовых сетей являются сложившиеся тарифы на услуги ADSL. Поэтому с точки зрения конечных пользователей оба способа доступа к Internet не должны существенно различаться по стоимости. Самый дешевый тариф в обоих случаях составляет 10-15 долл. при ежемесячном лимите потребляемого трафика 200-300 Мбайт.

«ПетерСтар» в своей ценовой политике также обещает ориентироваться на тарифы ADSL-провайдеров, хотя, скорее всего, доступ через домовые сети будет обходиться чуть дешевле. Продвигая услуги домовых подключений, эта компания станет акцентироваться на некоторых преимуществах Ethernet-технологии.

При использовании ADSL медные провода, по которым осуществляется доступ к магистральным каналам, зачастую характеризуются ограниченной пропускной способностью. На сегодня подавляющее большинство петербургских пользователей устраивает скорость 512 Кбит/с, но на деле ее не всегда удается достичь в связи с моральным устареванием телефонной проводки. Домовым сетям это ограничение присуще в гораздо меньшей степени.

Еще одно их достоинство — наличие внутрисетевых ресурсов. Как говорит руководитель коммерческого отдела «Матрикс сетевые решения» Анастасия Зайцева, эти ресурсы формируются самими же абонентами домашних сетей и являются их собственностью, к которой они вправе предоставлять доступ по своему усмотрению. Конечно, получать деньги за просмотр фильмов без согласия на то правообладателей незаконно. Однако в организации равноправного обмена приобретенным медийным контентом между соседями сложно усмотреть противоправные действия, а еще сложнее это доказать.

Нужны «длинные» деньги

В Санкт-Петербурге пока незаметна деятельность контент-провайдеров, способных стать поставщиками услуг для домовых сетей. Это — серьезная проблема. Однако, по мнению Петра Акульшина, она не столь значительна, чтобы оказаться сдерживающим фактором для развития домовых сетей. «ПетерСтар» планирует найти поставщика легальной видеопродукции. Правда, его абонентами в большей степени востребованы игровые серверы.

По-настоящему серьезная проблема на пути проникновения Ethernet-сетей в жилые кварталы — необходимость множества согласований с владельцами или управляющими зданий при установке оборудования. Волокита приводит к удорожанию проектов, которые и без того требуют достаточно больших инвестиций при длительном сроке окупаемости. В создание одного узла нужно вложить несколько тысяч долларов. Для энтузиастов это — немалые деньги, а согласования могут обойтись еще дороже.

Со свободными финансовыми ресурсами на телекоммуникационном рынке сейчас, вроде бы, проблем нет. Однако существует множество других сфер оказания услуг, в которых сроки окупаемости значительно меньше. Из-за этого домовые сети развивались в Санкт-Петербурге не слишком быстро. С приходом в данный сегмент таких компаний, как «ПетерСтар», ПТТ, «Метроком» и особенно СЗТ аналитики ожидают кардинального перелома.

В начале ноября «Северо-Западный Телеком» объявил о привлечении им всемирной финансовой организации Citigroup в качестве ведущего организатора дебютного синдицированного кредита сроком на три года. Заимствования в размере 50 млн евро предполагается направить, в том числе, на развитие широкополосного доступа. Правда, из официального сообщения следует, что СЗТ делает ставку на технологию xDSL. Но не исключено, что в бюджете программы, нацеленной на развитие услуг на базе широкополосного доступа, найдется место и для домовых сетей.


Цифры и прогнозы

По оценке независимого петербургского агентства «АВК-Аналитика», Internet-пользователи всех категорий составляют 25-28% населения города, которое равняется примерно 4,5 млн человек. Абонентов, подключенных к Сети по технологиям широкополосного доступа (домовые сети Ethernet, кабельное ТВ и каналы ADSL), насчитывается около 500-550 тыс. Широкополосные подключения распределяются по технологиям следующим образом: 60-70% из них обеспечиваются домовыми сетями, около 20% — телевизионными кабелями, а остальные — ADSL.

Если говорить о тенденциях, то в масштабах всего рынка Internet-доступа прогнозируются неуклонное снижение доли коммутируемой технологии dial-up и рост процента широкополосных подключений. В структуре ШПД эксперты «АВК-Аналитики» предсказывают увеличение доли ADSL-подключений за счет остальных технологических сегментов.

Структура рынка широкополосных подключений в Санкт-Петербурге

Основными поставщиками услуг ADSL являются «Вэб-плас» и «ТелеРосс» (брэнд «РОЛ»), а крупными игроками на рынке коммерческих домовых сетей — «Матрикс Сетевые Решения», ЦИТ «Домашние сети» и «Радиотрансляционная сеть» (РТС). Помимо них в этом же сегменте действуют более 20 средних и мелких провайдеров («Неваком», Avtovo.net, Pulnet, NWLink, «Ленмонтажстройтелеком» и др.). Кроме того, в нынешнем году на рынок домашних сетей вышел оператор «ПетерСтар» (под торговой маркой «IP-магистраль»), который превосходит любого из конкурентов возможностями покрытия территории города.